Устроение Церкви в древний и византийский периоды.
- Давай поговорим об избрании епископов. Это нормально, что народ и клир избирают епископа? Разве епископа не избирают сами епископы?
- Епископа рукополагают сами епископы, а вот избрание епископов в разные времена в Церкви совершалось по-разному. Но нормальная практика, которая была повсеместной в древней Церкви до признания Римской империей христианства – это избрание епископа верующими общины (парикии) из своей среды.
- Однако епископы все равно и в древности поставлялись епископами!
- Да, в 1-м апостольском правиле действительно сказано: «Епископа да поставляют два или три епископа».Однако если мы обратимся к другим свидетельствам святоотеческого предания, то обнаружим, что рукоположение в древней Церкви, скорее, завершало процесс поставления, а прежде церковный народ, как экклесия, собрание, должен был выразить свое согласие на поставляемого кандидата.
- Какие свидетельства ты имеешь в виду?
- Два самых первых свидетельства относятся к наиболее ранней части церковного предания.
Одно принадлежит самому первому документу послеапостольской письменности – так называмемому «Дидахи» («Учению двенадцати апостолов»). Там сказано так: «Постaвляйте себе тaкже епископов и диaконов, достойных Господa, мужей кротких и несребролюбивых, и прaвдивых, и испытaнных, ибо и они тaкже исполняют для вaс служение пророков и учителей». Ясно, что этот призыв был адресован не к какой-то отдельной корпорации епископов, но ко всему сообществу христиан, так как служение, о котором здесь речь, совершается для всех христиан, для всей Церкви.
- Похоже, ты прав. А второе?
- Второе принадлежит одному из мужей апостольских, священномученику Клименту, епископу Римскому, который пишет в своем 1-м послании к Коринфской церкви, что клирики поставляются «с согласия всей Церкви» (Климент Римский, 1-е послание к Коринфянам, 44, 3).
- Да, сильно… Ведь, насколько я помню, именно сщмч. Климент первый начал писать о роли и власти епископов, значении церковной иерархии, необходимости дисциплины и единства…
- И тем весомее его свидетельство, что поставление производится епископами не просто в своем архиерейском междусобойчике, а с согласия всей Церкви.
- А еще кто-нибудь писал об этом?
- Например, сщмч. Ипполит Римский: «Во епископа да поставляется избранный всем народом и, когда он будет назван и понравится всем, пусть соберется вместе с пресвитерами и присутствующими епископами в воскресный день. По согласию всех да возложат руки на него, а пресвитеры пусть стоят в молчании» («Апостольское предание», 2).
Также об этом свидетельствует один из документов древней Церкви – так называемые «Апостольские Постановления»:
«В епископа рукополагать... того, кто беспорочен во всем, избран всем народом, как наилучший. Когда его наименуют и одобрят, то народ, собравшись в день Господень с пресвитерством и наличными епископами, пусть даст согласие. Старейший же прочих пусть спросит пресвитерство и народ, тот ли это, кого они просят в начальники. И когда они ответят утвердительно, то пусть снова спросит. И когда в третий раз подтвердят, что достоин, то от всех потребуют знака согласия; а как скоро дадут его, пусть умолкнут».
А вот как об этом пишет сщмч. Киприан Карфагенский:
«Итак, народ, повинующийся Божественным заповедям и боящийся Бога, должен отделиться от грешника предстоятеля и не участвовать в жертвоприношении святотатственного священника, тем более что он имеет власть избирать священников достойных и низлагать недостойных. Богом, мы знаем, постановлено, чтобы священник был избираем в присутствии народа пред глазами всех и чтобы его достоинство и способность были подтверждаемы общественным судом и свидетельством… Поэтому тщательно надобно хранить и соблюдать то, что по Божественному преданию и апостольскому примеру и соблюдается у нас и почти во всех странах; для правильного поставления все ближайшие епископы должны собраться в ту паству, для которой поставляется предстоятель, и избрать епископа в присутствии народа, вполне знающего жизнь и ознакомившегося с делами избираемого чрез свое обращение с ним» (Письмо 56 к клиру и народу испанскому о Василиде и Марциале).
- Какие еще черты древней Церкви можно отметить?
- Например, в древней Церкви не было таких централизованных образований, как патриархаты. Были «митрополичьи округа» – объединения местных соседствующих парикий вокруг центральной кафедры – митрополии. Но при этом митрополит – «первый епископ» – не имел большой административной власти, скорее он был наиболее уважаемым епископом, первым среди равных и «спикером» на поместных соборах этих округов. 34-е апостольское правило прямо предписывало, чтобы «первый епископ» ничего не решал без согласия всех.
- А потом эта практика изменилась?
- Да, с легализацией христианства и утверждением его в качестве официальной религии Римской империи стали происходить перемены в формах управления церковными делами, хотя далеко не везде, не во всем и не сразу. Во-первых, епископы, в соответствии с административным делением империи, стали наделяться административно-судебными полномочиями, аналогичными полномочиям гражданских чиновников. Постепенно организовались патриархаты. Однако поначалу епископы довольно долго избирались народом, как и в первые три века; так на свои кафедры были избраны многие великие отцы и знаменитые церковные деятели, такие как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Мелетий Антиохийский, Кирилл Александрийский…
- Я слышал, что при избрании Кирилла Александрийского произошли беспорядки…
- Да, отчасти из-за того, что в Церковь вошло много номинальных христиан, и население империи стало постепенно совпадать по численности с количеством населяющих ее христиан, на первый план зачастую стала выходить, как и в общественной жизни, толпа, которой руководили разные политические лидеры и группировки. Нередко они подбивали чернь на беспорядки и бунты, качество же аскетической жизни большинства христиан упало; по этим причинам Лаодикийский Собор своим 13-м правилом запретил сборищу черни (охлосу) участвовать в выборах клириков.
- Выходит, миряне были отстранены от участия в управлении церковными делами еще тогда?
- Вовсе нет: правило ведь было направлено не против церковного народа, а против охлоса(толпы). Миряне продолжали участвовать в церковных делах: в больших городах общину верующих постепенно стали представлять знатные горожане, которые вместе с епархиальным клиром составляли местный собор, по согласованию с которым митрополиты совершали поставления новых епископов. В Константинополе в избрании патриарха стал принимать участие император как представитель всех мирян империи, но до IX века он избирался уважаемыми гражданами и клириками города. Наряду с этим, довольно долго сохранялись традиции общего народного избрания епископов и клириков (например, в Риме вплоть до VIII века включительно римский епископ избирался общим собранием римских граждан). В сельских местностях Византии и той же Московской Руси кандидатов на священство всегда выбирали крестьяне из своей среды. В монастырях монахи избирали своего игумена. То есть при решении дел все равно учитывалось мнение церковной общины, хотя и происходило это уже не всегда таким же образом, как в древности.
- Канонически практика участия церковной общины в управлении делами была закреплена?
- Да, это 7-е правило свт. Феофила Александрийского «О имеющих рукоположитися», где прямо предписывается «рукоположение среди церкви, в присутствии народа, и при возглашении епископа, аще может и народ свидетельствовать о нем»– то есть, если народ своим свидетельством может подтвердить достоинство рукополагаемого.
Еще есть правило 50 (61) Карфагенского Собора, где об избрании епископа говорится: «…и, при народе, к которому избираемый имеет быти поставлен, во-первых да будет исследование о лицах прекословящих: потом да присовокупится к исследованию объявленное ими, и когда явится чистым пред лицем народа, тогда уже да рукоположится».
Беседа 7. О сергианстве.