Евагрий Понтийский и его тайнозрительное богословие.
В Египте первым образованным монахом был Евагрий Понтийский, или Понтик. Евагрий был современником и другом каппадокийс-ких отцов: во дьякона он был рукоположен не кем иным, как самим св. Григорием Назианзеном. Так же, как и каппадокийцы, Евагрий увлекался чтением и переводами Оригена, но в то время, как они, покинув уединение своих молодых лет, вернулись в мир и сделались епископами и активными церковными деятелями, Евагрий так и остался дьяконом, а впоследствии удалился в Египетскую пустыню, где поселился среди монахов в месте под названием Скит (откуда и произошло нарицательное имя «скит»).
В пустыне Евагрий начал свою писательскую деятельность. Ему принадлежит первенство в разработке созерцательно-интеллектуального взгляда на монашескую жизнь. В те времена монахи в большинстве своем неодобрительно относились к образованию и даже писание гимнов полагали чересчур мирским занятием, а для молитвы пользовались лишь «словом Божиим», т.е. псалмами. Евагрий же был греком по национальности и мировоззрению, блестяще образованным философом, наследником Платона и его школы. Недавние исследования также показали, что он был последовательным оригенистом. Евагрию необходимо было объяснить свое новое призвание – пустыню, аскезу, целомудрие – в категориях греческой мысли. Естественно, что для этого как нельзя лучше подходило платоновское учение, в котором тело считается темницей души. Авва Евагрий в этом смысле верно следует Оригену:
Отделить тело от души может лишь Тот, кто соединил их. Однако отделить душу от тела во власти того, кто стремится к добродетели.
(«Практик», 52)
Иными словами, путем духовного усилия можно освободиться от тела, и в этом состоит наикратчайший путь к совершенству.
Духовное усилие понимается как молитва. В учении Евагрия о молитве мы обнаруживаем необычайно тонкий анализ человеческих страстей и движений души.
На Пятом Вселенском соборе (553 г.) Евагрий был формально осужден как еретик вместе с Оригеном, ошибки которого он разделял. В основном он был осужден за свои христологические взгляды. Согласно Евагрию, Христос был одной из «разумных тварей», но в отличие от всех остальных не пал грехом. Поэтому в Воскресении восстановится наше изначальное равенство Христу. Императорским указом сочинения Евагрия были сожжены. Однако его учение о созерцании и молитве было настолько популярно среди монахов, что часть его писаний все же сохранилась, иногда под другими именами, и в дальнейшем оказала огромное влияние на духовную жизнь христианского Востока. Творения Евагрия:
1. «Практик». Книга, представляющая собой практическое введение в монашескую жизнь. Это наиболее известное произведение Евагрия об аскетической жизни, описанной как постоянное сражение с разнообразными страстями, внушаемыми демонами.
2. «Гностик». Продолжение «Практика», описывающее высший путь монаха-«гностика», стремящегося к знанию (гнозису) Бога.
3. «О молитве». Трактат, сохранившийся под именем св. Нила Синайского, посвященный взаимосвязи между молитвой и созерцанием.
4. «Главы гностические». Собрание, состоящее из 600 кратких высказываний, «глав», разделенных на шесть «сотниц», в которых обсуждаются догматические и аскетические вопросы. Эта книга, отражающая еретическую христологию Евагрия, сохранилась только в сирийском переводе.
Даже поверхностное знакомство с писаниями Евагрия обнаруживает его необычайный литературный дар. Помимо этого он обладал глубоким знанием человеческой психологии и весьма тонко описывал греховные состояния человека. Возьмем, к примеру, его описание демона духовной скуки, иначе называемого полдневным демоном (Пс. 91:6). Евагрий описывает его как самого опасного из всех:
Он усиливает свою атаку на монаха около четвертого часа (10 часов утра) и продолжает осаждать душу до восьмого часа. Прежде всего, он создает впечатление, что солнце еле-еле, если вообще, передвигается по небосклону и что в сутках пятьдесят часов. Затем он принуждает монаха постоянно выглядывать в окно, выходить из кельи и пялиться на солнце, чтобы определить, долго ли еще до девяти (3 часа дня – обычный час обеда в монастырях), смотреть по сторонам, не появится ли кто из братьев. Далее, он вселяет в сердце монаха ненависть к монастырю, к самой жизни, к ручному труду...
(«Практик», 12)
Центральное место в философии Евагрия занимает его учение о молитве. Основным занятием в монашеской жизни должна быть молитва. Следовать за Христом, согласно Евагрию, означает идеальную, непрерывную молитву, завещанную апостолом Павлом (1 Фес. 5:17). Это относится не только к отшельникам, но и к общежитейским монахам, которые как раз тогда начали появляться. Следует заметить, что появление монашеских общежитий связано с именем ученика Евагрия, св. Пахомия. Монашеские общины ввели практику непрерывного богослужения, пения псалмов, а также усвоили и только что возникшую идею непрестанной молитвы.
Помимо развития самой идеи, Евагрию принадлежит и термин «умная молитва, которую он понимал как «непрерывное общение разума с Богом» («О молитве», 3). «Монах, – писал Евагрий, – это человек, который отделен ото всего и в гармонии со всем» («О молитве», 124). Это означает, что монах удаляется от мира с тем, чтобы потом через Бога обрести гармонию со всей вселенной. Самое слово «монах» происходит от греческого «монос» – «один».
Таким образом, в учении Евагрия наряду с еретическими элементами мы находим чрезвычайно важную идею постоянной умной молитвы, которая впоследствии трансформировалась в учение об «Иисусовой молитве» и глубоко запечатлелась в православной духовной традиции. Произошло как бы очищение учения Евагрия, и в этом выразилась мудрость Церкви, перерабатывающей все и усваивающей лишь правильное и полезное.
[Асмус] Евагрий был первым, кто пытался богословски осмыслить монашеский подвиг. Из церковной истории хорошо известно о последующей участи учения Евагрия – Церковь продолжала бороться с оригенизмом, так же как она боролась с ним при жизни александрийского учителя, еще в 3-м веке. Новый разгар этой борьбы произошел в 6-м веке, когда Церковь волновали споры, которые велись вокруг учений палестинских монахов-оригенистов. В 6-м веке спор об оригенизме привел к осуждению оригенизма, сначала на поместном соборе в КПле в 543 г., затем на V Вселенском соборе в 553 г. В тексте соборного осуждения кроме самого Оригена называются как осужденные Дидим Слепец (известный александрийский богослов 4-го века) и Евагрий. Осуждение, произнесенное собором, было повторено последующими Вселенскими соборами, так что осуждение Евагрия – неоспоримый факт, и именно по этой причине Евагрий – единственный из авторов Добротолюбия, который там не обозначается под именем святого или преподобного. В то же время то, что его творения помещаются в такой авторитетный сборник аскетических произведений, как Добротолюбие (и греческое, и славянское, и русское), говорит о том, что несмотря на личное осуждение Евагрия как оригениста Церковь относится к его творениям дифференцированное, т.е. не отвергает все в его творениях.
Творений у Евагрия достаточно много. Прежде всего это «Антиретикос» (из 8 книг в соответствии с восемью духами злобы; в то время еще не существовало учения о семи смертных грехах, этому позднее появившемуся учению древних отцов соответствовало учение о восьми духах злобы). В восьми книгах этого сочинения Евагрий собрал библейские цитаты, относящиеся к каждому из этих восьми духов, каждому из основных восьми грехов и пороков. Сочинение это сохранилось в сирийском и армянском переводах.
«Монахикос» (т.е. по-греческий «монашеский») состоит из двух частей: «Практикос» («практик») – деятельная часть из 100 глав. В сочинениях Евагрия впервые появляются эти главы. В аскетических сочинениях они имеют двоякое происхождение: с одной стороны, главы ведут происхождение от кратких монашеских изречений, которые во множестве слышал Евагрий от египетских подвижников и от тех, кто пересказывал их высказывания. Второй источник этого литературного рода – философия; неоплатонические философы любили излагать свои мировоззрения в кратких тезисов, кратких глав. Итак, «Монахикос» состоит из части 1-й (100 глав), часть 2-я называется «Гностик», она состоит из 50 глав и относится к более сокровенному учению Евагрия (сохранилась только в сирийском переводе).
«Гностические проблемы» – сочинение, состоящее из 600 глав, сохранившееся только в сирийском и армянском переводах.
«Зерцало для монахов и монахинь» – 50 глав (имеется греческий текст и латинский перевод).
Сохранилось 67 писем аввы Евагрия. Кроме того, 8-е письмо в корпусе писем Василия Великого на самом деле принадлежит Евагрию.
Два сочинения Евагрия – «О молитве» и «О злых помыслах» сохранились под именем того, кого мы называем Нилом Синайским (он же – Нил Анкирский, малоазиатский подвижник). Сохранение творений Евагрия под чужими именами совершенно понятно в связи с осуждением Евагрия как еретика.
Занимался Евагрий и библейской экзегезой. В частности, в катенах можно отыскать значительные фрагменты его библейских комментариев.