Св. Амвросий Медиоланский, его пастырское богословие, этика, аскетика и экзегетика.
Миланский. Родился в 340 г. Отец рано умер, переселились в Рим. Словесность и правоведение. Адвокат, префект Лигурии и Проб (370). 374 + медиоланский епископ Авксентий (арианин). Амвросий является по обязанности префекта в храм и там младенец предлагает его в епископы. Он был крещен и через неделю после этого был посвящен в епископа. 1.12.374г. – посвящение (34 года). Образование (Ориген, Назианзин, Василий В.). Борьба с арианством – имп. Юлиана – имп. Грациан (православный). 380 в Сирмии епископ – арианин. Амвросий прибывает туда и ставит другого. 381 низложение 2 арианских епископов, публичный спор, но ариане не явились (Слово о тайне воплощения). 382 – языческие жрецы лишены общественного содержания, статуя победы вынесена из сената. 383 – имп. Максим убивает православного имп. М/у 2 огней (Юстиниана). Влияние на Максима, опровержение речи Симмаха. – язычника. Максим объявляет войну Юлиане, но погибает, сын Юлианы Валентиниан – указ о незаконности еретиков. Отлучение Феодосия от Церкви за убийство солунян-бунтовщиков. Вынужден дать указ о смертной казни после 30 дней. Прощение на Рождество. Возвращение Феодосия на восток. 392 язычник Арбогаст убивает Валентина, имп. – Евгений (указ о недействительности указов против язычества). Обличение Амвросием имп. Подавление мятежа Феодосием его +395. Амвросий + великая сб. 397.
Церковь и гос-во. Св. Амвросий активно участвовал в политической жизни своего времени и политической борьбе. Политическая ситуация была очень нестабильной, его город находился недалеко от границы Запада и Востока, ему поэтому приходилось иметь дело и с западными, и с восточными императорами. Их взаимоотношения были далеко не всегда мирными. И вот в этих условиях он проявляет большую активность. С одной стороны, он требует, чтобы Церковь была независима от государственной власти (известна его фраза императору Феодосию Великому «Ты в Церкви, но не над Церковью»), с другой стороны св. Амвросий требует, чтобы государство активно участвовало в церковной жизни, требует, чтобы государство своими средствами боролось с еретиками, с не христианами, язычниками, иудеями. То есть нельзя сказать, что Амвросий Медиоланский ревнитель разделения Церкви и государства, этого, конечно, в то время не было и быть не могло.
Большой ряд экзегетических творений, почти исключительно по Ветхому Завету. По образцу Филона Александрийского, которого он внимательно изучал, и Оригена, которого он тоже знал, св. Амвросий просматривает тройной смысл Священного Писания – буквальный, моральный и аллегорический, и можно сказать, что он явное предпочтение отдает аллегорическому толкованию.
Экзегетические творения: «Шестоднев», «О рае», «О Каине и Авеле», «О Ное», две книги «Об Аврааме», «О Исааке и о душе», «О благе смерти», «О быстротечности века сего», «Об Иакове и блаженной жизни», «Об Иосифе», «О патриархах», «Об Илие и о посте», «О Товии», «Об Иове и Давиде», «Об апологии пророка Давида». Ему принадлежит также толкование 13-ти Псалмов, в том числе Псалма 118-го. Единственное новозаветное толкование св. Амвросия – это толкование Евангелия от Луки.
Толкование на ев. Луки – общий обзор, букв. смысл, сравнение с др. Евангелистами, разногласия, еретики. Толкования на ВЗ – подражание (не знал еврейского, плохо греческий) 6 книг на Шестоднев, 12 псалмов и 118 псалом (Вас Вел, Ориген, Ипполит). О Каине и Авеле, о Ное, Исааке, благословениях Иакова, о кающемся Давиде – назидания, но много аллегорий и мало точного смысла.
Догматические: [Асмус] «О вере». По просьбе императора Грациана св. Амвросий написал это творение, составленное со специальной целью обличения арианской ереси. «О Святом Духе» – творение, тоже связанное с арианскими спорами; в заключительной фазе этих споров шла полемика о Третьем Лице Святой Троицы. «О таинстве воплощения Господня», «Изложение Символа для новоначальных», «Изложение Веры», два сочинения «О таинствах», «О покаянии». В этом последнем творении св. Амвросий оспаривает тех еретиков, которые отрицали власть «вязать и решить», власть, которую имеет Церковь благодатью Божией; это сочинение имеет некоторые интересные сведения о покаянной дисциплине того времени в Милане.
[*] 5 книг о вере – опровержения против ариан (о единосущии док-ва), о символе в, о воплощении, – переведены при жизни на греческий, авторитет, о Таинствах, 2 кн о покаянии, о воскресении, на смерть Феодосия. О тайнах к новопосвященным – подобие Огласительных слов, о крещение («благодать СД действует во оставление грехов»), миропомазание, евхаристия («плоть, распятая на кресте»). 3 кн. О СД (Афанасий, Василий В, Дидим) – недовольство Иеронима слогом и мыслями.
Нравственные: «Об обязанностях служителей», это творение, название которого заимствовано из Цицерона (у Цицерона есть знаменитое сочинение «Об обязанностях»). Амвросиевская традиция прослеживается и у нас: была такая знаменитая книга «О должностях пастырей приходских», название, которое восходит к св. Амвросию и через него к Цицерону. Затем другие трактаты – «О девах», «О вдовицах», «О девстве», «Увещания к девству», «Об установлении девства», т.е. об институте дев, который существовал в Древней Церкви с апостольских времен. О патр. Иакове («блаженство – жизнь без плотских страстей»). Иаков – пример счастливой жизни, Иосиф – образец целомудрия, о девстве, вдовицах.
Гимнографические творения. Его можно смело назвать создателем западной церковной поэзии, гимнографии. Эта гимнография так же, как на Востоке греческая гимнография, встала на новый путь. Если античное стихосложение, как греческое, так и латинское, строилось на правильном чередовании долгих и кратких слогов, то это была реальность языка (эти слоги очень четко различались и в греческом и в латинском языках в свое время). Это создало литературную традицию, которая сохранялась много времени спустя после того, как всякое фонетическое различие между долгими и краткими слогами в обоих языках было утрачено.
Гимны, которые писал св. Амвросий, это, в основном, гимны, состоящие из четверостиший, нерифмованные, но с очень четкой и простой ритмикой.
[*] Богослужение – чин литургии, Лекционарий (подневное распределение чтений + ВЗ по восточному обычаю), Антифонарий – гимны, ноты (Григорий Богослов).