Св. Кирилл Иерусалимский, его Огласительные и Тайноводственные слова.
Родился 313-315 гг. В иерусалимской обл. Образован в Св. Писании. 343-5 – иерей, 348 – епископ Иерусалима после св. Максима. Вопрос о законности рукоположения и причастности к арианству
- от арианина Акакия, а Максим хотел Ираклия (Иероним, Сократ, Созомен).
- Но Феодорит говорит о его православности и законности.
Послание Константинопольского поместного собора 382 года также утверждает незапятнанность православия св. Кирилла Иерусалимского.
Спор с Акакием, его посвятившим (юрисдикция, арианство). С 358-378 – троекратное изгнание (17 лет), 4 г. под Юлианом, 362-4, 367-378. Находился в Антиохии и Тарсе, II ВС, +386-7.
Омий, практик, средняя позиция.
[Асмус] «Огласительные слова». «Слова» были произнесены в Иерусалимском соборе Воскресения Христова, который был в IV веке построен св. царицей Еленой. «Огласительные слова» разделяются в соответствии с разными периодами оглашения. Сначала «Слова», относящиеся к периоду предоглашения, затем «Слова», обращенные к просвещаемым, т.е. к тем, кто непосредственно готовится к таинству святого Крещения. Крещение совершалось накануне празднования Пасхи, и в преддверии Пасхи произносились эти «Слова». И, наконец, пять последних «Слов» называются «Тайноводственными словами».Эти «Слова» выслушивали те, кто только что принял святое Крещение и произносились они на Пасхальной Седмице. Эти «Слова» интересны во многих отношениях, в частности, проповедник настаивает на том, что христианское учение имеет такие стороны, которые ни в коем случае не нужно разглашать посторонним. То, что в богословии называется «тайной учения». Мы знаем, что указание на недопустимость такого разглашения присутствует доныне в самом богослужении; перед Причащением мы произносим слова «ни бо врагом твоим тайну повем». Мы об этом иногда забываем, когда в катехизаторском порыве стремимся все вероучение церковное сделать общедоступным.
Кроме этих главных творений свт. Кирилла, сохранились еще некоторые другие. Письмо св. Кирилла императору Констанцию; это письмо датируется 351-м годом. Оно описывает видение Креста Господня на небе, которое было как раз в этом году. Св. Кирилл сообщает императору. Как мы понимаем, письмо адресовано императору-арианину; св. Кирилл говорит с ним в весьма почтительных тонах, однако, не боится указать на то, что почитает святую единосущную Троицу, т.е. указать на свое православие, на свою принадлежность к Никейской вере, как тогда говорили.
Кроме того, сохранились еще две проповеди св. Кирилла – одна полностью «На расслабленного», другая – в отрывках. Богословский аспект учения Церкви в изложении св. Кирилла – это, прежде всего, утверждение единосущия Лиц Святой Троицы и борьба против арианства.
[*] «Огласительные слова»: 24 главы 1 – предогласительные, 18 – к просвещаемым, 5 – тайноводственные. Говорены в мае 348 г. Историч св-ва о жизни Церкви.
4 поучение – канон Св. Писания, не признаются второканонические, НЗ – нет Апокалипсиса, Дидахи и Пастыря.
Кафоличность: – повсеместность; – целостность; – всеобщность спасаемых людей. Церковь одна, вне ее – волки и сборища еретиков, которых надо избегать. Соборность не имеет общего со всеобщим управлением мирян и иерархов.
Символ Веры не оставлен (дисциплина аркана). СВ сконструирован из разных мест «Поучений» (+ СД – Параклит, «Единый», крещение покаяния; – «Единосущный» и пр.). Сын «по всему подобный Родшему». Омий? Но православная позиция Сын – Бог = Отцу (против монархиан), прежде веков. Воипостаизированное Слово, а не произнесенное. ДС – сила просвящающая, как луч просвящает очи (Василий В.)
Литургическая сторона: Крещение 40 дней поста + сокращенный элементарный курс догматики и аскетики. Все в притчах, о Троице без подробностей. Таинство совершается в притворе, отрицание от сатаны. Совлечение одежд и хитона (отказ от ветхого че-ка). Помазание заклинательным елеем. Символ Веры и троекратное погружение. ДС очищает душу, вода – тело.
Эпиклеза – вода получает силу святости.
Миропомазание Освящается миро через призывание ДС, помазание (печать дара), возложение рук? Отдельное таинство.
Евхаристия Лит оглашенных: чтение Св. Пис., проповедь. Анафора совпадает в основных чертах. Важность эпиклезы (против католического преложения при установительных словах). Ходатайственные молитвы. «Отче наш»
Избегается применение «обожение» – обоготворение Луны, Солнца в отрицательном смысле. Но «усыновление», «сыноположение».