Мистическое (тайнозрительное) богословие св. Григория Нисского. Его эсхатологические воззрения.
Родился ок. 335 г. Влияние Макрины и Василия. Женился на Феодосии (исключительное духовное дарование), +365. Философские искушения, 371-2 – епископ Ниссы, не деятель, но писатель и богослов. Еретики воздвигли против него массу всяческих обвинений, в том числе и совершенно ложное обвинение в финансовых злоупотреблениях. В результате этих обвинений в 376 г. собор арианских епископов низложил св. Григория. Он осужден и заочно низложен за растрату и незаконное посвящение. После смерти императора-арианина Валента в 379 г. возвращение. После смерти Василия – полемика с Евномием и восполняет «Шестоднев» своего брата – Вас. Вел. 379 г. В Аравию и Палестину (сочинения где не рекомендуется поломничать в Св.Землю). В 381 г. св. Григорий Нисский очень много сделал для утверждения Православия на II Вселенском соборе, в котором он весьма активно участвовал, вкл в список обязательного общения. 382, 382 соборы в КПле, борьба с арианами. Знакомство с дев. Олимпиадой. VII ВС – «отец отцов».
Догматические творения свт. Григория Нисского. На первом месте большое по объему сочинение «Против Евномия». После того как свт. Василий Великий выступил с критикой Евномия, тот долго молчал и только через 14 лет ответил на критику. Свт. Григорий Нисский давал ответы на эти ответы Евномия.
Два сочинения, специально направленные против Аполлинария. Одно из них адресовано Феофилу, епископу Александрийскому. «Слово о Святом Духе против духоборцев македониан». Тринитарный трактат «К Авлалию о том, что не три Бога»(Авлалий – это клирик, который задал святителю вопрос: почему мы не можем говорить о том, что три Бога, если мы признаем Божество всех трех Божественных Ипостасей?). Здесь св. Григорий объясняет, что словом «Бог» мы обозначаем сущность, и эта сущность, эта природа едина, поэтому мы можем говорить только об одном Боге.
«К эллинам об общих суждениях» – здесь речь тоже идет о Св. Троице; св. Григорий защищает тринитарный догмат на основе рациональных суждений. «К Евстафию о Святой Троице» (адресат – врач; здесь св. Григорий опровергает ересь духоборства, отрицающего Божественность Духа Святого). Самая большая часть этого трактата оказалась включенной в письма св. Василия Великого, поэтому в некоторых изданиях трактат не помещается среди творений св. Григория Нисского. «К Симпликию о святой вере» – защита догмата Божественности и единосущия Лиц Св. Троицы и опровержение арианства, в частности опровержение тех толкований, которые ариане давали некоторым местам Св. Писания, защищая свое учение.
«Диалог о душе и воскресении» носит имя Макрины, написан под известным литературным влиянием платоновских диалогов, особенно диалога «Федон», где тема та же самая – бессмертие души. Диалог представляет собой беседу св. Григория с его сестрой Макриной, которая вела подвижнический образ жизни.
«Против судьбы» – в этом сочинении св. Григорий опровергает языческое фаталистическое учение, защищая учение о свободе человеческой воли.
Самое значительное из творений св. Григория Нисского – «Большое огласительное слово». Мы знаем, что уже Ориген в своем сочинении «О началах» предпринял попытку изложения системы христианского богословия (не совсем удачную в связи с общим характером воззрений Оригена). В творении св. Григория мы видим вторую такую попытку в истории христианского богословия. Творение это было предназначено для катехизаторов – для тех, кто имел должность учить основам христианской веры.
Другой большой раздел творений св. Григория – экзегеза Св. Писания. В этом разделе св. Григорий обнаруживает гораздо больше восхищения Оригеном, чем в догматических творениях. Экзегетические творения св. Григория начинаются сочинением «О сотворении человека». Здесь св. Григорий восполняет «Шестоднев» своего брата свт. Василия Великого, потому что свт. Василий не говорил о творении человека. Св. Григорий утверждает высочайшее достоинство человека. Как он пишет, человек – единственный из всех тварей почтен образом Божиим.
Основные темы богословия св. Григория те же, что и у Василия и Григория Богослова: единосущие Лиц Св. Троицы, божественность Сына и Св. Духа. В христологии он тоже продолжает Великих каппадокийцев, учит о Божестве человечества во Христе. В учении эсхатологическом (учении о конце света) св. Григорий обнаруживает больше всего зависимости от Оригена. Он не разделяет учения Оригена о предсуществовании души, о переселении душ, он отбрасывает платоническое учение о том, что душа пребывает в теле, как в темнице в наказание за совершенные грехи. Он сходится с Оригеном в отрицании вечности наказания грешников. Он считает, что наказание имеет чисто врачебное значение, а угроза вечного наказания, которая, несомненно, содержится в Евангелии, истолковывается им всего лишь как педагогическое средство.
[*] Эсхатологическое учение св. Григория Нисского. Смерть побеждена, но не прекращена. И смена поколений будет происходить до завершения круга чувственного времени. Тела после разложения на частицы смогут восстановиться, т.к. несут на себе печати принадлежности той или иной душе – вид, облик внутренний образ. Связь бессмертной души с телом после смерти остается, она знает место нахождения каждой частицы. Смерть – новая ступень пути восстановления в древнее состояние. Восхождение продолжается и грешники попадают в чистительный и крещальный адский огонь. Греховный обман рассеивается и душа перед откровением истины неизбежно обращается. Григорий не признает упорство во зле.
- Устойчивости зла нет, воля не м. упорствовать перед откровением Бога.
- Разум м. ошибиться, но не м. упорствовать в очевидном заблуждении. Зло небытийно и несвойственно душе => после обращение огненное обжигание и уврачевание. Душа раздирается на двое Бог влечет Свой образ, а земные пристрастия удерживают душу. «Мера страдания есть кол-во находящегося в каждом чеке зла» => мучение конечно, но это м.б. целая вечность и все же время.
Вечные мучения:
- на случай нераскаянности
- педагогическое толкование (т.е. чтобы испугать)
- у Григория – необходимая конечность всего тварного и времени, как области очищения через смерть (тело через разложение, душа – через горние пути)
Окончание времени по наступлении полноты и прекращении рождений. В воскресении оканчивается очищение и восстанавливается целый ч-ек, но очищение для иных еще продолжается – апокатастасис разделен на части (Оригенова схема, но у него не было абс. значения воскресения, это поворотный этап, но не восстановление). Нетленное тело оживотворяется мертвой и неочищенной душой
- Максим Исповедник: воскресение заканчивает все процессы и грешники подпадают под вечное осуждение.
- Ориген: воскресение не есть восстановление.
- Григорий: противоречивое соединение.
Символическое понимание «колоса» и «семени»... Тождество субъекта и субстрата. Воскресшие тела не будут обладать органами, необходимыми для жизнедеятельности и размножения, вид че-ка будет определяться состоянием души.
Суд Сына на основании личного опыта, это не столько решение сколько откровение прошлых дел. Мучения есть до и после. Смысл суда в ожидании.
Всеобщее восстановление – все учавствуют в благах, одни через подвиг земной жизни, другие огнем. Христос исцелил 3 сосуда зла: дьявольскую природу, женский пол и мужской. Демоны и сатана будут уврачеваны. Зла нет оно только случается, бывает => конечно. Бог все во всем => Во всем=> и все в Боге. Время не среда греха и падших (Ориген), а рождающиеся во времени (нет предсуществования) двигаются к Гду – спасается положительный смысл истории. Но есть «последнее забвение» – не будет памяти о злом => и о победах над ним. V собор осуждение апокатастасиса в связи с предсуществованием.