Житие и писания св. Василия Великого. Его аскетические труды и монашеские уставы.
Родился примерно в 330 году в центре Каппадокии городе Кесарии. Отец Василий – ритор, мать Эмилия, бабка Макрина (ученица Григория Чудотворца). Трое братьев епископы (+ Григорий и Петр). Домашнее образование, Кесария вместе с Богословом, затем КПоль и Афины (учителя риторы Имерий и Проэрезий), слушал в Антиохии Ливания. Крещение в Кесарии от еп. Диания в 355 (25 лет) + чин чтеца. Удаляется в пустыню на р. Ирис. Сотрудничество с Евстафием Севастийским (потом поссорились на почве омиусианства). «Филокалии» (358-359). 360 г. присутствовал на соборе в КПле, 362 он пресвитер. Уход от еп. Евсевия в пустыню. После его смерти 370 г. – епископ Кесарии. Через 9 лет +. Преследование православных имп Валентом, создание 2-ой Каппадокии. Еп. Анфим Тианский создает кафедры в противовес Василию. Он рукополагает брата и Богослова. Защита Никейской веры, 372 г. исповедничество перед префектом Модестом. +373 – Афанасий, Василий остается один. Попытки найти поддержку Запада. Организация монашеских общин. Собор 376 г. в Кизике. Василий +1.01.379 г.
Главная богословская заслуга Василия Великого – это борьба за утверждение Православия, борьба за утверждение Никейского догмата. В этой борьбе св. Василию и его друзьям принадлежат очень важные терминологические уточнения потому, что, когда начинались арианские споры еще не было никакой точности в триадологической терминологии. Это весьма осложняло задачу богословия. Самое главное, что св. Василий утвердил раз и навсегда значение слов «сущность» (ουσια) и «ипостась». Может показаться странным, но до св. Василия даже защитники Никейского вероопределения, такие, как свт. Афанасий Великий употребляли эти два слова, как синонимы. Это впрочем соответствует общеязыковому словоупотреблению. Например, в одном из своих последних творений свт. Афанасий Великий пишет буквально следующее (он оправдывает употребление этих слов): «Ипостась – есть усиа». Это не означает ничего иного, как простое «бытие».
Св. Василий доказал и убедил Православных признать, что единственная приемлемая формула, когда говорят о Святой Троице, – это «единая Сущность и Три Ипостаси», т.е. употреблять слово «ипостась» в значении «сущность» недопустимо. Слово «ипостась»предпочтительно, как показывает св. Василий, в сравнении со словом «лицо» (προσοπον). Действительно, если мы обратимся к предшествующей истории, мы увидим, что слово «просопон», неясное по своему общеязыковому значению, было достаточно скомпрометировано в прежних богословских спорах. «Просопон» – это «лицо» в значении внешность, обличие. Это слово имело также значение «маска»; как у нас слово «личина» и слово «лицо» – это слова одного корня. Не удивительно, что еретик Савелий, который сливал лица Святой Троицы, учил о едином божественном Лице, вполне допускал слово «просопон». Для него это слово, конечно, имело специфический смысл, оно означало то обличие, какое принимает Бог на очередном этапе Священной истории. То есть, это не одно из Лиц Божества, а одно из обличий единой божественной Личности. Понятно, что в таком историческом контексте было предпочтительнее какое-то более определенное слово, слово, выражающее особое самостоятельное бытие.
Хронология затруднена. По СВ. Писанию: 1) Беседы на псалмы (до епископства 370) нравственное применение для простого народа, аллегор, истор, граммат. – 1том 2) Толкование на первые 16 глав Исаии по стилю и заимствованиям из Евсевия – его авторство отвергается – 2 том. 3) Беседы на Шестоднев до 370 г – 1том. – 9 бесед читанных за неделю простому народу. В. Поста. Влияния «Тимея» Платона о внемирной и вечной Причине, разумность в творении, понимание материи и пространства. Но Демиург не= Б-Творцу, нет учения об идеях. Плотин ок 10 мест из «Эннеад». Космология, география, натурфилософия Аристотеля. Стоики – значение огня, о «логосах».
Догматико-полемические: «Против Евномия» 363-365 гг. 3 первые книги принадлежат ему. О познаваемости Бога. Ум – часть божества => Бога м знать, Бог не личен, если нерожден => не Бог, не изменяемость => передача качеств невозможна. Крайний катафатизм. Проблема имени. 1 книга – нерожденность – св-во Отца, 1 – Сын – Бог, хотя и рожден, 2 – Св. Дух – Бог – 3 том. «Книга о Св. Духе ко св. Амфилохию Иконийскому» Сентябрь 374 – Василием за богослужением изменена доксологическая ф-ла: «слава О через С во СД», он: «слава БО с С и со СД» – Амфилохий возмутился. В конце 375 г. закончен ответ 30 глав, 79 разделов. Третье произведение после Афанасия и Дидима. Ссылка на древность эпиклезы. Богослужебные выражения – аргумент – 3том.
Проповедь на Притч по рукоположении 362 г., Второзак 15, 9; Лк 12, 18: «разорю житницы моя и созижду новые. «Слово к юношам о пользе чтения книг языческих» – забота о 2 племянниках. 24 речей (беседы – 4том) (истолкования, похвала муч, к богачам, против пороков, 13-ая о крещении, 9-Бог не источник зла, 24 – о савелианах, ариан, аномеев.
Аскетич труды «Предначертание аскетич», «аскет увещ к отречению от мира и дух соверш»?, «Слово о жизни аскетич»?, «Сборник нравствен. Правил», много др. Правил.
Литург труды, переписка 365 писем есть к нему и не его, собраны Григорием 38-е к Нисскому разбор сущности и ипостаси.