Св. Афанасий Великий. Жизнь и богослоские взгляды. Писания против арианства
Родился в христ семье, Александрия, 293 г. Свид. гонения Диоклетиана. Светские науки мало, античн. философия и св. Писание в совершенстве. Секретарь еп. Александра, присутствие на соборе. 8 июля 326 г. – еп. Александрийский. Из 47 лет епископства 15 в гонениях и ссылке. В 335 году в Палестине, в Тире собор епископов, который состоял по преимуществу из сторонников Ария и он по обвинениям осудил св. Афанасия. Опровержение всех клевет, но Константин удалил его в Тир. 337 г. после смерти имп. – возвращение. Евсевиане обвинили в незаконном возвр. На его место – арианин, кот. был предан анафеме епископатом. 340 г. – еп. Алекс. – Григорий Каппадокиец, силой захватил храмы. Афанасий бежит в Рим, где Юлием принят в общение. 343г. собор в Сердике. 345 по просьбе Констанция возвр. в Алекс. Соборы в Арле 353, Милане 355 низложили Афанасия. 356 прибывает военачальник Сириан, чтобы схватить Афанасия => в пустыню. Еп. Георгий => гонение на православных, центр ариан, Аэций и Евномий. Написание защитительных сочинений.
[Асмус] Скрываясь в египетской пустыне, он написал очень важные свои сочинения: «Апологию к Констанцию», «Апологию о своем бегстве», «Письмо монахам», касающееся событий арианских споров и «Историю ариан». Как только умер император Констанций в 361 году ситуация резко изменилась – узурпатор Александрийского епископского престола был убит народом (это явление в Александрии не уникальное) и св. Афанасий смог вновь занять свою кафедру.
[*] 361 г. при Юлиане возвращение и собор 362 г., удаление в верхний Египет. Встреча с новым имп. Иовианом, возвр. в Александрию в 364 г. Указ Валента – ссылка всех, кто был сослан Констанцием и возвращен Юлианом, через 4 мес. по просьбе народа отменено. До смерти 3 мая 373 г. в Александрии – лит и пастырские труды.
[Асмус] Творения апологетические и догматические. Первое из них по времени написания – это сочинение «Против язычников и о воплощении Бога-Слова». Первая часть «Против язычников» – есть разновидность христианской апологии; Святитель Афанасий очень хорошо проводит грань между Богом и тварным миром, отвергая, как простонародный языческий политеизм, так и философский языческий пантеизм. Он показывает, что вся природа, весь мир в совокупности не есть Бог, не может рассматриваться, как, сам по себе, божественный. Гораздо большее значение имеет вторая часть этого двуединого труда «О воплощении Бога-Слова». Здесь говорится о самом важном в нашей вере, об искуплении, о спасении и обожении человеческой природы. Св. Афанасий здесь учит, что Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. Это опять-таки не ново, об этом Ириней Лионский уже говорил. Но св. Афанасий об этом говорит очень определенно и делает это утверждение основой своего богословия. Можно сказать, что основа богословия св. Афанасия, в частности, основа его полемики с арианством – это сотериология, т.е. учение о спасении человека.
Главное догматическое творение святителя Афанасия – это «Слова против ариан». Первое «слово» против ариан – это резюме арианской доктрины и защита Никейского вероопределения. Второе и третье «слова» против ариан – это истолкование тех текстов Священного Писания, которые использовались арианами для обоснования их учения, а также тех текстов Священного Писания, которые православное богословие выдвигало для опровержения арианства. Во многих собраниях творений святителя Афанасия печатается еще четвертое «слово» против ариан. Но по единодушному суждению ученых мужей это «слово» ему не принадлежит и написано скорее уже после его смерти. Во многих рукописных сборниках творений св. Афанасия это «слово» не помещается.
Существует более краткое сочинение св. Афанасия на ту же тему, оно называется «О воплощении и против ариан». В этом сочинении встречаются чеканные формулировки, например, «Единый Бог в трех ипостасях»; настолько классические формулы, что некоторые даже сомневались в принадлежности сочинений св. Афанасию, однако, без всяких оснований. Действительно употребление слова «ипостась» у св. Афанасия неоднозначно, иногда он употребляет это слово, как синоним слова «сущность». Однако же встречается у него и употребление слова «ипостась» в значении «лицо».
Сочинения, которые ему не принадлежат. «Афанасиев символ»; до недавнего времени он печатался во всех изданиях Псалтири и в Следованной Псалтири, как один из важнейших вероучительных текстов православной церкви. Однако, уже начиная с XVII века, ученые начали сомневаться в принадлежности этого «символа» св. Афанасию. Впоследствии было доказано, что этот «символ» несомненно западного происхождения и греческий его текст является переводом и по времени происхождения он относится к последующему времени. Как обычно думают, он составлен во второй половине V-го века, хотя среди предполагаемых авторов называли и отцов более раннего времени, например св. Викентия Лиринского или св. Илария Пиктавийского.
Афанасиев «символ» любили использовать на Западе для обоснования «Филиокве»(Filioque), на Востоке он, естественно, имел хождение без «Филиокве»(Filioque). Появление «Филиокве»(Filioque) в тексте столь раннем нас удивлять никоим образом не должно, потому что «Филиокве»(Filioque) – это учение, которое уже вполне четко выражено у блж. Августина.
Св. Афанасий отдавал свои силы преимущественно борьбе против арианства, однако, эту борьбу он мог вести в разных планах, как в чисто догматическом, так и в плане историческом. Можно в отдельный раздел выделить его сочинения историко-полемические. Это прежде всего, «Апология против ариан», сочинение составленное около 357 года после возвращения святителя из второй ссылки. В своих исторических сочинениях св. Афанасий широко пользуется документами: посланиями разных лиц, соборными определениями самых различных церковных собраний. Они имеют строго документированный вид.
Другая апология – это апология, адресованная императору Констанцию. Она написана в твердом и достойном тоне и является в литературном отношении, может быть, самым тщательно обработанным творением святителя Афанасия.
Большое сочинение «Об истории арианства» св. Афанасий адресовал монахам. Если в апологии, адресованной Констанцию, он искал его благоволения, то, напротив, в «Истории арианства», адресованной монашеству, которое стояло целиком за него, он обрушивается на императора с самыми тяжелыми обвинениями, называя его врагом Христовым и т.д.
Основным направлением древнего богословия, богословием по преимуществу, было толкование Священного Писания и святитель Афанасий, как и любой богослов, любой проповедник тоже занимался толкованием священных книг. «К Маркелину о толковании псалмов». Здесь говорится о содержании, о мессианском характере псалмов и об их употреблении в духовой жизни. «Комментарий к псалмам», Св. Афанасий написал также комментарий на книгу Екклесиаста и на книгу «Песнь песней», однако эти толкования не сохранились, кроме очень незначительных фрагментов в тех же катенах. Сохранилось восемь фрагментов толкования св. Афанасия на книгу «Бытие».
В IV веке расцветает монашество и первое монашеское житие – это знаменитое житие преподобного Антония Великого, составленное святителем Афанасием, который лично знал прп. Антония, посещал его неоднократно и был среди его почитателей.
Св. Афанасий защитник церковного учения о Святой Троице, о едином Божестве Отца, Сына и Духа Святого. Святая Троица творит мир, который, как творение, решительно отличается от Творца. Лица Святой Троицы равны, в частности, это выражается в отношении ее к миру: Отец творит мир через Сына, в Духе Святом.
Свт. Афанасий основывается на Предании, выдвигает этот принцип Предания основополагающим для церковного богословия. Кроме того, свт. Афанасий выдвигает принцип верных, он действительно отмежевывается от богословского рационализма, достаточно распространенного в его время. В частности, разные направления арианства, с которыми боролся свт. Афанасий – это один из многочисленных тогда примеров богословского рационализма. Этот принцип рационального достижения истины веры свт. Афанасий отвергает. Свт. Афанасий пользуется философией только, как вспомогательным средством. Богословское учение о единосущии Отца и Сына свт. Афанасием изложена в такой силе, точности и убедительности, как никем до него.
Когда св. Афанасий говорит о соединении Божества и человека во Христе, он говорит о том, что две природы остаются неизменными, что при этом Личность Богочеловека едина. Но, в то же время, в учении св. Афанасия есть одна неточность, вернее он умалчивает об очень важной стороне церковного учения. Мы в Символе Веры исповедуем, что сын Божий «воплотился» и «вочеловечился». Обратите внимание на последнее слово, оно как бы дублирует первое слово «воплотился», а в то же время оно вносит нечто важное, то, чего не достает в этом первом слове. Одно дело «плоть», другое дело – «полнота человечества»; полный, совершенный человек состоит из души и тела. Когда св. Афанасий говорит о Христе, он почти не говорит о человеческой душе во Христе. Правда, в одном месте, в одном из посланий свт. Серапиону, епископу Тмуитскому он исповедует совершенное человечество во Христе, состоящее из тела и души. Однако, это, пожалуй, уникальное у него указание на человеческую душу во Христе не сказывается на его богословии. В частности, когда он говорит о смерти крестной, он описывает эту смерть, как отделение Бога-Слова от плоти, хотя мы хорошо знаем, что о смерти обычного человека говорится, как об отделении человеческой души от тела.
У самого св. Афанасия это, конечно, не означает никакой ошибки потому, что он не делает из них никаких дальнейших выводов. Но у некоторых его современников такое направление мысли могло приводить и к существенным богословским заблуждениям. Здесь нужно назвать, прежде всего, имя Аполлинария Лаодикийского.
[2 вариант] «Слово против язычников» – о познании Бога через творения, платонические влияния. «Слово о воплощении» (317-319 гг.). Экзегетические труды почти не сохранились кр. Псалмов, Матфея и Луки. Псалмы совмещают закон и пророков, написаны о каждом из нас.
Догматически-полемические произведения во II изгнании (356-362). Три слова против ариан: 1 – разбор рациональных и экзегетических доводов ариан, выдержки из «Фалии»; 2 – толкование Притч. 8: 22 («Созда мя в начале путей своих») – основн. Аргумент ариан; 3 – смысл «единосущия и уничижительных мест. 4 послания к Серапиону Тмуитскому о Божестве и единосущии Св. Духа.. Множество апологий (против ариан, к Констанцию, о бегстве при нападении Сирана) и историко-полемических сочинений (история ариан к монахам, о постановлениях Никейского собора, О Дионисии Александрийском, о соборах в Аримине и Селевкии – история противоникейской борьбы). Послания Алекс. Соборов: Свиток к Антиохийцам(362), Письмо к африканским епископам (369), окружные послания. Пасхальные письма, сохранились в сирийском переводе. Здесь содержится (39-е послание, 367) перечень книг Св. Писания.
Ариане, отвергая такое понимание единосущия, вследствие которого исчезла реальность троичности Божественных Личностей, шли другим путем. Не вмещающееся в разум противоречие постулированного единобожия и в тоже время Его Троичности ариане заменяли более простой схемой. Бог Отец – единственная божественная Монада, простая, неделимая и завершенная. И поэтому Он не может наделить Своей природой кого бы то ни было, а значит: 1) Сын не вечен и 2) Он не из сущности Бога, то есть «Сын произошел из несущих».
Арий (александрийский пресвитер), пытаясь сохранить возможность исповедывать личностное бытие Сына и Св. Духа, признает Их сотворенными. Св. Писание и вслед за ним свв. отцы (в ответ на арианство) всегда подчеркивают противопоставленность рождению, т. е. действию по природе, творения, как действия по воле: (Кол.1,15), «...родившимся именуется Тот, Кто другим дает бытие.».., «...Слово состоит вне получивших бытие по хотению.».. (Афанасий Великий); «творить – это принадлежать деятельности (энергии), а рождать – естеству. Естество же и деятельность – не одно и то же, следовательно не одно и тоже – рождать и творить», – говорит свт. Кирилл Александрийский.
Логичный подход, философский монотеизм. О Едином и спасении Сыном – абстрактные нежизненные положения, теизм, космология и мораль, но не жизнь. Рождение для творения и спасения
Рождение и творение произошли во времени. У Оригена – до времени.