Богословские взгляды Оригена. Влияние Оригена: оригенизм III-VI вв. Осуждение его на 5 Всел. Соборе.
В центре богословия Климента Александрийского было учение о Логосе, т.е. о втором Лице Святой Троицы, именно божественный Логос по Клименту управляет всем мирозданием. Ориген отходит от этого учения и у Оригена на первом месте стоит Бог (ο Θεος), т.е. Бог Отец. Бог по Оригену управляет всем миром в целом. Бог непостижим, он становится постижимым только через посредство Логоса, т.е. своего Сына. Бога можно также увидеть в его творениях, также, как Солнце можно видеть в предметах, которые оно освещает.
Космология. Бог всегда был творцом, поэтому мир вечен в идеальном бытии. Неравенство и разнообразие (признаки несоверш-ва для неоплатоника) – их причина – свобода твари, грехопадение. Чем дальше от Бога, тем плотнее тела. Материя – результат грехопадения. Спасение – возвращение к богосозерцанию. Отчасти пишет про реинкарнацию и иные миры.
Христология.Одна разумная тварь, к-рой не наскучило богосозерцание – человек Иисус Христос, в эту душу Сын Божий воплотился. Роль Христа педагогическая.
Бог у Оригена – бог неоплатоников.
Христология Оригена чрезвычайно оригинальна и неортодоксальна. По учению Оригена человеческая душа Христа предсуществовала, она была одной из множества сотворенных духовных сущностей, духовных существ. Однако все тварные духи в той или другой степени отпали от Бога, таким образом произошел материальный мир, населенный людьми и одна единственная душа, единственный дух не отпал от Бога – это и есть душа Сына Божия, который впоследствии пожелал для спасения человеческого рода воплотиться, явиться на Земле. То есть учение о предсуществовании души Христовой, у Оригена тесно связано с его антропологией в целом, – все вообще человеческие души предсуществуют.
Одной из его очевидных заслуг является то, что он употребил впервые слово «Богочеловек». По учению Оригена, Сын Божий соединяется во Христе с полнотой человечества. Ориген дал греческой христологии и другие важнейшие термины, которые потом имели первостепенное значение; такие, как «природа» (физис), «ипостась», «сущность» (усиа), «единосущный» (омоусиос), т.е. у Оригена, несмотря на его очевидные заблуждения в учении о предсуществовании души, есть большие заслуги, которые не остались тщетными для богословия последующих веков.
Прежде всего, с христологией тесно связано учение о Пресвятой Богородице. Когда возникли споры о самом именовании Богородицы в конце 20х годов V века, у Оригена встречается слово Богородица, слово, которое не просто термин, а выражает существо православного учения о боговоплощении.
Этика. Цель жизни – созерцание Бога. Достижение через борьбу со страстями. Восхожд. Моисея на Синай как восхожд. души к Богу.
Экклезиология. Церк. структуры в духовном смысле, главное место – «учители Церкви», обряды совершать может каждый, таинства чисто символичны. Евхаристию понимал как хлеб – пища для душ, слово от Бога Слово, вино – слово опьяняет.
Триадология. Ориген, естественно, решительно выступает против модализма. Он, однако, впадает в противоположную крайность суббординационизма; у него три Лица Святой Троицы не равны. Хотя нужно сказать, что были почитатели Оригена, которые пытались это отрицать, например, св. Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, святитель Афанасий Великий.
Идея Бога как единства, монады. Впервые употр. термин «единосущный». Сын так же вечен, как и Отец, но и творение одновременно. Не различал «рождение» и «творение».
Знаменитое учение Оригена о конце всего бытия, о конечной цели мироздания, т.е. эсхатологическое учение, отмечено знаменитым термином «апокатастасис» (это греческое слово – восстановление), причем Ориген учит о всеобщем восстановлении. Когда Ориген говорит о том, что упразднится, будет разорен последний враг – смерть, он под этим врагом понимает самого дьявола и поясняет, что этот враг упразднится не в том смысле, что он потеряет свое бытие, которое он получил от Бога (никто, получивший бытие от Бога не может погибнуть), но только в том смысле, что он потеряет свою способность, свое свойство вредить творениям Божиим, то, что он извлек из недр собственного существа. Он потеряет то, что не есть творение Божие. Таким образом, Ориген учит о всеобщем восстановлении, о всеобщем спасении. Это учение он обосновывает всемогуществом Божиим.
Учение Оригена о предсуществовании человеческих душ. Это учение связывается с учением Оригена о мироздании, о его конечных целях, о всеобщем восстановлении. Само происхождение души Ориген связывает со словом «охлаждение» (греческое слово «душа» – ψυχη, соотносится с глаголом «охлаждаться» – ψυχω). Первоначально существуют не души, а умы (νοι, от νους – ум), эти умы, охлаждаясь от своей любви к Богу, отпадают от Бога и тогда только превращаются в души, которые воплощаются в земные тела. Здесь чувствуется, конечно, влияние платонизма на Оригена. Трудно сказать насколько обосновано обвинение Оригена в учении о переселении душ, но, во всяком случае, в своей христологии, Ориген предполагал возможность многочисленного воплощения Сына Божия, не только Его Божественной личности, но и Его ума или души, которые по учению Оригена предсуществовала в бесчисленном множестве миров для спасения этих миров, т.е. уникальный, единственный облик Христа-Искупителя Ориген мультиплицирует, распространяя его на множество предполагаемых им миров.
Ученики: св. Дионисий Великий, епископ Александрийский (248-265) – образов. епископ, изгонялся во время гонений, «Великий» за многие испытания. Расширял кругозор. Крещение даже вне Церкви, если приводит в Церковь, значит истинное – перекрещивать не надо. Против модализма. Утверждал единство трех ипостасей.
Свт. Григорий Неокесар. Чудотворец (213-270) – своей пылкостью обратил в хр-во почти все насел. Понта (Мал.Азия у Черн. моря). «Толк. Символа веры» – правосл. учение о Троице, в молитве литург. Вас.Вел. почти буквальный отрывок.
Труды подлинные: «Благодарственная речь Оригену», 238 г., «Изложение веры» (развернутый Символ), «Каноническое послание», «Парафраз Екклесиаста», «К Феопомпту», «Диалог с Илианом».
Антиохийская школа. Против Оригена. Павел Самосатский (еп. Антиох. с 260 г.). Смесь модализма и савеллианства (в Боге единое сущ-во, а Лица – лишь формы «модусы» явления миру). Считал Христа человеком, в к-ром обитал Бог, видимо, после Крещения (ересь адопционизма). 268 – осуждение Павла Самосатского и термина «единосущный».
Основатель Антиох. школы – Лукиан еп. Антиох. великий экзегет (исправил Септуагинту, сравнив с евр. текстом. Метод толкования – буквальный. «Было время, когда Сына не было» на осн. Притч. 8:22, Кол.1:15. Учеником был Арий. Однако, Лукиан умер мучеником и числится в святцах.
318 г. – отлучение Ария на Алекс. соборе еп. Алекс. За него Евсевий Никомидийский. Арий продолж. учить. Боролся с модалистами (Божество д.б. нетварным и нерожденным).
325 I Всел. собор – утвержд. Символа веры.
Имп. Константин перешел на сторону ариан и в 337 был ими крещен. С 350 правит один сын Констанций, арианин. Торжество арианства.