Климент Александрийский и христианский гносис.
Жизнь:Тит Флавий Климент (150-215?), ректор Александр. школы, род. и получил образование в Афинах. После обращения в христианство отправился путешествовать, побывал в самых разных местах огромного Римского государства: Южной Италии, Сирии, Палестине. Он ездил туда с целью учиться у самых лучших, самых авторитетных учителей. И, наконец, он приехал в Александрию, увлекся Пантеном, и остался в Александрии. В 202 году во время жестоких гонений на христианство (Септимия Севера), Климент был вынужден оставить Александрию и поселиться жить в Кесарию Палестинскую, там же он и умер не задолго до 215 года, так и не смогши вернуться в Александрию.
Источ.:Евс. Кес.
Труды: «Увещание язычникам», (обращ. греков в христ-во); три книги «Педагог» продолжение «Увещания» (нравственное учение, основы христ-ва, филос. христ-ва); восемь книг «Строматы» (в буквальном переводе означает узорчатые ковры, причем, этим словом назывался ковер не цельнотканный, а сшитый из отдельных кусочков), содерж. «ученые записки о истинной философии». «Начертания» (из библ. Фотия, содерж. платонизированную хрис-ую метафизику, подобную Оригеновской).
Учение: Климент – апологет, но более философски. и творч. настроенный в попытках объяснить христ-во в категориях современного ему знания зачастую высказывает рискованные мысли.
Во времена Климента в Александрии сущ. негласное сообщество христианских «гностиков», любивших философские рассуждения, которые держали свои убеждения в тайне и расценивали себя как элиту, Климент один из них.
Осн. задача – сделать христ-во понятным и доступным совр. эллинистическому миру, объясн. соотношение между верой и знанием. Что привило к обр. секты, часть христ-го учения содерж. в язычестве, и между философией и Евангелием нет противополож. – Стремясь обратить греков в христианство, доказ. превосходство христианства над язычеством, но полож. относясь к греч. философии:
Христианский «гнозис» есть понятие полож., предполагающее известный элитизм или «аристократию духа»
Источником и основой богослов. системы – учение о Логосе Логос – творец мироздания, через Него осуществлялось откровение Божие в в.з. и в эллинской философии, завершившееся, Воплощением Христа.
Истинное христианство заключается в знании, а знание взаимосвязано с верой, полнота знания доступна только избранной элите.
О Предании гностическая направленность его мысли становится еще более явственной: он говорит о передаче знания через отдельных личностей.
Есть единая истинная Церковь, настоящая древняя Церковь, к которой принадлежат все праведники, исполняющие божественные повеления...
Учения о Евхаристии обнаруживает, что он понимает это таинство двойственно. Причащаясь мы участвуем в символ., духовном посвящении, фактически откр. нам доступ к знанию Истины:
В отличие от большинства богословов, уравновешенный подход к проблеме брака и безбрачия: Жизнь в браке может быть не менее добродетельной, и уж, конечно, не менее трудной и ответственной, нежели путь целомудрия.
[Асмус] Что касается богословия Климента, то он во многом продолжает апологетов. В центре богословия у него стоит учение о божественном Логосе. Логос, Слово Божие – это Творец мира. Логос вещает человечеству о ветхозаветном Законе; Логос проявляется в эллинской философии и, наконец, Логос Сам является на Землю и воплощается. У Климента есть совершенно определенное учение о божественной Троице. Познание Бога Отца, совершенно не постижимого, совершенно не доступного, даже не именуемого, не может быть достигнуто иначе, чем как через божественное Слово, второе Лицо Святой Троицы. Божественный Логос – это не только Господь всего мира, Законодатель, Управитель мира, он есть также и Спаситель мира. Причем, это дело спасения не заключено в одном только воплощении Слова Божия, оно началось задолго до Боговоплощения.
Климент много говорит о Церкви. «О дивная тайна, един Отец всех вещей, един Логос всех вещей и Святой Дух один и Тот же во всех местах. Наконец, есть единая Дева-Мать – так я называю Церковь». Церковь отличается от ересей своим единством и своей древностью, поэтому существование ересей Климент рассматривает, как большое препятствие для обращения язычников и иудеев. Они смотрят на Церковь извне и видят не единую истинную Церковь, а различные христианские общества, соблазняются этим и не обращаются. Климент говорит о боговдохновенности Св. Писания, он говорит о трехстепенной церковной иерархии – о епископах, пресвитерах и диаконах, причем эту трехстепенную иерархию он уподобляет ангельским чинам.