Сщм. Киприан Карфагенский. Учение о Церкви и ее Таинствах.
Жизнь:Род. ок. 200-210 гг. Получил хорошее риторическое образование. В 246-ом году он был обращен пресвитером Цецилием в христианство и крещен.
В 249-ом году, становится еп. Карфагена. Ему сразу же пришлось определить свою позицию в церк. делах своего времени. Он занял совершенно определенное место в двух церк. спорах: по вопросу о падших во время гонений (этому посвящен специальный трактат «О падших») и по вопросу о крещении еретиков, еретик. не только гностич. ереси, но и раскольники.
В 251-ом году Киприан созывает собор, – о принятии падших по средней линии. (даже кто приносил жертву или каждение богам могут быть приняты через строгое покаяние в случае нового гонения им разр. причащатся).
255-256 – три собора, – вопреки взглядам Рим. еп. Стефана, Киприан провел непризнание действительности еретич. крещения и требовал перекрещ. всех еретиков, в том числе и раскольников, напротив Рима который призн. их крещ. если оно во имя Троицы.
257 –папа Стефан сконч., и спор был форм. завершен.
В гонения имп. Валериана Киприан принял муч. кончину в 258-ом году.
Труды: хронолог. порядок:
1. «О суете идолов» (сомнительно авторство и датировка)
2. Послание «К Донату» (249)
3. «Свидетельство к Квирину» (249). Три книги свидетельств, лат. «эстимония» (свид. В.З. о Христе)
4. «Об одежде девственниц».
5. «Письма с 1-ого по 43-е». Между 249-ым и 251 годами. Самой разной тематики.
6. «О падших».
7. «О единстве кафолической Церкви» (единство кафолической и поместной церкви).
8. «Письма с 44 по 60». 251-252 годы.
9. Трактаты «О молитве Господней», «К Деметриану и «О смертности». 252-ой год.
Придерживается только латинского перевода Библии – «вульгаты». Септуагинты он не знает.
Экклезиологические труды: «О падших» и «О единстве кафолической Церкви».
Из трактатов самый известный – «О единстве Церкви». Со всей силой св. Киприан утверждает, что вне Церкви нет спасения. Еще одна замечательная фраза из этого трактата: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». Вне Церкви невозможно мученичество за Христа, даже, если умирают за имя Христово, кровь мученическая не может смыть скверну ереси и раскола. Лжеучители значительно хуже отступников от веры.
На него ссыл. – учение о примате папы, англикане – для защиты своих епископальных убеждений. Каждая конфессия пытается здесь найти основание для своей экклезиологии.
Отличие от Тертуллиана и Иринея: они, для утверждения единства церкви требовали наличия единства предания и единства правила веры (догматика, вероучительность)
Киприан в первую очередь утверждает единственность Церкви. Не может быть двух или нескольких Ц.
Киприан различ. два понятия Ц. В 66 письме он говорит о Ц., как о народе, приверженном свящ. и стаде, послушному своему пастырю. Отличая ее от Церкви кафолической, соединенной в единстве епископата.
«вне Церкви нет спасения»
«Епископство одно, и каждый епископ целостно в нем участвует». Епископ творит свое служение перед лицом Божиим и не должен никому давать отчета, кроме Самого Бога. При этом, однако, Вселенская Церковь составляет единство, поскольку епископы Вселенской Церкви находятся в общении друг с другом.
О Таинствах Церкви. Осн. Таинства крещения, покаяния, и Евхаристии.
Таинство крещениия – два вопроса: о форме крещения и о действительности крещения, совершенного раскол. или еретиком. Киприан – одно крещение соверш. в кафолической Церкви. Еретик или раскольник – не действит.
Св. Киприан настаивает на том, что нужно крестить младенцев, причем их нужно крестить, как можно скорее.
Св. Киприан признает, что кроме водного Крещения есть и другое Крещение, как он говорит, – более возвышенное, – это Крещение кровью.
Киприан первым употребляет выражение «Символ» для вероучительного исповедания.
Киприан крестил: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», в отлич. от Рима «Во имя Иисуса».
Таинство покаяния – в грехах, свершенных после крещения каяться возможно. Исповедание грехов делается перед еп. В случае необходимости перед священником и даже перед дьяконом (18-ое письмо). В исповедании грехов важен момент признания себя грешником для большего умаления себя и смирения, хотя о явном публичном покаянии писатель не говорит. После исповеди – удовлетворение (пост, молитва, сокрушении сердца и врем. отлучение от общения с церковью).
Учение об евхаристии – это жертва «Только в Церкви возможно приношение Евхаристии, вне ее нет и Таинства Тела и Крови». Эта мысль связана со священством. Священники, – посвященные вне Церкви, или получившие в Церкви законное посвящение, а потом ушедшие в ересь, если хотят обратно присоед. как миряне, т.к. Свящ. должен быть непорочным.
Евхар. – «таинство воплощения Христова, таинство жизни во Христе, таинство духовного бодрствования».
Евхаристия есть Жертвоприношение, которое приобщает верующих к Голгофской Жертве, подобно тому, как совершенная Господом Тайная Вечеря предварила Голгофскую Жертву. Евхаристия, как говорит св. Киприан, – это Таинство Господних Страданий и нашего Искупления. Естественно, все таинства, совершенные вне Церкви, в том числе и Евхаристия, св. Киприан, в духе своего общего учения о еретиках и раскольниках, признает совершенно не действительными.
В 63 письме,. Киприан решительно отвергает акварианскую практику соверш. евхар. (Соверш. на хлебе и воде)
[2 вариант]Св. Киприан Карфагенский. Учение о Церкви и ее таинствах.
Сын Сенатора, ритор, любитель наук. Обращение в 40 лет (246 г), через 2 г – пресвитер, 1 г. – епископ, «о девственной жизни». Гонение Декия (250), бежал, через 16 мес. Возвратился. Раскол Новата (принятие всех отрекшихся в Церковь без покаяния). 251 г. собор (одних на смертном одре, других после покаяния). Раскол Новациана и Корнелия (два папы) Новациан – ригорист. К ним книга «О единстве». 255 г. – спор о крещении еретиков, соборное определение – вне Церкви нет таинств. Папа Стефан – отлучил Киприана и Фирмилиана Каппадокийского «О ревности и зависти». 257 г. гонение Валериана. Через год мученическое исповедание.
Тертуллиан – его наставник. Практик, чуждый диалектики и созерцания. Посвящены современным проблемам. «О ревности и зависти» – все бедствия следствие этого, нет мира, единства, истины, а расколы, ереси, нарекания. О терпении – беды от нетерпеливости, о милости – очищаются грехи после крещения, предписания Господа, апостолов. Опасение за детей напрасно т.к. Господь дает всем нуждающимся. Время наше на это, подражание Богу. «О смертности» – помощь всем без различия, вопреки опасности. «О падших» – оплакивает падения, их причины (недостаточность покаяния), примеры покаяния. Апологетические – «О тщете идолов» – пустота, единство Бога, Его откровение, о Божестве Христа и воплощении. «Деметриану» – разврат и неправды язычников – причина бедствий Империи. Высота и достоинства христианства. «Три книги свидетельств против иудеев» – свидетельства Писания.
«О единстве» – Церковь одна, а ереси и расколы «наветы сатаны». Епископство одно, хотя каждый епископ обладает своей частью, Церковь одна, хотя членов много. «Если двое или трое».. – о молитве и смирении, а не о «Церквях». Отделение от Ц. по примеру некоторых пагубно.
Аргументация в пользу Рима (первенство и превосходство кафедры Петра), но оказалось, что это позднейшая вставка с полей текста. Речь шла о целостности Ц. Далее о крещении еретиков – Ц одна => и таинства вне ее нет. Никейский 325 и КПий 381 вынес решение по этому поводу. «К Донатану» – о постепенном преображении его сознания + о крещении младенцев. Сочинения о Таинствах: миропомазании, Евхаристии, Исповеди, Священстве, связи небесной и земной Церкви.