Этика и экклезиология Тертуллиана.
Жизнь:Родился в Карфагене в семье римского сотника ок 155 г. Распущенная жизнь язычника. Получ. светское юридическое образование: философия, право, медицина. 90-ые гг. Крещение, священство, был женат.
4 периода: до священства (200 г); в священстве (до 206 г.); полумонтанизм (до 212 г.); монтанизм (после 213 г.).
Тон сочинений: резкий, страстный, полемический. Сочинения Тертуллиана буквально переполнены различными юридическими терминами, которым он придает богословское значение. Такие термины, как «виновность», «удовлетворение», «компенсация», «заслуга» – эти термины стали по настоящему богословскими терминами уже у Тертуллина.
В 207 г. впадает в монтанизм (мы не получ. полноту откровения во Христе, открытие не зак. наход. в процессе заверш. под действ. Св. Духа, отверж. иерархии власть у пророков вдохновителей). Впосл. в Африке возник. тертуллианизм и сущ. до V в.
Труды:
1. Писания в защ. хр-ва: «Апологетический трактат».
2. Против Еретиков: «Опровержение еретиков» (не могут польз. Св. Писанием.), «Трактат о Крещении» (крещ. ерет. не действит.). Тертуллиан выступает противником крещения младенцев, но он говорит об этом Крещении, как об уже существующем обычае, «Против Праксея», «О душе» (душа по природе своей христианка, нет нужды к философ. – сама природа явл. учит. души).
3. Нравств. темы: «О зрелищах», «Об одежде женщин», «Письмо к жене», «Увещевание о целомудрии», «Книга о единобрачии».
Экклезиология Ссылается на предание.
Сформулировал не разреш. противоречие: Афины – Иерусалим, академия – Ц..философ. – христ-во.
В силу ед-ва общей веры все Ц. идентичны и одинаковы, – одна Ц. осн. Христом. Утв. преемственность от апп. Сформ. Символ веры. Впервые употребил слово Троица по Латыни. Сын обл. той же сущностью, что и О.и Дух исх. от О. через Сына.
Этика – учение о армии христианом не след. вербоваться в армию (т.к. служба предпол. участие в языч. обрядах).
Брак – абсолют. моногамия. Брак вдовствующих не приветств., разводы запрещ.. В иерархии тоже абс. моногамия.
Отриц. отнош. к женским нарядам, украшениям, к достиж. техники ремесла, т.к. люди забывают о внутренней красоте.
Очень важны заслуги Тертуллиана в области тринитарного богословия, в области учения о Святой Троице. Прежде всего, Тертуллиан – это первый Западный богослов, у которого мы встречаем само слово «Троица» (Trinitas по-латыни). Тринитарные формулы Тертуллиана иногда очень близко подходят к формулам, которые были впоследствии даны Вселенскими соборами или святыми Отцами уже следующего периода церковной истории. однако, не нужно думать, что учение Тертуллиан о Святой Троице совершенно свободно от неточностей и ошибок, он не избегает суббординацианизма – это общий недостаток очень многих доникейских богословов. В соответствии с этим доникейским суббординационизмом у Тертуллиана, также, как у других, мы находим совершенно явственное учение об исхождении Святого Духа от Сына, даже не от Отца и Сына, а от Сына. Сын рождается от Отца, Дух Святой исходит от Сына – обычная тринитарная схема Тертуллиана, которую он иллюстрирует различными образами, различными вещественными аналогиями.
Тертуллиан много пишет о Церкви. Он первый, кто употребляет слово «Мать» в отношении Церкви, делает это многократно и настойчиво. Говоря о создании Церкви, Тертуллиан проводит аналогию между сотворением Евы и созданием Церкви; подобно тому, как Адам был усыплен и из его ребра была сотворена жена, так и после смерти Господней, которую прообразовал этот сон Адама, из пронзенного ребра истекла кровь и вода и искупительная жертва Христова создает Церковь, которая есть истинная Мать всех живущих.
Уже впадая в свои заблуждения, Тертуллиан еще несколько лет не рвал с Церковью; потом он, наконец, вышел из Церковного общения. В связи с эволюцией некоторых его воззрений, можно даже датировать его сочинения, поскольку известны этапы его отхода от Церкви. Конечно, отход его от Церкви вызвал появление новых воззрений на Церковь. Если прежде Тертуллиан настаивал на апостольском преемстве, как гарантии хранения Истины в Церкви, то, впав в ересь, он противопоставляет Церковь, как институцию, руководимую епископами, Церкви, как обществу духоносных людей, руководимых пророками. Эти духоносные люди, эти харизматики имеют такие полномочия, которых не имеют епископы и по поздним воззрениям Тертуллиана именно они, эти харизматики – суть истинные преемники апостолов.
Важный момент учения, в котором также проявилась эволюция Тертуллиана по мере его отхода от Церкви – это учение о покаянии и о власти Церкви разрешать грехи. Православный Тертуллиан не отрицает того, что Церковь имеет возможность прощения всех грехов, даже самых тяжких. Поздний Тертуллиан, Тертуллиан – еретик, эту возможность отрицает; он считает, что есть тяжкие грехи, которые не имеет право прощать никто. Само понятие о Церкви у него меняется, потому что поздний Тертуллиан считает, что Церковь – это общество святых в самом строгом и узком смысле этого понятия, все греховное должно изгоняться из Церкви, не может в ней находиться.
Кроме того, можно сказать, что у Тертуллиана мы находим явственное учение о реальном присутствии Тела и Крови Христова в Евхаристии. Что касается эсхатологии Тертуллиана, то он разделяет воззрения хилиастов, что впрочем не уникально в доникейском богословии.
[2 вариант] Противостояние политеизму, дуализму Ермогена (материя совечна, т.к. Бог зла не сотворил); дуализму Маркиона (злой Бог ВЗ, простота типа Толстого), гностики (типа Валентина).
«О давности против еретиков» – прескрипция (решающий аргумент) – непрерывное предание от апостолов.
«Апологетик» – умный и добрый чек т.к. он христианин, он христианин т.к. он умный и добрый. Свидетельства души-христианки. Повиновение богов-бесов хр-нам. Молитва об отечестве, имп., воинстве. Лучше быть убитым, чем убить. Кто узнав это не обращается? «Свидетельства души» – у лучших язычников нет и начал хр-ва. Любой душе присуща религиозность «дай Бог, суди Бог и т.д». печать Его у нас внутри. «О покаянии» осуждение грешащих оглашенных, необходимость и допустимость деятельного покаяния. «К жене» 2 книги – после смерти не выходить замуж (вдовство и девство), если выходить так за единоверца. Брак – великое таинство. «О зрелищах» торжества в честь побед Септ. Севера – идолослужение, рассеяние ума, страстность, бесстыдство и нечистота
Ригоризм: осуждение, едкое и резкое обличение, мирские вещи – творение дьявола (дуализм), брак – любодеяние, неприязнь к детям, чистота души приятней чем опрятность, нападки на театр (Зрелище С. Суда – радость при наказании цвета эллинизма.
Учение о таинствах.Очищающее действие Крещения зависит от нисхождения на воду Святого Духа, проникающего в воду и дающего ей силу омывать грех.
Не следует удивляться, что вода имеет столь великое значение в таинстве Крещения; это отчасти объясняется ее свойством («О Крещении», гл. 2). Вода с самого начала творения есть элемент, наиболее необходимый и жизненный (гл. 3). Вода уже во время творческого акта была освящена Богом (гл. 4).
Крещение совершается епископами и пресвитером, но в случае нужды его может совершить и мирянин (гл. 17).
Крещение едино, но в этом случае разумеется лишь истинное крещение, совершаемое в Церкви. Крещение еретиков ничтожно, поэтому обращающихся к Церкви необходимо перекрещивать (15 гл.).
О действии таинства Тертуллиан пишет: «Хотя крещение бывает внешнее, потому что одно только тело погружается в воду, но действие его совершенно духовное, потому что очищает нас от греха» (гл. 6). «Во время крещения отпускается всякая вина и отлагается всякая казнь. Таким-то образом человек вводится, так сказать, в приязнь с Богом, и становится подобным первому человеку, сотворенному по образу Божию» (гл. 5).
Ввиду ответственности, налагаемой на человека Крещением, Тертуллиан не одобряет крещения детей и советует отлагать его до зрелого возраста (гл. 18-19).
После таинства Крещения совершается Миропомазание, о котором Тертуллиан говорит так: «После сего возлагают на нас руки, призывая и привлекая к нам Духа Святого молитвой, сопровождающей сей священный чин. В Ветхом Завете преподано нам на сей счет точное прообразование… Как скоро… наше тело омоется от прежних грехов спасительными водами Крещения, то Святой Дух, сей небесный голубь, снисходит на нас, возвещая нам мир Божий. Он сходит с неба, как некогда голубь исходил из ковчега, знаменующего образ Церкви» («О Крещении», гл. 7).
Покаяние.Домонтанистический взгляд Тертуллиана на Покаяние получил свое выражение в сочинении «О Покаянии». Грехи омываются, прежде всего, Крещением. Совершившие грех после него могут войти в Церковь чрез Покаяние.
Покаяние состоит во внутреннем раскаянии и во внешнем обнаружении покаянных чувств – в публичном исповедании греха и аскетических лишениях, как наказании, добровольно принимаемом на себя и умилостивляющем гнев Божий.
В монтанистическом сочинении «О стыдливости» иное представление о Покаянии. Тертуллиан разделяет здесь все грехи на две категории. Легкие прегрешения повседневной жизни очищаются покаянием. От них разрешает епископ. Грехи, совершенные против Бога, – идолослужение, убийство – не могут быть прощены на земле.
Брак.В сочинении «К жене», написанном Тертуллианом в домонтанистический период, дозволительность второго брака в случае смерти одного из супругов признается, хотя и рекомендуется вдовство. В монтанистическом сочинении «О целомудрии» Тертуллиан отрицает второй брак.
Священство и Евхаристия.Тертуллиан часто называет епископа и пресвитеров священниками, часто говорит о жертвах и приношениях. Однако этой терминологии не соответствует учение. Понятие об епископе как священнике не раскрыто. Наименование жертвы он усваивал не только Евхаристии, но также молитвам, милостыням и др. подвигам, предпринимаемым для «умилостивления» Бога за грех человеческий. Евхаристию не ставит в отношение к жертве Голгофской («О молитве». 21-22).