Христология, сотериология и экклезиология свмч. Иринея Лионского.
Родился в Мал.Азии (между 130 и 140 гг), в г.Смирны, знал Поликарпа Смирнского (+155)
Хорошо знаком с философией. Влияние Ерма, Игнатия Богоносца и Иустина Философа.
Споры с папой Виктором 160-е гг. по поводу даты Пасхи (Вечеря Господня 13 или 14 нисана). Ириней отстаивал позицию, что 14 Христос пострадал, а 13 совершил законную пасху и установил Евхаристию.
Труды: Самое главное творение св. Иринея называется «Обличение и опровержение лжеименного знания» или же более часто встречающееся название – «Против ересей». Это творение сохранилось в латинском переводе; «Пять книг обличения и опровержения лжеименного гнозиса» – 185-189 гг Галлия; «Док-во апостольской проповеди» ок.195 г. – первый отчетливо перечисляет книги НЗ; «О единоначалии»; «Об восьмерице»; «О расколе»
Борец с гностиками – утверждали, что 1. Докетизм – призрачность природы Христа; 2. Спасение как открытие знания, материя – зло; 3. Бог ВЗ и НЗ – не один и тот же.
[Асмус] Особенности триадологии св. Иринея, его учения о Троице, позволяет говорить о том, что в его сознании существовала субордионистская схема Святой Троицы, так, он называет Сына и Духа «двумя руками Бога Отца» (Но подобные фразы чаще даются не догматически, а лишь толковательно). Обосновывая догмат Святой Троицы, св. Ириней делает акцент на историческом проявлении трех божественных Лиц. Так он говорит, что уже в ветхозаветный период Святой Дух, который вдохновлял Пророков, свидетельствовал о явлении Сына Божия на Землю, которое имело быть.
В христологии св. Иринея очень сильно выражена полнота Божества и полнота человечества во Христе. Это, впрочем, было совершенно необходимо для того, кто хотел опровергнуть еретическую, гностическую христологию, потому что некоторые еретики умаляли полноту Божества во Христе, утверждая, что во Христе воплотился на Земле один из низших эонов. Другие же умаляли полноту человечества, считая, что явление Бога на Земле в человеческом облике было как бы явлением человеческого призрака, что это человечество Бога, явившегося на Земле, было как бы нереальным, оно было нужно только для того, чтобы научить людей, т.к. они отрицали истину искупления.
Очень важное понятие христологии и сотериологии (учении о спасении) св. Иринея выражается греческим словом, которое невозможно перевести на русский язык, это слово «анакефалеосис», по латыни «recapitulatio» (рекапитуляция). Это слово заимствовано у св. апостола Павла, оно дважды встречается в Посланиях ап. Павла, правда, не в форме существительного, как оно употребляется у св. Иринея, а в форме глагола. Самое важное из эти двух мест – это «Послание к Ефесянам», первая глава, 10-й стих: «ανακεφαλαιωσασθαι τα παντα εν τω Χριστω». На русский язык это переводится все-таки довольно приблизительно: «..дабы все небесное и земное соединить под главою Христом»; вот то, что «соединить под главою» – это соответствует одному греческому слову, это означает, что Христос берет на себя возглавление нашего мира, подобно тому, как первый Адам был венцом творения, которому все подчинялось и в котором все должно было соединиться с Богом, так и второй Адам – Христос возглавляет всех, кто в нем хочет обрести спасение (т.е. Христос как новый Адам, соединяясь с которым все могут спастись. Спасение не за счет нового знания, а за счет домостроительства Христа на земле). Это совсем не нужно понимать чисто механическим образом, как иногда понимается это учение. Человеческая природа не оказывается сразу в райском состоянии, она получает возможность спасения; всякий, кто присоединяется ко Христу, признает Христа своим главою, спасается. Конечно, это не всякий человек, потому что многие отвергают Христа, многие противятся Христу.
В екклезиологии, учении о Церкви, св. Иринея большое место занимает понятие апостольского преемства. Поскольку св. Ириней говорит об истинах веры, то об апостольском преемстве он говорит преимущественно в аспекте передачи этих истин. Поскольку Церковь в лице своих возглавителей хранит истину, преданную апостолами, хранит неизменно, то этим обличаются еретики, которые пытаются внести что-то новое. Особенно в этом смысле важное место занимают апостольские церкви, церкви, основанные святыми апостолами. Для св. Иринея, который жил на далеком Западе, единственной апостольской церковью была Римская церковь. Св. Ириней свидетельствует о вере Церкви в реальное присутствие Христа во время Евхаристии. Именно Евхаристией св. Ириней обосновывает телесное Воскресение; человек, который вкушал Тело и Кровь Христовы, приобщился к Христу, стал членом Христовым, должен обязательно телесно воскреснуть.
Хар-ки Церкви: единство – одну душу, уста, сердце; святость – из чистоты и истинности; апостольский характер – непрер. традиция веры; кафоличность – соборность; непогрешимость учения; истинная харизма.
Учение о Боге раскрывается уже не в сравнении с многобожием язычников, но в сравнении с учением гностиков о плироме, эонах и т.д.
Гностики, исходя из слишком отвлеченного представления о трансцендентности Бога, приписывали миротворение особому низшему божеству и свойства Божии превращали в посредствующие божественные существа – эоны. В противоположность гностикам, св. Ириней учит: 1) о единстве Бога и Творца, 2) о свойствах Божества как Его проявлениях. В том и другом случае он основывается на библейском учении. «Бог не таков, как люди, и Его мысли не таковы, как мысли людей; Ибо Отец всего весьма далек от чувств и страстей, бывающих у людей; Он прост, несложен, равночленен, всегда Себе равен и подобен, весь будучи Разумение, весь Дух, весь мысль, весь разум, весь слух, весь глаз, весь свет и весь источник всякого блага, как свойственно богобоязненным и благочестивым людям говорить о Боге. Но Он выше всего этого и потому неизреченен… и, хотя Он по любви называется такими именами, но чувствуется, что Он по величию выше этих выражений» (II Е. II, 13, §3–4).
Как ни высок Господь, однако Он живая Личность. Так, люди знают Бога из Его Откровения, ибо «невозможно без Бога познать Бога» (II Е. IV, 5, §1).
Откровение – единственный источник богопознания. Свидетельствами его нужно довольствоваться и вовсе не задаваться попыткой постигнуть сокровенные тайны. Вопросы, на которые не дано ответа в Писании, лучше предоставить вере, тем более, что для нас непостижимы не только Бог, но и сам мир.
Для богопознания необходима чистота жизни. Бог открывается (людям) по любви к человеку, а человек познает Бога по любви к Нему.
О Святой Троице.Защищая истину единства Божия, св. Ириней, однако, представляет Бога троичным. С Богом всегда присутствует Слово и Премудрость, Сын и Дух.
Так как св. Ириней считал недопустимым заниматься исследованием высочайших тайн веры, то о Лицах Святой Троицы говорит мало. В отличие от апологетов у него «оттеняется не момент различия, но момент единства» (Попов).
О Логосе. Апологеты, как известно, слишком резко различают Слово от Бога, представляя Его как бы внешним орудием Божественного миротворения, получающим бытие во времени, отличным от Бога по своим свойствам и деятельности и во всем Ему подчиненным. Словом, апологеты главной целью ставили различие Слова от Отца. Св. Ириней, вопреки гностической теории об эманациях, как отдельных от Бога и вне Его находящихся божественных существах (в том числе и Логосе), старается оттенить единство Слова с Отцом. Он отрицает различие между Логосом внутренним и изреченным, т. к. это может внести антропоморфические представления в понятие о Боге. Происхождение Его неизъяснимо, «никто не знает этого произведения или рождения».
Хотя св. Ириней и говорит о сотворении мира Богом через Слово, однако, он мыслит Его не как внешнее орудие, а как неотделимую от Бога и внутренне присущую Ему творческую силу. В творении мира Логосом, Единым с Отцом, св. Ириней усматривает доказательство против гностиков того, что Бог, а не демиург, является Творцом мира.
Св. Ириней решительно не допускает учения о временном рождении Сына и настаивает на совечности Его с Отцом.
Исповедуя вечность рождения Слова Божия, св. Ириней вместе с тем ясно оттеняет Его Божество. «Отец есть Господь, и Сын – Господь, и Отец есть Бог и Сын – Бог, ибо от Бога рожденный есть Бог» (Док. гл. 47).
Таким образом, св. Ириней, защищая единство Отца с Сыном, весьма близко подходит к учению о единосущии. Однако он не мог совершенно освободиться от субординационизма апологетов. Это выражается, прежде всего, в том, что он приписывает Логосу служебное значение, поскольку специальным назначением Его признает откровение Отца, а, во-вторых, в том, что указывает на особые свойства, соответствующие Его подчиненному положению: а) получает власть Отца, б) является в мире, тогда как Отец не может быть видим.
О таинственных действиях Логоса в дохристианское время св. Ириней учит согласно со св. Иустином Философом. Он называет Логоса всегда присущим роду человеческому и невидимо проникающим весь мир во всех частях наподобие креста (Док. 34).
О Святом Духе.Представляет Его вечной Премудростью Божией, существующей прежде всякого создания и являющейся подобием Отца («Слово названо Сыном, а Дух – Премудростью Бога». – Док. 5. Дух изначала присутствовал при всех распоряжениях Божиих и возвещал будущее. Вместе со Словом Он был «теми руками Божиими», которыми Бог создал человека.
Христология.Против гностиков, разделяющих эона Христа и человека Иисуса, св. Ириней с особенной энергией настаивает на единстве Лица Христова. Невидимый сделался видимым, необъемлемый сделался объемлемым, и чуждый страдания – страдающим.
При единстве Лица Христа в Нем два естества: «Христос – истинно человек и истинный Бог». Отсюда св. Ириней исповедует Его Богом и твердо принимает Его человечество. Такой образ рассмотрения Христа обуславливается у св. Иринея сотериологическими интересами: Искупитель и посредник между Богом и людьми должен быть и Богом, и человеком. «Ибо, если бы не человек победил врага человеческого, то враг не был бы побежден законно. И опять, если бы не Бог даровал спасение, то мы не имели бы его прочно. И если бы человек не соединился с Богом, он не мог бы сделаться причастным нетления. Ибо посреднику Бога и человеков надлежало через Свое родство с Тем и другими привести обоих в дружество и согласие и представить человека Богу, а человекам открыть Бога. Ибо каким образом мы могли бы быть причастными усыновления Ему, если бы Слово Его, сделавшись плотью, не соединилось с нами?» (II Е., II, 18, §7).
Труднейшую проблему об образе соединения естеств св. Ириней почти не затрагивает.
Сотериологическое освещение христологической проблемы св. Иринея имеет важное значение и особенно сказалось оно в эпоху догматических споров IV-V вв. – все споры велись с этой точки зрения.
Таинства.В Церкви искупление верующего совершается посредством таинств, даруемых во имя Христа. Таинство относится к человеческой природе так, как Новый Адам относится к ветхому. Оно есть воссоздание («рекапитуляция») человечества во Христе. Особое значение в жизни христианина имеет Евхаристия. В этом отношении учение св. Иринея очень близко к учению св. Игнатия Богоносца. Евхаристия – залог воскресения тела человека и бессмертия. «Наше же учение согласно с Евхаристиею, и Евхаристия, в свою очередь, подтверждает учение. Ибо мы приносим Ему то, что Его, последовательно возвещая общение и единство плоти и духа. Ибо как хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей – из земного и небесного, так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения» (II Е., IV, 18, §1).
Заново рождается в Боге человек в таинстве Крещения. У св. Иринея находим первое в раннехристианской литературе свидетельство о крещении младенцев. «Господь, – пишет св. Ириней, – прошел через все возрасты, – сделался младенцем для младенцев, и освятил их; сделался малым для малых, и освятил имеющих такой возраст, вместе с тем подав им пример благочестия, правоты и послушания»(II. Е., II, 22, §4).
Св. Ириней много говорит о Священном Писании, которое искажали или даже отрицали еретики. Как свидетельствует св. Ириней, канон Нового Завета составляют четыре Евангелия (он обосновывает то, что их должно быть именно четыре, не больше и не меньше),– Послания св. апостола Павла, Деяния, Послания св. апостола Иоанна и Апокалипсис, а также первое Послание св. апостола Петра. Кроме того св. Ириней в один уровень с книгами Священного Писания Нового Завета ставит «Пастыря» Ерма. Эта книга в некоторых списках Священного Писания помещена наряду с книгами Нового Завета, скажем в «Синайском Кодексе» Библии. Для историков искусства интересно, что св. Ириней говорит о четырех Херувимах, о которых упоминается в Ветхом Завете, как о символах Евангелистов. Это впоследствии очень прочно вошло в христианское искусство, правда, с некоторыми вариациями. У св. Иринея лев символизирует Иоанна, а орел – Марка и надо сказать, что этот вариант символов существовал достаточно долго; у наших старообрядцев он существовал вплоть до XX века.
Антропология (учение о человеке) у св. Иринея говорит о трехсоставности человека, что человек состоит из тела, души и духа. Однако, здесь есть некоторая неясность, потому что о человеческом духе св. Ириней говорит в некоторых местах так, как будто бы речь идет о Святом Духе, который освящает всякого верующего. Бессмертия души нет, есть ее естественное свойство по св. Иринею, поэтому души грешников погибают навсегда. В учении о спасении св. Ириней говорит о приобщении к Богу; он избегает выражений вроде «обожение», он говорит о приобщении к славе Божией и в других выражениях говорит о том же самом. Св. Ириней проводит разницу между образом и подобием Божием. Поскольку человек обладает нематериальной душой, он по природе есть образ Божий. Однако, подобие Божие – это то, что в человеке созидается под действием Духа Святого. Св. Ириней достаточно ясно свидетельствует о крещении младенцев. Это считается первым в церковной литературе свидетельством такого рода.
В эсхатолологии св. Ириней является приверженцем хилиазма (учение о 1000летнем Царствии Христовом на Земле), которое должно предшествовать окончательному восстановлению божественного порядка.