Свт. Феофил Антиохийский. Учение о Божестве и триодология.
О жизни этого отца Церкви мы имеем самые скудные сведения. У Евсевия (Церк. ист.) есть краткая заметка о нем: «В Антиохийской церкви шестым после Апостолов был Феофил». Аналогично и сообщение блаж. Иеронима; правда, в одном из своих посланий Иероним называет св. Феофила «седьмым антиохийским епископом», но здесь первым епископом данного града Иероним считает Апостола Петра. Ряд автобиографических заметок встречается в сочинении «К Автолику» самого св. Феофила.
Рожден в язычестве в Сирии, хорошее образование, но не проф. философ, знал еврейский «Я сам не верил воскресению». Но т.к. пророки предсказали уже совершившееся, то и воскресение будет. Евсевий: заступление за веру устно и письменно – против Маркиона и Гермогена, где цитирует Откровение, писал огласительные поучения, книга «Об исторических повествованиях» (утеряна). Управлял Церковью 13 лет, + 181 г.
Труды: Из творений святителя сохранилось лишь одно упоминавшееся уже сочинение «К Автолику», содержащее три книги (80-е года II века). Автолик – это язычник, друг Феофила, который оспаривает христианское учение; к нему обращает свое увещание Феофил.
1-я книга (14 глав) представляет собой запись беседы автора с его другом – язычником Автоликом и посвящена преимущественно изобличению нелепостей языческих культов. Здесь слово «христиане» св. Феофил толкует как «помазанные елеем Божиим».
2-я книга (38 глав) первоначально продолжает тему критики язычества, но затем автор переходит уже к положительному раскрытию основ христианского вероучения, излагая учение о Боге, творении мира и человека, грехопадении и следствиях этого грехопадения. Изложение основ христианского уч (ВЗ, Моисей, Троица – впервые, че-к не смертен, ни бессмертен.
3-я книга (30 глав) в основном доказывает превосходство христианства над прочими религиями с этической точки зрения. Опровержение того, что христианство ново и что жизнь их плоха.
Каждая из книг св. Феофила является достаточно законченным целым (некоторые исследователи считают эти книги самостоятельными произведениями, позднее сведенными в единое творение), хотя внутренняя связь трех частей, безусловно, существует.
Утерянные произведения: Сам он ссылается еще на одно свое произведение, носящее название «Об исторических повествованиях»; но о его содержании, к сожалению, ничего неизвестно. Евсевий Кесарийский (Церк. ист.) сообщает, кроме того, еще о трех сочинениях этого отца Церкви: «Против ереси Гермогена», в котором св. Феофил, по свидетельству первого церковного историка, использовал Откровение св. Иоанна Богослова; второе произведение Евсевий называет «Некими катехитическими книгами», а третье – «Превосходной книгой против Маркиона». Кроме того, блаж. Иероним упоминает «Комментарии» на Евангелие и Притчи Соломона св. Феофила, «которые по изяществу формы и языка, как мне кажется, не сходствуют с вышеупомянутыми книгами». Наконец, он говорит также и о своего рода «Гармонии» почившего епископа, замечая, что тот «свел в одно произведение изречения всех четырех Евангелистов». К сожалению, данные плоды богатой литературной деятельности св. Феофила утеряны и о богословских воззрениях его мы можем судить только по сочинению «К Автолику».
Учение о Божестве и триадология. Апофатический подход, неисчерпаемость Его свойств и неописуемость языком, путь отрицаний. Но Он питает, животворит, промышляет, управляет. Познание через удаление ржавчины с зеркала души, где можно увидеть отражение Бога. «Подобное познается подобным». Душа невидима и Бог познается через действия. Богословие-жизнь, отложение тления для зрения Бога в Царстве Небесном. Троица – первый употребил «Бог, Его Слово и Его Премудрость» Слово было в недрах, а потом родилось для творения, Дух изливается – личные свойства. Внутреннее Слово – домирное бытие, «произнесенное Слово» – по отношению к тварному миру. Слово приняло «вид» Отца и явило Его миру, «вид» – лицо, т.е. маска. Демиургийная и теофаническая роль Сына. Пневма «Бог через Слово и Премудрость», роль Духа – вдохновлять пророков, и только одни христиане научены Духом, христология и воплощение не разрабатывается. Антропология Мог жить, но мог и умереть, в творении участвовала вся Троица. Значимость ВЗ, единство с НЗ. Умаление знаний эллинов – провинциальный патриотический комплекс.
[2 вариант] Учение: О Логосе употребляет ту же терминологию что и Иустин Ф., но с меньшей субординацией. Пишет: Бог не выразим чел. словами, невидим, непознаваем и т.д. и проявл. Себя через Своего Сына – Слово.
Феофил первый из богословов, который говорит о разнице между Логос «эндиатетос»? и Логос « профорикос», т.е. Словом, внутренне присущим, и Словом произнесенным. По существу, правда, не пользуясь этими специфическими терминами, об этом говорил св. Юстин. Слово, внутренне присущее – это Слово, которое было вначале у Бога; Слово произнесенное – это Слово, которое как бы отделилось от произнесшего Его Отца для того, чтобы действовать в мире. Это действие в мире Слова Божия – оно всеобъемлюще, Оно начинается с самого сотворения мира. Нет ни одной вещи в мире, которая бы не была сотворена через это Слово; как мы исповедуем в Символе Веры – «...Им же вся быша». Эти слова следует понимать относящимися не к Богу Отцу, а к Богу Сыну. Именно это Слово беседовало с Адамом в Раю, т.е. Слово произнесенное – это проявление Бога в мире, проявление, которое совершается через вторую ипостась Святой Троицы.
Феофил – это первый богослов, употребивший слово «Троица». Видим интересное обсужд. о бессмертии души.
Триодология. По Феофилу первые три дня Творения – это образ Божественной Троицы: «Три дня [творения], были прежде [создания] светил, суть образы Троицы Бога, Его Слова и Его Премудрости».
Характерные черты его триадологии. Во-первых, как, Святой Дух отождествляется с Премудростью («Софией»); наблюдается нечеткость терминологии, присущая доникейским отцам и учителям Церкви: Слово (Логос) называется не только «Премудростью», но и «Духом Божиим».
Во-вторых, апологет ясно учит о рождении второго Лица Троицы, Феоф. пытается наметить различие Лиц Троицы или определ. особенности Их, «которые издревле называются в Ц. личными свойствами Божиими».
Бог и Отец всяческих есть невместимый Он не обретается нигде, ибо нет такого места для Его упокоения.
Логос, как «внутреннее Слово», обозначает вторую Ипостась, причем эту Ипостась в Ее «внутритроичной жизни», Логос есть та же самая Ипостась, только в Ее отношении к тварному миру.
Третья Ипостась, находится еще в очень зачаточном состоянии и имеет достаточно размытые грани. Для него само собой разумеется, что Святой Дух, как и Слово Божие (Логос), существует от вечности и вместе с Логосом Дух принимает участие в творении мира.
Феофил также, как и другие современные ему авторы – св. Иустин, св. Ириней Лионский, – считает, что бессмертие души не есть естественное ее свойство, это награда, которую получает душа. Сама по себе душа не есть ни смертная, ни бессмертная; она имеет в себе возможность того или другого, она становится или смертной или бессмертной. И сама по себе смерть не есть естественное свойство.