Особенности апологетики Татиана. Энкратизм Татиана.
Древнехристианские писатели – Климент Александрийский, св. Епифаний Кипрский и блаж. Феодорит Кирский – называют Татиана «сирийцем».
Татиан получил вполне приличное для того времени «эллинское» образование и для совершенствования в нем много путешествовал. Он сам рассказывает, что до того, как уверовал во Христа, он долго искал, изучая различные учения. Он интересовался не только чисто философскими учениями, но и религиозными учениями, языческими мистериями. По всей видимости, обращение Татиана произошло в Риме; в этом городе он посещал школу св. Иустина. Однако у него есть очень существенное отличие от своего учителя.
Для Татиана характерно радикальное даже экстремистское отрицание всего эллинского. Здесь мы, конечно, имеем дело с вопросом принципиальной важности. Апологетами в целом сделан выбор, который оказался определяющим для всего последующего христианского богословия. Апологеты, отвергая языческую религию, показывая, что христиане преодолели ее, вовсе не отвергали языческую культуру и языческую философию. Мы можем смело сказать, что Церковь в целом последовала выбору апологетов и приняла то, что в наше время мы называем культурным наследием язычества. Такие личности, как Татиан, предлагали нечто совсем другое; они предлагали решительно и навсегда отвергнуть все языческое. Поэтому Татиана не могло удовлетворять христианство такое, каким он его видел – не достаточно радикально настроенным по отношению к языческому миру. Мы не удивляемся тому, что, когда Татиан вернулся на Восток, примерно в 172 году, он основал секту, называемую сектой «энкратитов» (воздержанников), которая порвала с Церковью. Сектанты отрицали брак, считая его блудом, не допускали всякого употребления мяса в пищу и доходили до того, что при совершении Евхаристии заменяли вино водой. Поэтому их называли также «аквариями» (водниками). О смерти Татиана нам совершенно ничего не известно. Умер ок. 185 г.
Учение: Относился к апологетам, отрицавшим все греч. и утвержд. несоотношение хр-ва и греч. философии.
Энкратизм:отвержение брака и употребления мяса и вина. Самые крайние энкрититы «акварии» соверш. евхар. на хлебе и воде.Отрицание: спасения Адама, брака, вкушения мясного, рождение эонов и пр. (Ириней).
Особенности апологетики, труды:
«Речь против эллинов» (42гл), ок. 161 г. – резкое горячее обличение. Евсевий: лучшее и полезное из всех произведений. Две части: 1) – обличительно-апологетическая, 2) о древности христианства. Все эллинское не только религия, но и философия, культура – это все обман, нелепость, безнравственность, все это не имеет никакой ценности. Если что-то и есть хорошего у эллинов, то это они, без сомнения, заимствовали у варваров. Во многих случаях обвинения Татиана представляются справедливыми. Платон почерпн. свою мудрость у Моисея.
«Диатессаран» – симфония (согласов.) четырёх евангелий + апокрифы, исключено повествование о рождении и родословие (172-185). Первый текст Евангелия на сирийском, армянском и грузинском языках. Широкое распространение. Только в V веке из сирийской церкви был изъят труд Татиана и заменен каноническим Четвероевангелием. Феодор Киррский.
До обращения – «О животных», «О демонах». Собирался написать «Против рассуждающих о Божественном». Климент Александрийский цитирует «О совершенстве согласно заповедям Спасителя», в котором он пытается обосновать свой энкратизм, опираясь на 1 Кор. 7:5. Евсевий Кесарийский ссылается на рассказ ученика Татиана – Родона, который говорит, что его учитель трудился над книгой под заглавием «Спорные вопросы», где обещал «объяснить темное и сокрытое в Священном Писании». Два последних произведения относятся к «еретическому периоду» его жизни.
Богословские взглядыОтрицание греч. культуры in toto – «бабьи сказки», «неестественное сознание эллинов», все в черном свете. Сочинения «недоказательны», эмоциональны. «Теория заимствования» – плагиаторы и перетолковыватели. «Провинциальный комплекс» варвара – неприязнь греческого. Просвещение – «пайдейя» – христианское (образование + спасение) на смену античному. Но в учении разрозненные части – платонизм, гностицизм, стоицизм, эллинская философия и неправославные взгляды. О Боге и творении Бог непостижим, но познается через деяния Свои. До творения Логос = сила, пребывающая в Боге, Который «был один». После Логос выступил и стал «первородным Делом». Единосущие, но эти два этапа (имманентность и обретение Лица) + «первородное Дело». «Христианство без Христа», но таков жанр апологетики. Творение – ничего – безвидная масса – разделение – украшение и благоустроение. Пневматология Нет четкого разделения м\у Духом и Сыном, природой и Лицом. Материальный и божественный Дух, но без пантеизма. Антропология трихотомист, душа смертна и отделилась от духа. Нарушено равновесие – сближение души и тела и пренебрежение ими. Дух, в котором образ и подобие покинул душу – вневременное и внеисторическое событие. Подозрение об исповедании единосущия нашего духа и Духа. Воскресение подобно рождению – растворенное в космосе тело вновь обретается, до этого же человек не знает себя. Ангелология и демонология. Сотворены до человека, свобода воли, но благи не по природе и могли быть добрыми и злыми. «Первородный Ангел» и увлекшиеся ангелы образовали «бесовскую рать». Изобретением бесов, в частности, является астрология, и сам языческий политеизм вообще Татиан рассматривает как поклонение бесам. Бесы умирают отнюдь не легко, ибо они лишены плоти (имеют некий «духовный состав», подобный огню или воздуху); но, поскольку их существование заключается в творении «дел смерти», то они умирают всякий раз, когда научают грехам последовавших за ними людей. Поэтому видимое «преимущество» демонов, т.е. отсутствие телесной смерти, становится причиной великих мук: они не могут быть причастниками вечной жизни и не получают взамен смерти бессмертие, подобно [праведным] людям. Они обретут в будущем вместо бессмертия и вечности своего рода «дурную бесконечность», от которой нет избавления. Ибо, по словам Татиана, бесы, из-за «беспредельности своего жития», грешат намного больше людей, а поэтому и спасение для них невозможно (Речь 14). Т.е. для них нет ни смерти, ни жизни, лишь дурная бесконечность. Нет предела жизни => и греху, значит спасения нет, невозможно и покаяние. Воздушный «духовный состав», доступный духовному зрению. Бесы – излучение материи, отрицательная бесплодная энергия, противоборствуют через материю – плоть и страсти. Человек между ними, но ближе к ангелам. Путь человека – смертью для мира через веру и отвержение лукавства победить смерть. Источник греха – свобода, но и она же и причина спасения.