Проблематика христианской апологетики II века. Апология Аристида. «Послание к Диогнету»
Распростр. хр-ва вызвало ответ языч-ва: гос-ное неприятие; оппозиция языч. интеллигенции; непонимание языч. плебсом. И враждебность иудаизма.
[Асмус] И вот здесь, отвечая на все эти нападения, Церковь устами апологетов должна была сказать то, что она думает о государстве и о благе народа и о языческой культуре. И, наверное, главный итог деятельности апологетов – это то, что Церковь приняла культуру, как таковую, конечно, отделяя культуру от той языческой религии, в недрах которой она родилась и развивалась.
Апологеты – это первые церковные писатели, которых мы можем назвать богословами. Они пытались систематически изложить учение Церкви, они пытались осмыслить учение веры, пользуясь элементами этой самой философии.
Цели апологетов: показать юридич. право хр-ва; высоту и величие хр-ва над языч-вом и философией; чистоту догматов, нравств-сть и высокую жизнь; хр-во есть истинный Израиль.
Предпосылки успеха:
1. Иудейская апологетика против языч. (Филон Алекс., Иосиф Флавий) – база для христ-кой апологетики.
2. Античн. философская терминология
Противники хр-ва: Цельс, Фронтон, учитель Марка Аврелия, сам М.А. и др.
Самый древний из апологетов – это Кодрат. Один абзац из его сочинений нам сообщает в своей «Церковной истории» Евсевий Кесарийский. Свою апологию он написал, скорее всего, в самом начале 20-х годов II века. Евсевий упоминает некоего пророка и ученика апостолов по имени Кодрат; но тождественен ли он с апологетом или нет установить трудно.
Аристид.
Самая древняя, дошедшая до нашего времени апология принадлежитАристиду Афинскому.
Источники: Евс.Кесар. упоминает его в «Хронике» (Аполог. Аристида и Кодрата смягчили гонения имп. Адриана), «Ц.И.» (преподнес Апологию Адриану). Древнецерк. писатели усвояют Аристиду титул «Философа», значит, был образован.
Жизнь: неизвестна, был совр. Кодрата, род. во 2-й пол. 2 в.
Апология: промежуток 120-138 гг.
Богосл. истории: христиане как новый народ. Аристид делит все человечество по религиозному принципу на четыре категории: первая – это варвары, вторая – эллины, третья – иудеи, четвертая – естественно, христиане. Варвары поклоняются стихиям, которые суть не что иное, как Творение Божие. Эллины поклоняются богам, которые, согласно эллинской мифологии, обнаруживают такие серьезные недостатки, что их считать богами никоим образом нельзя. Иудеи заслуживают уважения – они ближе других к Истине, но у них нет истинного богопочитания потому, что они почитание Единого Бога заменяют почитанием Ангелов, которым они придают слишком большое значение. Слишком много внимания иудеи уделяют внешним сторонам религии, различным обрядам. Одни только христиане обладают Истиной, они познали истинного Бога, который есть Творец всего и Вседержитель. Как говорит Аристид, христианство – это смысл существования мира, если мир продолжает существовать, то лишь по той причине, что христиане молятся Богу за весь мир.
«Апология» Аристида имплицитно содержит в себе крещальный символ веры, отдельные элементы которого рассеяны по ее тексту.
Критика язычества:
1. Почитание твари вместо Творца
2. Греки стали обожествлять чел-кие страсти и пороки.
3. Против Бога как безличн. Силы – Бог как Личность
4. Бог един по природе и не враждует с Собой
Критика иудейства:
1. Не удержались на высоте Богопознания
2. Чтят Бога, но не чтят Сына Божия.
Неподлинные произв-ния: 1) Гомилия о диалоге Христа и разбойника на Кресте – против ереси «псилантропизма» (противоположной докетизму); 2) «Посл. Аристида всем философам».
«Посл. к Диогнету»
Написано: между 120 и 210 гг., место: Египет
Адресовано язычнику Диогнету.
1. Полемика с языч. и иуд.
2. Роль христиан в мире
3. «Кратк. катехизис»
4. Увещев. к языч.
У языч. – критика идолослуж. у иуд. – критика обрядов, схожих с языч. и похвалений обрезания как признака недалекого ума.
Домостроительство сосредот. в Церкви. Душа в теле, христиане в мире: рассредоточены, душа не принадлежит телу, христиане не принадлежат миру.
Спасение как Богооткровение. Понимание Рая и деревьев Жизни в нем – это святые.
Грехопадение – как «нечистое пользование знанием», «райское ведение» – цель чел-ка.
[2 вариант] Аристид. «Апология». Судьба «Апологии». О роли христиан и их месте в империи.
Афинский философ. Так же обратился к имп. Адриану в 123-129 гг. с Апологией, кот смягчил гонения (Евсевий). Иероним: «красноречивый философ», «великий ум». Западные мартирологи: «муж, прославившийся верой и мужеством», наз Христа истинным Богом. Хронология жизни неизвестна.
Открытие Апологии – 1878 г. первые 2 главы армянский перевод (5 в.). Англ. уч. Харрис – 1889 г. в мон Елены на Синае полный перевод на сирийский. Его друг Робинсон в «Повести об индийских святых...» нашел переработанную версию + еще два греч фрагмента. Существует синтетический взаимодоп перевод. Два неподлинных творения: против псилантропизма (антидокетизм) и несторианства.