Сщмч. Климент Римский и его экклезиология.
Жизнь (+Источники):По Евсевию Кесарийскому годы епископства св. Климента в Риме – с 92 по 101. Согласно св. Иринею Лионскому, он был третьим епископом Рима (после Лина и Анаклита), и св. Ириней говорит о нем как о «видевшем блаженных Апостолов и общавшемся с ними, еще имевшем проповедь Апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими». Тертуллиан сообщает, что св. Климент принял посвящение от самого ап. Петра, но затем чтобы не нарушать мира церковного, он устранился от епископской должности, поэтому списки римских епископов числят Климента на четвертом месте, если начинать с самого св. Петра (то есть между Петром и Климентом было еще два епископа).
По Пред., погиб муч. в Херсонесе, мощи открыты св. Мефодием и Кириллом: часть их они принесли в дар римской церкви, а остальное было перенесено в Киев, где мощи были положены в Десятинной церкви.
«Послание к Коринфянам» (называемое иногда «Первым посланием св. Климента»). Единственное подлинное. Оно дошло до нас в двух греческих рукописях (V и XI вв); имеются несколько переводов этого послания на латинский (XI в) и сирийский (XII в) языки, а также фрагменты двух коптских переводов (рукопись одного датируется IV или V в.). Данное послание пользовалось большим авторитетом и весьма почиталось в древней Церкви: Климент Александрийский сообщает, что в его время послание св. Климента читалось за богослужением, написано в 96-97 гг. Множество цитат, исповедание богодухновенности.
Повод к написанию: Это послание написано по поводу каких-то тяжелых смут, происходивших в Коринфской церкви. Климент обращается (правда, не от своего лица, а от лица Римской церкви) к Коринфу не просто со словом братского увещания, а как власть имеющий. Причина волнений в коринфской общине не имела серьезной догматической подоплеки: это была обычная схизма (раскол), у истоков которой стояли всего несколько лиц, обуреваемых гордыней и честолюбием. Указанная схизма послужила для св. Климента причиной изложения некоторых важных моментов христианского вероучения, основой которого является догмат о Святой Троице.Впрочем, триадология в послании только намечается в самых общих чертах, но детально не разрабатывается. Троичность признается, но Бог – Отец, «Сын Божий» употреблен один раз, остальные – «Предстоятель», «Архиерей». Акт рождения совпадает с усыновлением людей. Дух – Источник, Излияние, Полнота свойств, ведущих ко спасению.
Тайна внутритроичной Жизни и отношения Божественных Лиц между собой лишь предполагаются св. Климентом, но в эту тайну он не дерзает проникать. Главный акцент в послании ставится на спасительном излиянии действия Божиего на мир, т.е. на тайне Домостроительства Божиего.
Домостроительство Божие. Распространяется не только на человечество, но и на весь тварный мир в первую очередь на человека, как венец творения. Участвуют все Ипостаси Святой Троицы: Богу Отцу принадлежит изволение устроить Царство Божие; Сын – главное орудие Домостроительства спасения, а Св. Дух как Полнота благодатных средств, ведущих ко спасению.
Последовательно нисходящая церковная иерархия. Важность покаяния, смирения, кенозиса и любви. Ясное осознание взаимосвязи всех частей христианского учения. Вхождение в гармонию вселенского бытия через погружение в полноту (литургическую, нравственную, богословскую) кафолической Церкви.
Экклесиология: Церковь есть не человеческое, а Божественное установление. Это проявляется, согласно св. Клименту, прежде всего в богоучрежденности церковной иерархии. Церковь св. Климент сравнивает с воинским подразделением, где «ни великие без малых, ни малые без великих не могут существовать. Все соединены друг с другом и от этого [происходит большая] польза». Второе сравнение, приводимое св. Климентом, это сравнение с телом в духе экклесиологии св. Апостола Павла: «голова без ног ничего не значит, равно и ноги без головы, и малейшие члены в теле нашем нужны и полезны для целого тела; все они находятся в согласии друг с другом и стройным подчинением своим служат во здравие целого тела». Гармоничное устроение Тела Христова проявляется прежде всего в богослужении, совершаемом в определенные времена и часы; благодаря церковному богослужению нам открываются «глубины божественного ведения». Последняя фраза (τα βάθη της θειας γνώσεως) указывает на ту традицию православного «гносиса», у истоков которой стоят свв. Апостолы Иоанн и Павел и которая затем обрела наиболее четкие формы свои в александрийской школе.
Согласно св. Клименту, вся церковная иерархия имеет не только божественное, но и апостольское происхождение. В акте поставления на церковное служение он различает два основных момента: собственно «поставление» и «одобрение»; первый момент предполагает «рукоположение» (см. Деян. 14:23), а второй – активное участие в этом поставлении и всего народа Божиего, т.е. соборное признание.
Церковная иерархия обеспечивает единство Церкви – идея также наиважнейшая для экклесиологии св. Климента.
Этика: Христос есть образ для определения нравственных норм поведения ее членов.
«Второе посл. св. Кл.Римского». Это проповедь 150 г. Евс.Кесар. (сомнения в подлинности), автор, видимо, из новообращ. язычников. Блаж. Иероним уже решительно отрицает подлинность этого послания.
Место написания.В качестве предполагаемых называются Рим, Коринф и Египет (но, скорее всего, Рим).
Христология. Христос – Бог («Об Иисусе Христе должны думать как о Боге и Судии»), Логос, «Родоначальник нетления». Воплощение – прямая причина спасения, онтологическая и гносеологическая – бытие и знание.
Не вполне православная экклесиология (14 гл.). Предсуществующая Церковь: «Мы будем принадлежать к первой, духовной Церкви, сотворенной прежде солнца и луны», или к «Церкви Жизни», которой и даруется полнота спасения. Данную идею он сочетает с учением Апостола Павла о Церкви как Теле Христовом, но подобное сочетание обретает в миросозерцании автора причудливые черты. Он считает, что именно о такой предсуществующей Церкви изрекается в Священном Писании: «И сотворил Бог человека, мужчину и женщину» (Быт. 1:27); под «мужчиной» здесь подразумевается Христос, а под «женщиной» – Церковь. Эта Церковь принадлежит не настоящему миру, т.е. миру материальному, но, происходя свыше, является духовной, хотя и сделалась зримой в последние дни, чтобы спасти человечество. Подобное появление «духовной Церкви» произошло «во плоти Христа», т.е., вероятно, в зримой и реальной Церкви. И если члены Церкви соблюдают ее нетленной во плоти, то они обретут ее таковой же и во Святом Духе.
Духовная явилась во плоти Христовой – продолжение иудейской мысли о сотворении мира для Израиля (Церкви). Из бесплодной стала Матерью (Ис.54). Александрийская школа.
Полемическое возвышение значения плоти для спасения, грех против нее – грех против Церкви, хранить ее в чистоте крещения.
Увещательная пастырско-нравственная сторона: жить и делать так, как Он говорил, тогда и придет Его Царство (12). Эсхатологические чаяния, предпочтение мира грядущего. Горшок после печи не исправить, поэтому будем каяться сейчас когда мы – глина в руках Художника.
Экклезиология: учение о предсуществующей Церкви – «сотворил мужчину и женщину» – «мужчина – Христос, женщина – Церковь». Видимая Церковь во плоти Христа, невидимая – в Св.Духе. Прослеживаются эсхатологич. аспекты.
Сотериология:Спасение как «возведение от небытия к бытию» и от незнания к знанию.
Во плоти крестимся, во плоти воскресаем, во плоти должны каяться.
Неподлинные творения
«О девстве» 3-4 век, греч. оригинал утерян, коптский и сирийский. Неизвестный автор Палестины. 1 часть: Единство веры и дел. Отделение от мира (космоса). Пребывание в трудах и служении: посещение больных, одержимых (эксорцисты). 2 часть: правила поведения, избегание общения с противоположенным полом во избежание блудной похоти, не открывать тайн язычникам – «протомонашество».
«Псевдо-Климентины»: Данная группа, имеющая весьма разнородный характер, состоит из пяти произведений:
1. Послания ап. Петра к Иакову + «Свидетельство для получающих книгу»
2. Послание Климента к Иакову
3. «Беседы» («Гомилии», числом 20)
4. «Встречи», или «Узнавания» (10 кн)
5. «Сокращение деяний Петра».
Из этих сочинений основное значение имеют «Беседы» и «Встречи», являющиеся стержнем «Псевдо-Климентин». Они представляют собой две самостоятельные редакции, в основе которых, как предполагают исследователи, лежит одно, не дошедшее до нас, сочинение под названием «Проповеди Петра» (его не следует путать с одноименным произведением, которое цитирует Климент Александрийский). Также предполагается, что оно было создано неизвестным автором ок. середины III в., вероятно, в Сирии. Позднее, в первые десятилетия IV в., произведение подверглось переработке неким редактором, для миросозерцания которого были характерны арианские тенденции, и обрело форму «Гомилии». Чуть позднее, ок. середины IV в., «Проповеди Петра» еще раз перерабатываются, на этот раз православным редактором, в результате чего появляется редакция «Встреч» («Узнаваний»). Роман с занимательным сюжетом (Климент – язычник путешествует и знакомится с апостолами, становится спутником Петра и т.д.
Вероучительная сторона памятника – синкретизм, иудаизм для евреев, христианство – для язычников. Неприятие ВЗ жертв, но соблюдение дел закона. Истинному пророку предшествует ложный (Ева – Адаму, Каин – Авелю… Христу – Креститель, Христу пред вторым пришествием Антихрист). В принципе, Адам, как родоначальник линии истинных пророков, отождествляется в «Псевдо-Климентинах» с Христом, Который изображается в качестве «предсуществующего Пророка Истины», сообщающего людям спасительное ведение («гносис»). Данный «Пророк Истины», явившись сначала в теле Адама, затем периодически воплощается в ветхозаветных праведниках (Енохе, Ное, Моисее и др.). Высшим воплощением Его был Иисус, возвративший изначальной религии ее универсальное значение. Тем самым уникальный и неповторимый акт Воплощения Бога Слова в «Псевдо-Климентинах» подменяется периодическими реинкарнациями предмирного «Зона Христа». Естественно, отсутствует здесь и идея искупления.
В общем, данный памятник, безусловно, чужд духу кафолической Церкви. Потребовалась коренная переработка его, чтобы он, преимущественно в виде «Встреч», частично был усвоен церковным сознанием. Впрочем, такое усвоение затронуло главным образом не вероучительный, а повествовательный материал, содержащийся в «Псевдо-Климентинах». Легендарные детали «апокрифического романа» были позднее включены в различные версии «Жития» св. Климента, в том числе отразились и в «Четиих Минеях» св. Димитрия Ростовского.