Общая характеристика особенностей богословия доникейского периода.
Эпоха идеологической борьбы с внутрицерковными и внецерковными ересями, прежде всего с мистицизмом. Количественное увеличение церкви. Становление богословия троического и христологического. Формирование литургико-канонических норм, формирование канона священных книг Нового Завета, развитие церковного строя.
1) «Писания мужей апостольских» – к.1 в – сер. 2 в., География: Сиропалестина, Антиохия, Смирна, Египет, Рим, Александрия Егип.
2) Сочин. греч. апологетов 2 в.
Начало рационального осмысления богооткровенных истин.
География: Афины (Греция), Рим, Александрия (культурные центры).
3) Антиеретическая литература 2 пол. 2 в. Ириней Лионский, Ипполит Римский и др.
4) Группа римских богословов 3 в.: Минуцифилиц, Ипполит Римский, Новоциан, антипапа Римский.
5) Африканские богословы 3 в.: формулы Тертуллиана, Киприан Карфагенский, Лактанций.
6) Александрийская богословская школа (к. 2-3 вв). Систематизация христианского учения, т.е. науки богословия.
Триадология доникейских писателей.
Пастырь Ермы:запутанны и двусмысленны.
Клим. Римский: в домостр-ве участвуют все Ипостаси Святой Троицы: Богу Отцу принадлежит изволение устроить Царство Божие; Сын – главное орудие Домостроительства спасения, а Св. Дух как Полнота благодатных средств, ведущих ко спасению.
Иустин Философ: Содерж. учение о Троице (Слово произнесенное, Слово семенное и Слово воплощенное).
Феофил Антиох.:Первым употребл. слово Троица. «Три дня [творения], были прежде [создания] светил, суть образы Троицы Бога, Его Слова и Его Премудрости». Святой Дух отождествляется с Премудростью («Софией»); Слово (Логос) называется не только «Премудростью», но и «Духом Божиим»; учит о рождении второго Лица Троицы, Феоф. пытается наметить различие Лиц Троицы, Третья Ипостась, находится еще в очень зачаточном состоянии и имеет достаточно размытые грани. Для него само собой разумеется, что Святой Дух, как и Слово Божие (Логос), существует от вечности и вместе с Логосом Дух принимает участие в творении мира.
Ориген:идея Бога как единства, монады. Впервые употр. термин «единосущный». Сын так же вечен, как и Отец, но и творение одновременно. Не различал «рождение» и «творение».
Павел Самосатский (еп. Антиох. с 260 г.). Смесь модализма и савеллианства (в Боге единое сущ-во, а Лица – лишь формы «модусы» явления миру). Считал Христа человеком, в к-ром обитал Бог, видимо, после Крещения (ересь адопционизма).
Учение о Логосе.
Иустин Философ: Разговор с Трифоном Иудеем – выражал участие в творении мира 2-го лица Троицы – Логоса, (Он посредник между Богом и миром)
Феофил Антиох.:О Логосе употр. ту же терминологию что и Иустин Ф., но с меньшей субординацией. Пишет: Бог не выразим чел. словами, невидим, непознаваем и т.д. и проявл. Себя через Своего Сына – Слово.
Ириней Лионский:утверждение полноты Божества и Человечества во Христе. Логос, участвующий в творении мира. Рождение Сына от Отца для творения мира. Сын с Св.Дух как две руки Бога. Но подобные фразы чаще даются не догматически, а лишь толковательно.
Ориген:Одна разумная тварь, к-рой не наскучило богосозерцание – человек Иисус Христос, в эту душу Сын Божий воплотился. Роль Христа педагогическая.
Бог у Оригена – бог неоплатоников.
Павел Самосатский (еп. Антиох. с 260 г.). Смесь модализма и савеллианства (в Боге единое сущ-во, а Лица – лишь формы «модусы» явления миру). Считал Христа человеком, в к-ром обитал Бог, видимо, после Крещения (ересь адопционизма).
Лукиан еп. Антиох. великий экзегет «Было время, когда Сына не было» на осн. Притч. 8:22, Кол.1:15. Учеником был Арий. Однако, Лукиан умер мучеником и числится в святцах.
Экклезиология.
Дидахи.иерархическое служение (епископы и диаконы), пророки (ходят и проповедуют, в одном месте «Д» они называются архиереями).
Климент Римский. Экклезиол.:Богоучрежденность церковной иерархии, соборное признание претендентов, спасение через Церковь.
2 Посл. св. Клим. Рим.учение о предсуществующей Церкви – «сотворил мужчину и женщину» – «мужчина – Христос, женщина – Церковь». Видимая Церковь во плоти Христа, невидимая – в Св.Духе. Прослеживаются эсхатологич. аспекты.
Игнатий Богоносец: не возможно быть христианином не участвуя в жизни Ц. Ц. становиться собой когда ее члены сходятся вместе для совершения общего таинства. Иерархия впервые. Глава евхар. собрания – еп. Епископу надо следовать как Хр. Пресвит. как апостолам.
Пастырь Ермы –идея о предсуществующей Церкви (как и во 2-м Посл. св.Климента Рим.), и о том, что ради Церкви сотворен мир. Церковь как башня, люди – камни. Церковь как возрастание земли к небу.
Иустин Философ: в Апологии упоминание об иерархии(дьяк., предстоятель),
Ириней Лионский:идея апост. преемства не как формальности, а как вероучения. Хар-ки Церкви: единство – одну душу, уста, сердце; святость – из чистоты и истинности; апостольский характер – непрер. традиция веры; кафоличность – соборность; непогрешимость учения; истинная харизма.
Киприан Карфаг.: утверждает единственность Церкви. В 66 письме он говорит о Ц., как о народе, приверженном свящ. и стаде, послушному своему пастырю. Отличая ее от Церкви кафолической, соединенной в единстве епископата.
«Вне Церкви нет спасения»; «Епископство одно, и каждый епископ целостно в нем участвует»
Ориген:Церк. структуры в духовном смысле, главное место – «учители Церкви», обряды совершать может каждый, таинства чисто символичны. Евхаристию понимал как хлеб – пища для душ, слово от Бога Слово, вино – слово опьяняет.