Эпоха Вселенских соборов (начало)
Экзаменационные ОТВЕТЫ по предмету «Патрология» ( III курс, заочное отделение, 2004 / 2005 г. )
Экзаменационные ОТВЕТЫ по предмету «Патрология»
( III курс, заочное отделение, 2004 / 2005 г. )
Доникейский период
1. Общая характеристика особенностей богословия доникейского периода.
2. «Дидахи». Особенности памятника; его значение.
3. Св. Климент Римский и его экклезиология.
4. Св. Игнатий Богоносец и его наследие. Послание Св. Поликарпа Смирнского.
5. «Послание Варнавы». Отношение к Ветхому Завету.
6. Нравственное учение и экклезиология «Пастыря Ермы».
7. Проблематика христианской апологетики II века. Апология Аристида. «Послание к Диогнету».
8. Св. Иустин Философ. Христианская философия. Богословские особенности сочинений св. Иустина.
9. Особенности апологетики Татиана. Энкратизм Татиана.
10. Афинагор Афинянин. Его учение о воскресении.
11. Св. Феофил Антиохийский. Учение о Божестве и триадология.
12. Св. Мелитон Сардийский и учение о Христе – новой Пасхе.
13. Христология, сотериология и экклезиология св. Иринея Лионского.
14. Св. Ипполит Римский как антигностический писатель. «Апостольское Предание» Ипполита.
15. Этика и экклезиология Тертуллиана.
16. Св. Киприан Карфагенский. Учение о Церкви и ее Таинствах.
17. Климент Александрийский и христианский гнозис.
18. Богословские взгляды Оригена. Влияние Оригена: оригенизм III-VI вв. Осуждение его на 5 Всел. Соборе.
19. Жизнь и труды Оригена. Характеристика экзегетического метода.
20. Свт. Григорий Неокесарийский Чудотворец как ученик Оригена. Св. Мефодий Олимпийский как критик Оригена.
Эпоха Вселенских соборов (начало)
21. Богословие в IV веке. Основные черты.
22. Евсевий еп. Кесарийский и его наследие.
23. Св. Афанасий Великий. Жизнь и богословские взгляды. Писания св. Афанасия, направленные против арианства.
24. Житие и писания св. Василия Великого. Его аскетические труды и монашеские уставы.
25. Троическое богословие св. Василия Великого. Учение о Св. Духе.
26. Общая характеристика богословия Отцов Каппадокийцев. II Вселенский Собор.
27. Св. Григорий Богослов. Житие и труды. Основные богословские взгляды св. Григория Богослова (триадология). Христология св. Григория Богослова.
28. Преп. Ефрем Сирин и его труды.
29. Мистическое (тайнозрительное) богословие св. Григория Нисского. Его эсхатологические воззрения.
30. Св. Кирилл Иерусалимский, его Огласительные и Тайноводственные слова.
31. Св. Амвросий Медиоланский, его пастырское богословие, этика, аскетика и экзегетика.
32. Блаж. Иероним Стридонский. Житие и труды.
33. Блаж. Августин. Его жизненный путь и произведения. Учение о свободном выборе и предопределении. Тринитарное учение: предпосылки филиоквизма в нем.
34. Свт. Иоанн Златоуст. Его жизненный путь и труды. Экзегеза Свящ. Писания.
Аскетические писатели IV-Vвв.
35. Жанры аскетической литературы. 2 редакции «Древнего патерика». «Лавсаик» Палладия.
36. Основоположники египетского монашества: преп. Антоний Великий и преп. Пахомий.
37. Преп. Макарий Египетский и «корпус Макарианум».
38. Евагрий Понтийский и его тайнозрительное богословие.
Общая характеристика особенностей богословия доникейского периода.
Эпоха идеологической борьбы с внутрицерковными и внецерковными ересями, прежде всего с мистицизмом. Количественное увеличение церкви. Становление богословия троического и христологического. Формирование литургико-канонических норм, формирование канона священных книг Нового Завета, развитие церковного строя.
1) «Писания мужей апостольских» – к.1 в – сер. 2 в., География: Сиропалестина, Антиохия, Смирна, Египет, Рим, Александрия Егип.
2) Сочин. греч. апологетов 2 в.
Начало рационального осмысления богооткровенных истин.
География: Афины (Греция), Рим, Александрия (культурные центры).
3) Антиеретическая литература 2 пол. 2 в. Ириней Лионский, Ипполит Римский и др.
4) Группа римских богословов 3 в.: Минуцифилиц, Ипполит Римский, Новоциан, антипапа Римский.
5) Африканские богословы 3 в.: формулы Тертуллиана, Киприан Карфагенский, Лактанций.
6) Александрийская богословская школа (к. 2-3 вв). Систематизация христианского учения, т.е. науки богословия.
Учение о Логосе.
Иустин Философ: Разговор с Трифоном Иудеем – выражал участие в творении мира 2-го лица Троицы – Логоса, (Он посредник между Богом и миром)
Феофил Антиох.:О Логосе употр. ту же терминологию что и Иустин Ф., но с меньшей субординацией. Пишет: Бог не выразим чел. словами, невидим, непознаваем и т.д. и проявл. Себя через Своего Сына – Слово.
Ириней Лионский:утверждение полноты Божества и Человечества во Христе. Логос, участвующий в творении мира. Рождение Сына от Отца для творения мира. Сын с Св.Дух как две руки Бога. Но подобные фразы чаще даются не догматически, а лишь толковательно.
Ориген:Одна разумная тварь, к-рой не наскучило богосозерцание – человек Иисус Христос, в эту душу Сын Божий воплотился. Роль Христа педагогическая.
Бог у Оригена – бог неоплатоников.
Павел Самосатский (еп. Антиох. с 260 г.). Смесь модализма и савеллианства (в Боге единое сущ-во, а Лица – лишь формы «модусы» явления миру). Считал Христа человеком, в к-ром обитал Бог, видимо, после Крещения (ересь адопционизма).
Лукиан еп. Антиох. великий экзегет «Было время, когда Сына не было» на осн. Притч. 8:22, Кол.1:15. Учеником был Арий. Однако, Лукиан умер мучеником и числится в святцах.
Экклезиология.
Дидахи.иерархическое служение (епископы и диаконы), пророки (ходят и проповедуют, в одном месте «Д» они называются архиереями).
Климент Римский. Экклезиол.:Богоучрежденность церковной иерархии, соборное признание претендентов, спасение через Церковь.
2 Посл. св. Клим. Рим.учение о предсуществующей Церкви – «сотворил мужчину и женщину» – «мужчина – Христос, женщина – Церковь». Видимая Церковь во плоти Христа, невидимая – в Св.Духе. Прослеживаются эсхатологич. аспекты.
Игнатий Богоносец: не возможно быть христианином не участвуя в жизни Ц. Ц. становиться собой когда ее члены сходятся вместе для совершения общего таинства. Иерархия впервые. Глава евхар. собрания – еп. Епископу надо следовать как Хр. Пресвит. как апостолам.
Пастырь Ермы –идея о предсуществующей Церкви (как и во 2-м Посл. св.Климента Рим.), и о том, что ради Церкви сотворен мир. Церковь как башня, люди – камни. Церковь как возрастание земли к небу.
Иустин Философ: в Апологии упоминание об иерархии(дьяк., предстоятель),
Ириней Лионский:идея апост. преемства не как формальности, а как вероучения. Хар-ки Церкви: единство – одну душу, уста, сердце; святость – из чистоты и истинности; апостольский характер – непрер. традиция веры; кафоличность – соборность; непогрешимость учения; истинная харизма.
Киприан Карфаг.: утверждает единственность Церкви. В 66 письме он говорит о Ц., как о народе, приверженном свящ. и стаде, послушному своему пастырю. Отличая ее от Церкви кафолической, соединенной в единстве епископата.
«Вне Церкви нет спасения»; «Епископство одно, и каждый епископ целостно в нем участвует»
Ориген:Церк. структуры в духовном смысле, главное место – «учители Церкви», обряды совершать может каждый, таинства чисто символичны. Евхаристию понимал как хлеб – пища для душ, слово от Бога Слово, вино – слово опьяняет.
Неподлинные творения
«О девстве» 3-4 век, греч. оригинал утерян, коптский и сирийский. Неизвестный автор Палестины. 1 часть: Единство веры и дел. Отделение от мира (космоса). Пребывание в трудах и служении: посещение больных, одержимых (эксорцисты). 2 часть: правила поведения, избегание общения с противоположенным полом во избежание блудной похоти, не открывать тайн язычникам – «протомонашество».
«Псевдо-Климентины»: Данная группа, имеющая весьма разнородный характер, состоит из пяти произведений:
1. Послания ап. Петра к Иакову + «Свидетельство для получающих книгу»
2. Послание Климента к Иакову
3. «Беседы» («Гомилии», числом 20)
4. «Встречи», или «Узнавания» (10 кн)
5. «Сокращение деяний Петра».
Из этих сочинений основное значение имеют «Беседы» и «Встречи», являющиеся стержнем «Псевдо-Климентин». Они представляют собой две самостоятельные редакции, в основе которых, как предполагают исследователи, лежит одно, не дошедшее до нас, сочинение под названием «Проповеди Петра» (его не следует путать с одноименным произведением, которое цитирует Климент Александрийский). Также предполагается, что оно было создано неизвестным автором ок. середины III в., вероятно, в Сирии. Позднее, в первые десятилетия IV в., произведение подверглось переработке неким редактором, для миросозерцания которого были характерны арианские тенденции, и обрело форму «Гомилии». Чуть позднее, ок. середины IV в., «Проповеди Петра» еще раз перерабатываются, на этот раз православным редактором, в результате чего появляется редакция «Встреч» («Узнаваний»). Роман с занимательным сюжетом (Климент – язычник путешествует и знакомится с апостолами, становится спутником Петра и т.д.
Вероучительная сторона памятника – синкретизм, иудаизм для евреев, христианство – для язычников. Неприятие ВЗ жертв, но соблюдение дел закона. Истинному пророку предшествует ложный (Ева – Адаму, Каин – Авелю… Христу – Креститель, Христу пред вторым пришествием Антихрист). В принципе, Адам, как родоначальник линии истинных пророков, отождествляется в «Псевдо-Климентинах» с Христом, Который изображается в качестве «предсуществующего Пророка Истины», сообщающего людям спасительное ведение («гносис»). Данный «Пророк Истины», явившись сначала в теле Адама, затем периодически воплощается в ветхозаветных праведниках (Енохе, Ное, Моисее и др.). Высшим воплощением Его был Иисус, возвративший изначальной религии ее универсальное значение. Тем самым уникальный и неповторимый акт Воплощения Бога Слова в «Псевдо-Климентинах» подменяется периодическими реинкарнациями предмирного «Зона Христа». Естественно, отсутствует здесь и идея искупления.
В общем, данный памятник, безусловно, чужд духу кафолической Церкви. Потребовалась коренная переработка его, чтобы он, преимущественно в виде «Встреч», частично был усвоен церковным сознанием. Впрочем, такое усвоение затронуло главным образом не вероучительный, а повествовательный материал, содержащийся в «Псевдо-Климентинах». Легендарные детали «апокрифического романа» были позднее включены в различные версии «Жития» св. Климента, в том числе отразились и в «Четиих Минеях» св. Димитрия Ростовского.
Сщм. Поликарп Смирнский
Жизнь: Родился ок. 70 г. (хотя возможно и ок. 80 г.) и примерно ок. 110 г. был уже епископом Смирнским. Св. Ириней сообщает: он «не только был наставлен Апостолами, но Апостолами был поставлен во епископа Смирнской церкви. Его я видел в моей ранней молодости, – ибо он жил долго и в глубокой старости окончил жизнь эту славнейшим мученичеством, – он всегда учил тому, что узнал от Апостолов, что передает и Церковь и что одно только истинно». Особо подчеркивает св. Ириней связь св. Поликарпа с Апостолом Иоанном Богословом и другими «самовидцами Господа».
Ученик Иоанна Богослова, друг Игнатия. Принимал участие в обсуждении празднования пасхи в Риме в 155г. (соглас. синоптиков и Ин.). Мученичество от 147 до 167 гг.
Труды:Дошло лишь одно «Послание к Филиппийцам». Большинство исследователей склоняются к предположению, что данное послание на самом деле есть синтез двух посланий.
Догматическое содержание данного произведения (точнее, двух произведений) очень небогато; оно является по преимуществу «пастырским посланием», целиком посвященным этическим вопросам.
Что касается нравственного учения, отраженного в послании, то основной темой его является тема праведности. Главными добродетелями, позволяющими стяжать эту праведность, являются вера, надежда и любовь, ибо «кто в них пребывает, тот исполнил заповедь праведности». Причем, преимущественный акцент св. Поликарп ставит на одной из этих добродетелей – вере, сопровождаемой добрыми делами. Однако вера, в таком ее понимании, немыслима без Господа, поэтому второй основной темой послания является тема «подражания Христу». Все мировоззрение св. Поликарпа – «христо-центрично», так как Господу, по его словам, «все покорено, небесное и земное» и «все дышащее» служит Ему (гл. 2). Подобный «христоцентризм» неотделим и от эсхатологизма, ибо вся жизнь христианина просвещается чаянием будущего века.
«Мученичество св. Поликарпа». Окружное послание Смирнской церкви – Филомелийской. Написано в течение года после смерти – один из первых мученических актов. Описываются гонения в Смирне, не одобряются те христиане (например фригиец по имени Коинт), которые сами себя предавали в руки преследователей, ибо «Евангелие так не научает», т.е. здесь осуждается «мученический фанатизм», чуждый, как и всякий фанатизм, духу христианского Благовествования. Св. Поликарп, наоборот, проявил чисто евангельскую мудрость и благоразумие: он сначала, по увещанию своей паствы, скрылся, но за тем был взят и принуждаем к хулению Христа. Пламя не коснулось его, был заколот, а затем сожжен. Значительна молитва перед смертью. В ней Отец – Вседержитель (Пантократор), Христос – «отрок, чадо, служитель» (но не «раб») Отца, единственный Посредник. Дух – «животворящий». Четкое вероисповедание.
Учение: Ц. – странствующая, не имеет постоянного места на земле (Муч. Поликарпа). В посл. к Филипп. призывает к молитве за власть держащих.
[2-й вариант] Св. Игнатий Богоносец и его наследие.
Противостояние иудействующим и докетам. Богословие единства: Христа с Отцом, людей в Церкви. План спасения до времени пребывал в безмолвии Божьем, явился через воплощение. Взаимообщение свойств, синэнергия.
Святой Дух вместе с Отцом и Сыном деятельно участвует в Домостроительстве спасения: верующие суть «камни храма Отца, уготованные для здания Бога Отца» они «поднимаются вверх» посредством «машины» Иисуса Христа, т.е. Креста, и как бы «канатом», поднимающим их наверх, является Святой Дух (Ефес. 9). Особенно тесно связан Святой Дух с Господом, а поэтому св. Игнатий иногда высказывается о «Его (Господа) Святом Духе» (Филад., предисловие). Совокупное действие этих двух Лиц Троицы направлено прежде всего на Церковь, вследствие чего христология и пневматология св. Игнатия органично перерастают в экклесиологию.
Неслиянное единение верующих в хоре, повиновение иерархии по образу единения природ Христа. Первый сказал о кафоличности (соборном единстве во Христе). Учение о небесной Церкви. Духовная брань с темными силами.
Мистика мученика, тайнозрительное богословие «Я желаю страдать, но не знаю, достоин ли. Ревностиво мне многие не видят, а она сильно берет меня» (Трал. 4) (Фанатичность?). Духовные – плотские.
Постоянно говорится о единстве. Призыв «сходиться мыслью Божией. Ибо Иисус Христос, общая наша жизнь, есть мысль Отца, как и епископы... находятся в мысли Иисуса Христа» (ЕФ. 3). Без епископа, сами по себе ничего ни делайте (Магн. 7). Это основано на откровении: «Дух возвестил мне, говоря так: «без епископа ничего не делайте, блюдите плоть свою, как храм Божий, любите единение, бегайте разделений, будьте подражателями IX, как и Он – Отцу Своему» (Фил. 7). «Пресвитерам следует покоить епископа» (Трал. 12). «Человек, предназначенный к единению» (Фил. 8). Иудейство уверовало в христианство, а не наоборот (Магн. 10). Если докеты правы, то он напрасно страдает. (Трал. 10) «Кто подле меча – подле Бога, кто посреди зверей – посреди Бога; только бы это было во имя IX»(Смир. 4).
Св. Поликарп Смирнский. Мученичество св. Поликарпа.
«Послание к Филиппийцам» – симбиоз двух посланий. Пастырское наставление. Праведность через веру (жизнь в вере), надежду и любовь. Христоцентричность (Он – центр неба и земли и все к Нему) и подражание Христу, эсхатологичность.
Аристид.
Самая древняя, дошедшая до нашего времени апология принадлежитАристиду Афинскому.
Источники: Евс.Кесар. упоминает его в «Хронике» (Аполог. Аристида и Кодрата смягчили гонения имп. Адриана), «Ц.И.» (преподнес Апологию Адриану). Древнецерк. писатели усвояют Аристиду титул «Философа», значит, был образован.
Жизнь: неизвестна, был совр. Кодрата, род. во 2-й пол. 2 в.
Апология: промежуток 120-138 гг.
Богосл. истории: христиане как новый народ. Аристид делит все человечество по религиозному принципу на четыре категории: первая – это варвары, вторая – эллины, третья – иудеи, четвертая – естественно, христиане. Варвары поклоняются стихиям, которые суть не что иное, как Творение Божие. Эллины поклоняются богам, которые, согласно эллинской мифологии, обнаруживают такие серьезные недостатки, что их считать богами никоим образом нельзя. Иудеи заслуживают уважения – они ближе других к Истине, но у них нет истинного богопочитания потому, что они почитание Единого Бога заменяют почитанием Ангелов, которым они придают слишком большое значение. Слишком много внимания иудеи уделяют внешним сторонам религии, различным обрядам. Одни только христиане обладают Истиной, они познали истинного Бога, который есть Творец всего и Вседержитель. Как говорит Аристид, христианство – это смысл существования мира, если мир продолжает существовать, то лишь по той причине, что христиане молятся Богу за весь мир.
«Апология» Аристида имплицитно содержит в себе крещальный символ веры, отдельные элементы которого рассеяны по ее тексту.
Критика язычества:
1. Почитание твари вместо Творца
2. Греки стали обожествлять чел-кие страсти и пороки.
3. Против Бога как безличн. Силы – Бог как Личность
4. Бог един по природе и не враждует с Собой
Критика иудейства:
1. Не удержались на высоте Богопознания
2. Чтят Бога, но не чтят Сына Божия.
Неподлинные произв-ния: 1) Гомилия о диалоге Христа и разбойника на Кресте – против ереси «псилантропизма» (противоположной докетизму); 2) «Посл. Аристида всем философам».
«Посл. к Диогнету»
Написано: между 120 и 210 гг., место: Египет
Адресовано язычнику Диогнету.
1. Полемика с языч. и иуд.
2. Роль христиан в мире
3. «Кратк. катехизис»
4. Увещев. к языч.
У языч. – критика идолослуж. у иуд. – критика обрядов, схожих с языч. и похвалений обрезания как признака недалекого ума.
Домостроительство сосредот. в Церкви. Душа в теле, христиане в мире: рассредоточены, душа не принадлежит телу, христиане не принадлежат миру.
Спасение как Богооткровение. Понимание Рая и деревьев Жизни в нем – это святые.
Грехопадение – как «нечистое пользование знанием», «райское ведение» – цель чел-ка.
[2 вариант] Аристид. «Апология». Судьба «Апологии». О роли христиан и их месте в империи.
Афинский философ. Так же обратился к имп. Адриану в 123-129 гг. с Апологией, кот смягчил гонения (Евсевий). Иероним: «красноречивый философ», «великий ум». Западные мартирологи: «муж, прославившийся верой и мужеством», наз Христа истинным Богом. Хронология жизни неизвестна.
Открытие Апологии – 1878 г. первые 2 главы армянский перевод (5 в.). Англ. уч. Харрис – 1889 г. в мон Елены на Синае полный перевод на сирийский. Его друг Робинсон в «Повести об индийских святых...» нашел переработанную версию + еще два греч фрагмента. Существует синтетический взаимодоп перевод. Два неподлинных творения: против псилантропизма (антидокетизм) и несторианства.
СВ. МЕФОДИЙ ПАТАРСКИЙ
Несмотря на то, что св. Мефодий не был учеником Оригена и один из первых подверг критике отдельные стороны его системы, все же принадлежность св. Мефодия к Александрийскому богословию не вызывает сомнения, как и влияние на него Оригена.
Сведения о его жизни не сохранились. Даже о месте его кафедры нет точных данных. Его называли епископом Олимпским в Ликии, Патарским, даже Тирским. Позднейший, почти нашего времени, исследователь его сочинений архиеп. Михаил (Чуб) полагал, что св. Мефодий был епископом в г. Филиппах в Македонии.
Несмотря на отдельные противоречивые известия, следует считать, что наиболее надежно засвидетельствованной датой его мученической кончины является 312 ый год.
Церковное воспоминание – 20 го июня.
Аскетические труды.
Григорий Богослов говорил о том, что они с Василием Великим в уединении на р. Ирисе пребывали длительное время, и там Василий Великий составил письменные каноны для монашествующих. Кроме того, им написаны и аскетические произведения.
1. Предначертание подвижничества. Содержит в себе увещевания и наставления к людям, которые ищут христианского совершенства. Он увещает смотреть на себя как на духовных воинов Христовых, которые должны вести повседневную неустанную духовную брань, тщательно исполнять свое служение для того, чтобы одержать победу над этими силами зла и достигнуть вечной славы.
2. Слово подвижническое и увещание об отречении от мира. Здесь содержится призыв к отречению от мира, к нравственному совершенству. Автор сравнивает мирскую жизнь с монашеской и, сам будучи монахом, отдает предпочтение монашеской жизни как более совершенной жизни. Он говорит о ней как о более трудной жизни, но не призывает идти в монастырь всех мирян, он говорит, что к монашеской жизни имеют расположение отнюдь не все люди. В первую очередь монашество – это безусловное послушание Евангелию. Путь монаха должен освящать образец евангельского совершенства. Он дает наставления относительно различных благочестивых молитвенных упражнениях, говорит о степенях возрастания в этом христианском совершенстве, о великих трудах, постоянной борьбе, в которой достигаются эти ступени совершенства.
3. Слово о подвижничестве. Это более краткое слово, даются краткие предписания поведения монахам, говорится о том, что их духовная жизнь должна отвечать требованиям аскетического совершенства, ибо только аскеза есть то, чем украшается монашествующий. Это прекрасное наставление и для людей, живущих в миру, потому что и для мирского человека необходима аскеза, умение управлять собой, духовная брань, с которой человек в миру сталкивается не меньше, чем человек в монастыре.
4. О суде Божием. Автор говорит о том, что во время своих путешествий, встреч с представителями Церквей он встречался с пререканиями, с раздорами в Церквах. Самое печальное, что даже предстоятели разногласят в своих убеждениях и мнениях, допускают противное заповедям Господа, безжалостно раздирают Церковь и нещадно возмущают стадо Христово. Размыслив о причинах такого печального состояния, Василий Великий пришел к выводу, что это происходит благодаря отступлению людей от Бога, это происходит благодаря человеческой гордыне. Кроме того, это обусловлено и тем, что очень часто люди по своему произволу избирают для себя нравственные правила – те правила, которые, как им кажется, «им подходят», и отвергают то, что им «не подходит», даже если это содержится в Евангелии. Он делает вывод, что люди часто желают не повиноваться Господу, а скорее господствовать над Господом. Он увещевает не идти по этому пути и напоминает о проявлениях божественного суда в Священной истории ВЗ и НЗ, указывает на необходимость для всех жить по закону Божию, чтобы человек стремился повиноваться и благоугождать Богу, избегая всего неугодного ему.
Это произведение включено в состав его аскетических творений потому, что Василий Великий, изложив всё это, присовокупил к этому нравственные правила.
5. О вере. Он выражает очень важную мысль, что будет говорить только о том, чему он научен богодухновенным Писанием, остерегаясь тех наименований и тех изречений, которые буквально не содержатся в СП, хотя часто мысль о них и заключена в нем. Он излагает учение Священного Писания об Отце, Сыне и Святом Духе и во второй части труда он исполняет своё обещание изложить нравственное учение, которое он собирается осуществить в виде кратких правил из того, что запрещено и одобрено в НЗ с точным указанием на места СП, чтобы читатель мог найти в Библии подтверждение на каждое правило. Не только в этом трактате, но и в литургической практике, особенно в евхаристических молитвах он придерживается Священного Писания. Евхаристические молитвы сплошь состоят из Слова Божия, я видел попытки сделать сноски после каждой фразы сделать сноски на СП, где эти фразы содержатся буквально.
6. 80 нравственных правил. Это воплощение намерения Василия Великого изложить нравственные правила. Они подразделяются на главы. Они изложены на языке Священного Писания. Они определяют как всю христианскую жизнь, так и применительно к тому месту жизни человека, которую занимает человек в обществе. Здесь даны правила жизни для проповедников Евангелия, для предстоятелей Церквей, для людей, живущих в супружестве, для овдовевших, для дев, для родителей, воинов.
7. Правила, пространно изложенные. По своей структуре это вопросы и ответы – 55 правил. Его вопрошают монахи, и Василий Великий отвечает им. Это сжато изложенные рассуждения святителя относительно наиболее важных вопросов религиозной жизни человека. Из предисловия видно, что он находится в пустынном месте окруженный людьми, которые поставили перед своей жизнью основную цель – жить благочестиво, и они хотели узнать всё необходимое для этого, и ответы Василия Великого составили 55 пространно изложенных правил, в которых заключаются и законы о монашеской жизни, и учение о нравственном совершенстве. Изложены они без определенного плана, кажется, что св. Василий Великий отвечает на вопросы, которые ему спонтанно задают окружающие его люди.
8. Правила, кратко изложенные – 313. В вопросах и ответах, содержат почти те же мысли, что и пространные правила с тем различием, что в пространных излагаются основные начала духовной жизни, а в кратких более специфические детальные наставления, касающиеся монашеской жизни.
Перечисленные аскетические творения – несомненно подлинные, но существуют аскетические творения, которые Василий Великий не писал, в частности,
2 слова о подвигах иноческих. Излагаются важнейшие обязанности жизни монаха, содержатся увещания к исполнению, но они считаются сомнительными, потому что расходятся с другими общепризнанными трудами св. Василия Великого.
Подвижнические уставы – 34 главы. Излагаются правила монашеской жизни, главным образом для анахоретов. Не принадлежат Василию Великому, коренным образом отличаются от его трудов.
Правила о наказаниях – 60 правил о наказаниях монахам и 19 правил монахиням. Это подложные сочинения.
В этих трудах излагаются взгляды, противоречащие идеалу св. Василия Великого. Те аскетические произведения, которые являются подлинными – яркая иллюстрация той формы монашеской жизни, которая сложилась в IV веке в Каппадокии и вообще в Малой Азии.
ЛАВСАИК.
Третий известный нам монашеский сборник, представляющий описание жизни первых монахов Египта, Палестины, Сирии и Малой Азии – это Лавсаик. Автор Лавсаика Палладий епископ Еленопольский. Годы жизни Палладия 365-425. Палладий был другом свт. Иоанна Златоуста и другое сочинение Палладия, к сожалению непереведенное до сих пор на русский язык, это «Диалог о жизни свт. Иоанна Златоуста», где он описывает в основном последние самые трудные годы жизни святителя, когда того подверг гонению Феофил патриарх Александрийский. Причем сам Палладий в этих событиях принимал активное участие. Он отправился в Рим, чтобы добиваться в Риме поддержки свт. Иоанну Златоусту со стороны римского папы.
По просьбе одного придворного по имени Лавс, Палладий составил свою книгу о монахах, которая получила от этого имени название «Lavsaike istoria», «Лавсаик» (или «История Лавсаика»). Сам Палладий хорошо знал то, о чем он писал. Он в молодости жил в Александрии, затем некоторое время подвизался неподалеку от египетской столицы, затем жил в Нитрийской пустыни, целых девять лет он прожил в Келиях (это монашеские селения), был учеником преп. Макария Великого, а также аввы Евагрия Понтийского. Евагрий оказал на Палладия немалое влияние. Ввиду слабости своего здоровья Палладий был вынужден оставить Египет около 400 года и вернулся к себе на родину в Малую Азию, где очень скоро был избран в епископа Еленопольского. После того, как Палладий претерпел некоторые гонения за то, что он защищал свт. Иоанна Златоуста, он смог вернуться из ссылки, но на свою кафедру он уже не вернулся, ему дали другую епископскую кафедру где-то в Галатии, тоже в Малой Азии. Блаж. Иероним и свт. Епифаний Кипрский осуждали Палладия за оригенизм. На чем они основывают свое суждение – не ясно, потому что из тех творений Палладия, которые мы знаем, вовсе не видно, что он был оригенистом. Возможность обоснованности таких обвинений указывает только его дружба с Евагрием Понтийским. Может быть обвинение основано на том, что Палладий резко вступал против Феофила Александрийского, известного борца с оригенизмом. Лавсаик написан в 420 году. Здесь описывается жизнь очень многих монахов и монахинь 70-ти или даже 130-ти (существуют две редакции Лавсаика). Одних из тех, о ком он пишет, Палладий знал лично, о других он слышал от тех, кто их знал. Подвижники, о которых пишет Палладий, подвизались не только в Египте, он пишет также о подвижниках палестинских, сирийских, месопотамских, малоазийских и италийских. Палладий передает не только чужие рассказы, когда он говорит с чужих слов, он опирается также на уже существовавшую монашескую литературу, цитирует жития, которые были написаны к тому времени в некоторых случаях. Изложение Палладия достаточно объективное, у него нет односторонней идеализации монашеской жизни, он говорит и о трудностях ее и о негативных ее сторонах. У Палладия нет никакой теории, под которую бы он подгонял свое изложение, никакой систематизации того обширного материала, которым он располагает. Он искренно и с почтением описывает подвиги святых. По выражению известного богослова и подвижника 20-го века сербского архимандрита Юстина Поповича, Лавсаик – это книга осуществленного Евангелия, Евангелия, ставшего повседневной жизнью и повседневным делом, святой жизнью и святым деланием. Лавсаик это весьма значительный документ о жизни древнего монашества и вообще о жизни Церкви 4-5 вв.
В Византии много читали и переписывали Лавсаик. Но часто его соединяли с другими монашескими текстами или включали в более обширные монашеские сборники. Чаще всего Лавсаик соединяли с «Историей египетских монахов», в таком виде он напечатан и в греческой Патрологии аббата Миня. Первое критическое издание Лавсаика было сделано в Англии только в конце прошлого, начале нашего века. Существует очень ранний латинский перевод Лавсаика. Также как переводы на многие восточные языки, существует также славянский перевод. Типикон предписывает чтение Лавсаика на богослужениях Святой Четыредесятнице.
Экзаменационные ОТВЕТЫ по предмету «Патрология» ( III курс, заочное отделение, 2004 / 2005 г. )
Экзаменационные ОТВЕТЫ по предмету «Патрология»
( III курс, заочное отделение, 2004 / 2005 г. )
Доникейский период
1. Общая характеристика особенностей богословия доникейского периода.
2. «Дидахи». Особенности памятника; его значение.
3. Св. Климент Римский и его экклезиология.
4. Св. Игнатий Богоносец и его наследие. Послание Св. Поликарпа Смирнского.
5. «Послание Варнавы». Отношение к Ветхому Завету.
6. Нравственное учение и экклезиология «Пастыря Ермы».
7. Проблематика христианской апологетики II века. Апология Аристида. «Послание к Диогнету».
8. Св. Иустин Философ. Христианская философия. Богословские особенности сочинений св. Иустина.
9. Особенности апологетики Татиана. Энкратизм Татиана.
10. Афинагор Афинянин. Его учение о воскресении.
11. Св. Феофил Антиохийский. Учение о Божестве и триадология.
12. Св. Мелитон Сардийский и учение о Христе – новой Пасхе.
13. Христология, сотериология и экклезиология св. Иринея Лионского.
14. Св. Ипполит Римский как антигностический писатель. «Апостольское Предание» Ипполита.
15. Этика и экклезиология Тертуллиана.
16. Св. Киприан Карфагенский. Учение о Церкви и ее Таинствах.
17. Климент Александрийский и христианский гнозис.
18. Богословские взгляды Оригена. Влияние Оригена: оригенизм III-VI вв. Осуждение его на 5 Всел. Соборе.
19. Жизнь и труды Оригена. Характеристика экзегетического метода.
20. Свт. Григорий Неокесарийский Чудотворец как ученик Оригена. Св. Мефодий Олимпийский как критик Оригена.
Эпоха Вселенских соборов (начало)
21. Богословие в IV веке. Основные черты.
22. Евсевий еп. Кесарийский и его наследие.
23. Св. Афанасий Великий. Жизнь и богословские взгляды. Писания св. Афанасия, направленные против арианства.
24. Житие и писания св. Василия Великого. Его аскетические труды и монашеские уставы.
25. Троическое богословие св. Василия Великого. Учение о Св. Духе.
26. Общая характеристика богословия Отцов Каппадокийцев. II Вселенский Собор.
27. Св. Григорий Богослов. Житие и труды. Основные богословские взгляды св. Григория Богослова (триадология). Христология св. Григория Богослова.
28. Преп. Ефрем Сирин и его труды.
29. Мистическое (тайнозрительное) богословие св. Григория Нисского. Его эсхатологические воззрения.
30. Св. Кирилл Иерусалимский, его Огласительные и Тайноводственные слова.
31. Св. Амвросий Медиоланский, его пастырское богословие, этика, аскетика и экзегетика.
32. Блаж. Иероним Стридонский. Житие и труды.
33. Блаж. Августин. Его жизненный путь и произведения. Учение о свободном выборе и предопределении. Тринитарное учение: предпосылки филиоквизма в нем.
34. Свт. Иоанн Златоуст. Его жизненный путь и труды. Экзегеза Свящ. Писания.
Аскетические писатели IV-Vвв.
35. Жанры аскетической литературы. 2 редакции «Древнего патерика». «Лавсаик» Палладия.
36. Основоположники египетского монашества: преп. Антоний Великий и преп. Пахомий.
37. Преп. Макарий Египетский и «корпус Макарианум».
38. Евагрий Понтийский и его тайнозрительное богословие.