Краткое объяснение терминов и сокращений
Краткое объяснение терминов и сокращений
Тропарь — особая песнь, читаемая перед каноном, которая в кратких словах содержит или хвалу святому, или раскрывает образ его духовного состояния, или сжатое описание его жития.
Кондак — читается по 6-й песне канона и содержит краткую похвалу святому или краткое повествование о священном событии праздника.
Икос — особое песнопение после кондака, кратко характеризующее праздник или святого.
Седален — читается по 3-й песне канона и содержит краткую похвалу святому или празднику.
Ирмос — в каждой песне канона первый стих, который поется особым напевом. По содержанию раскрывает различные моменты Ветхозаветной Церковной истории, а также прошения к Вседержителю и святым.
Запев — перед каждым стихом в песне канона краткое молитвенное обращение к тому святому, которому читается канон. Например: «Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас». Где в канонах написано: «Запев», то нужно читать слова запева, помещенные после ирмоса первой песни.
Богородичен — в каждом каноне последний стих каждой песни канона посвящен Богородице. В некоторых канонах Спасителю тоже имеется «Богородичен».
Катавасия — в молебных канонах поется после каждой песни, как усиленная молитва-прошение к святому, которому читается канон.
Задостойник — после 9-й песни канона молитва к Пресвятой Богородице.
Начало общее всем канонам
Малый, семипоклонный начал.Совершается всегда в начале и в конце церковных и домашних молитв.
Бо́же, ми́лостив бу́ди мне́, гре́шному (поклон).
Созда́выи мя́, Го́споди, и поми́луй мя́ (поклон).
Без числа́ согреши́х, Го́споди, поми́луй и прости́ мя́ гре́шнаго (поклон).
Досто́йно есть, я́ко вои́стину блажи́ти Тя́ Богоро́дице, при́сно блаже́нную и пренепоро́чную, и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую вои́стину серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждьшую, су́щую Богоро́дицу Тя́ велича́ем (земной поклон).
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свя́тому Ду́ху (поклон).
И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).
Го́споди поми́луй, Го́споди поми́луй, Го́споди благослови́ (поклон).
Го́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щего Креста́, и свята́го а́нгела моего́ храни́теля, и все́х ра́ди святы́х, поми́луй и спаси́ мя́, я́ко Бла́г и Человеколю́бец, ами́нь (земной поклон).
По обычнем начале глаголем:
За моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).
Трисвятое, и по Отче наш. Господи, помилуй (12 раз).
Слава, и ныне. «Приидите, поклонимся…» (3 поклона в пояс).
Псалом 142. Го́споди, услы́ши моли́тву мою́, внуши́ моле́ние мое́ во и́стине Твое́й, услы́ши мя в пра́вде Твое́й. И не вни́ди в суд с рабо́м Твои́м, я́ко не оправди́тся пред Тобо́ю всяк живы́и. Я́ко погна́ враг ду́шу мою́, и смири́л есть в земли́ живо́т мой. Посади́л мя есть в те́мных, я́ко ме́ртвыя ве́ку, и уны́ во мне дух мой, во мне смути́ся се́рдце мое́. Помяну́х дни дре́вния, поучи́хся во всех де́лех Твои́х, и в де́лех ру́ку Твое́ю поуча́хся. Возде́х к Тебе́ ру́це мои́. Душа́ моя́, я́ко земля́ безво́дная Тебе́. Ско́ро услы́ши мя Го́споди, исчезе́ дух мой. Не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́, и уподо́блюся низходя́щим в ров. Слы́шану сотвори́ мне зау́тра ми́лость Твою́, я́ко на Тя упова́х. Скажи́ мне Го́споди путь, вонь же пойду́, я́ко к Тебе́ взях ду́шу мою́. Изми́ мя от враг мои́х Го́споди, к Тебе́ прибего́х. Научи́ мя твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты еси́ Бог мой. Дух Твой благи́и наста́вит мя на́ землю пра́ву. И́мене Твоего́ ра́ди, Го́споди живи́ши мя, пра́вдою Твое́ю изведе́ши от печа́ли ду́шу мою́. И ми́лостию Твое́ю потреби́ши враги́ моя́, и погуби́ши вся стужа́ющия души́ мое́й, я́ко аз раб Твой есмь.
Слава, и ныне. «Аллилуия…» (трижды, с поклонами в пояс).
«Господи, помилуй» (12 раз). Слава, и ныне.
Бог Госпо́дь и яви́ся нам, благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне.
Стих 1: Испове́дайтеся Го́сподеви я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его́.
Стих 2: Обыше́дше обыдо́ша мя, и и́менем Госпо́дним противля́хся им.
Стих 3: Не умру́, но жив бу́ду и пове́м де́ла Госпо́дня.
Стих 4: Ка́мень, Его́ же небрего́ша зи́ждущии, Сей бысть во главу́ у́глу, о́т Господа бысть Сей, и есть ди́вна во о́чию на́шею (после каждого стиха глаголем: Бог Госпо́дь).
Начало канонов одинаково до этого места, а далее порядок таков: читаются тропари канонов, псалом 50, «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс) и начинается канон (один или несколько).
Часто христиане одновременно молятся не один, а два или больше канонов. Обычно это каноны Господу Исусу (Господский) и Пресвятой Богородице (Богородичен) или святому. Выбор канонов в домашней молитве — личное дело каждого верующего, а вот порядок их чтения имеет свои правила. Устав описывает не только порядок чтения канонов, но и тропарей, кондаков и седальнов по 3-й песни к каждому из них.
Порядок чтения канонов
Все каноны различны, но условно их можно разделить на несколько видов:
1. Господские каноны. Это каноны Господу Исусу (Спасителю), Пресвятой Троице, Кресту и другим Господским праздникам, к которым относят: Пасху Христову, Рожество Христово, Вход Господень во Иерусалим, Преображение Господне, Воздвижение, неделю о Фоме и другие. Обычно в таких канонах запев празднику (например, «Слава Господи, Рождеству Твоему») или «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе».
2. Богородичные каноны. Это каноны, посвященные Пресвятой Богородице и Богородичным праздникам, таким как: Рожество Богородицы, Благовещение, Успение, явление иконы Казанской и другие. Обычно в таких канонах запев «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас».
3. Каноны святым. Это каноны, посвященные памяти святых.
Порядок чтения катавасии
Когда молишься сразу несколько канонов, то по прочтении каждой песни читаются вместе по порядку катавасии всех канонов и лишь после последней катавасии — Господи помилуй (трижды с поклонами).
Общий конец всем канонам
По совершении канона поем задостойник:
Влады́чице, приими́ моли́тву раб Свои́х, и изба́ви нас от вся́кия ну́жди и печа́ли. Ты еси́ Богоро́дице, ору́жие на́ше и стена́, Ты еси́ Засту́пнице, и к Тебе́ прибега́ем, Тя и ны́не на моли́тву призыва́ем, да изба́виши ны от враг на́ших. Возвели́чим Тя вси Пренепоро́чную Ма́терь Христа́ Бо́га на́шего, Ю́же осени́ Дух Пресвяты́и (поклон до земли).
Этот задостойник поется всегда, кроме великих праздников Христовых и Богородичных, ибо тогда вместо этого задостойника поется празднику ирмос 9-й песни праздничнаго канона (от дня Праздника и до отдания его).
Затем читаем Трисвятое, по Отче наш.
Исусова молитва: Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь.
Затем тропари и кондаки. Когда молишься несколько канонов, то порядок таков:
I. Когда молишься вместе канон Господу и канон Пресвятой Богородице: тропарь канона Господу, тропарь канона Богородице. Слава, кондак канона Господу. И ныне, кондак канона Богородице.
II. Когда молишься вместе канон Господу и канон святому (или канон Богородице и канон святому): тропарь канона Господу (или канона Богородице), тропарь канона святому. Слава, кондак канона святому. И ныне, кондак канона Господу (или канона Богородице).
III. Когда молишься вместе канон Господу, канон Богородице, один или несколько канонов святым: тропарь канона Господу, тропарь канона Богородице, тропари канонов святым (сколько молишься канонов). Кондак канона Господу, кондаки канонов святым (сколько молишься канонов). Слава, кондак последнему святому. И ныне, кондак Богородице.
IV. Когда молишься канон Богородице и несколько канонов святым: тропарь канона Богородице и тропари канонов святым. Кондаки канонов святым, кроме последнего канона. Слава, кондак последнего канона святому. И ныне, кондак канона Богородице.
V. Когда молишься два или несколько канонов святым: тропари всех канонов святым, кондаки всех канонов святым (подряд). Слава, кондак последнего святого. И ныне, богородичен, написан после тропаря последнего канона святому.
Далее окончание одинаково, независимо от того, кому молишься канон и сколько канонов читается.
Господи помилуй (40). Слава, и ныне. Честнейшую Херувим и славнейшую воистину Серафим, без истления Бога Слова рождьшую сущую Богородицу Тя величаем (поклон). Господи помилуй (дважды с поклонами), Господи благослови (поклон). И отпуст, написанный в конце канона (если молиться любой канон в воскресение, то в начале отпуста добавляется два слова: Воскрес из мертвых.... Например: Воскрес из мертвых Господи Исусе Христе, Сыне Божии ...). ИСХОДНЫЕ ПОКЛОНЫ.
Краткое объяснение терминов и сокращений
Тропарь — особая песнь, читаемая перед каноном, которая в кратких словах содержит или хвалу святому, или раскрывает образ его духовного состояния, или сжатое описание его жития.
Кондак — читается по 6-й песне канона и содержит краткую похвалу святому или краткое повествование о священном событии праздника.
Икос — особое песнопение после кондака, кратко характеризующее праздник или святого.
Седален — читается по 3-й песне канона и содержит краткую похвалу святому или празднику.
Ирмос — в каждой песне канона первый стих, который поется особым напевом. По содержанию раскрывает различные моменты Ветхозаветной Церковной истории, а также прошения к Вседержителю и святым.
Запев — перед каждым стихом в песне канона краткое молитвенное обращение к тому святому, которому читается канон. Например: «Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас». Где в канонах написано: «Запев», то нужно читать слова запева, помещенные после ирмоса первой песни.
Богородичен — в каждом каноне последний стих каждой песни канона посвящен Богородице. В некоторых канонах Спасителю тоже имеется «Богородичен».
Катавасия — в молебных канонах поется после каждой песни, как усиленная молитва-прошение к святому, которому читается канон.
Задостойник — после 9-й песни канона молитва к Пресвятой Богородице.
Начало общее всем канонам
Малый, семипоклонный начал.Совершается всегда в начале и в конце церковных и домашних молитв.
Бо́же, ми́лостив бу́ди мне́, гре́шному (поклон).
Созда́выи мя́, Го́споди, и поми́луй мя́ (поклон).
Без числа́ согреши́х, Го́споди, поми́луй и прости́ мя́ гре́шнаго (поклон).
Досто́йно есть, я́ко вои́стину блажи́ти Тя́ Богоро́дице, при́сно блаже́нную и пренепоро́чную, и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую вои́стину серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждьшую, су́щую Богоро́дицу Тя́ велича́ем (земной поклон).
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свя́тому Ду́ху (поклон).
И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).
Го́споди поми́луй, Го́споди поми́луй, Го́споди благослови́ (поклон).
Го́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щего Креста́, и свята́го а́нгела моего́ храни́теля, и все́х ра́ди святы́х, поми́луй и спаси́ мя́, я́ко Бла́г и Человеколю́бец, ами́нь (земной поклон).
По обычнем начале глаголем:
За моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).
Трисвятое, и по Отче наш. Господи, помилуй (12 раз).
Слава, и ныне. «Приидите, поклонимся…» (3 поклона в пояс).
Псалом 142. Го́споди, услы́ши моли́тву мою́, внуши́ моле́ние мое́ во и́стине Твое́й, услы́ши мя в пра́вде Твое́й. И не вни́ди в суд с рабо́м Твои́м, я́ко не оправди́тся пред Тобо́ю всяк живы́и. Я́ко погна́ враг ду́шу мою́, и смири́л есть в земли́ живо́т мой. Посади́л мя есть в те́мных, я́ко ме́ртвыя ве́ку, и уны́ во мне дух мой, во мне смути́ся се́рдце мое́. Помяну́х дни дре́вния, поучи́хся во всех де́лех Твои́х, и в де́лех ру́ку Твое́ю поуча́хся. Возде́х к Тебе́ ру́це мои́. Душа́ моя́, я́ко земля́ безво́дная Тебе́. Ско́ро услы́ши мя Го́споди, исчезе́ дух мой. Не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́, и уподо́блюся низходя́щим в ров. Слы́шану сотвори́ мне зау́тра ми́лость Твою́, я́ко на Тя упова́х. Скажи́ мне Го́споди путь, вонь же пойду́, я́ко к Тебе́ взях ду́шу мою́. Изми́ мя от враг мои́х Го́споди, к Тебе́ прибего́х. Научи́ мя твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты еси́ Бог мой. Дух Твой благи́и наста́вит мя на́ землю пра́ву. И́мене Твоего́ ра́ди, Го́споди живи́ши мя, пра́вдою Твое́ю изведе́ши от печа́ли ду́шу мою́. И ми́лостию Твое́ю потреби́ши враги́ моя́, и погуби́ши вся стужа́ющия души́ мое́й, я́ко аз раб Твой есмь.
Слава, и ныне. «Аллилуия…» (трижды, с поклонами в пояс).
«Господи, помилуй» (12 раз). Слава, и ныне.
Бог Госпо́дь и яви́ся нам, благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне.
Стих 1: Испове́дайтеся Го́сподеви я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его́.
Стих 2: Обыше́дше обыдо́ша мя, и и́менем Госпо́дним противля́хся им.
Стих 3: Не умру́, но жив бу́ду и пове́м де́ла Госпо́дня.
Стих 4: Ка́мень, Его́ же небрего́ша зи́ждущии, Сей бысть во главу́ у́глу, о́т Господа бысть Сей, и есть ди́вна во о́чию на́шею (после каждого стиха глаголем: Бог Госпо́дь).
Начало канонов одинаково до этого места, а далее порядок таков: читаются тропари канонов, псалом 50, «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс) и начинается канон (один или несколько).
Часто христиане одновременно молятся не один, а два или больше канонов. Обычно это каноны Господу Исусу (Господский) и Пресвятой Богородице (Богородичен) или святому. Выбор канонов в домашней молитве — личное дело каждого верующего, а вот порядок их чтения имеет свои правила. Устав описывает не только порядок чтения канонов, но и тропарей, кондаков и седальнов по 3-й песни к каждому из них.
Порядок чтения канонов
Все каноны различны, но условно их можно разделить на несколько видов:
1. Господские каноны. Это каноны Господу Исусу (Спасителю), Пресвятой Троице, Кресту и другим Господским праздникам, к которым относят: Пасху Христову, Рожество Христово, Вход Господень во Иерусалим, Преображение Господне, Воздвижение, неделю о Фоме и другие. Обычно в таких канонах запев празднику (например, «Слава Господи, Рождеству Твоему») или «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе».
2. Богородичные каноны. Это каноны, посвященные Пресвятой Богородице и Богородичным праздникам, таким как: Рожество Богородицы, Благовещение, Успение, явление иконы Казанской и другие. Обычно в таких канонах запев «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас».
3. Каноны святым. Это каноны, посвященные памяти святых.