Народ Божий — Первое послание Петра
Главной темой Первого послания Петра является Церковь. Развивая свою концепцию Церкви, Петр (2:9) заимствует несколько метафор из Ветхого Завета. «Петр считает Церковь истинным Израилем» (Ladd 1976:599). Церковь является «избранной расой»; Моисей говорит Израилю: «И тебя избрал Господь... из всех народов, которые на земле» (Вт. 14:2). Церковь — это «царское священство»: Израиль был призван быть «царством священников» (Исх. 19:6). Церковь есть «святой народ», Израиль также был «святым народом» (Исх. 19:6; Вт. 7:6; 14:21). Церковь назначена «народом Божьим»: Израиль был «уделом Бога из всех народов» (Исх. 19:5; Вт. 7:6; 14:2). Церковь состоит из тех, кто не был «народом Божиим», но теперь стал таковым (2:10); Израиль был самым «малочисленным из всех народов», когда Бог из любви освободил его от рабства в Египте и благословил стать «больше всех народов» (Вт. 7:7-8,14). Они — народ Божий, который получил благодать от Бога.
Петр подчеркивает священнические функции народа Божьего. Цель священства состоит в приношении жертвы (2:5). Новозаветная доктрина о священстве всех верующих лежит не просто в области теории. Новозаветные священники (все верующие) имеют право приблизиться к Богу в молитве и поклонении, но они также должны быть посредниками между Богом и этим миром. Церковь призвана проявлять свою священническую функцию среди народов (2:12). Она должна представлять Бога народам мира и приводить их к Богу. Церковь «обособлена» для этого священного призыва.
Церковь призвана для миссионерского служения. Суть миссии народа Божьего состоит в том, чтобы «возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (2:9). Высшая задача миссии заключена в прославлении Бога. Народ Божий должен прославлять чудесные дела Его. Слова Петра напоминают призыв псалмопевца: «Возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его!» (Пс. 95:3). Христианская миссия основывается на делах Божиих и неизменно подразумевает возвещение среди народов того, что Господь сделал через Иисуса Христа. «Дабы во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь» (4:11).
Петр предлагает краткое наставление по использованию духовных даров (4:10-11), которое следует за призывом быть странноприимными (4:9). Оба эти качества важны для христианской миссии. В церковной работе требуется каждый дар, и каждый дом должен быть средством возвещения христианской любви миру и народу Божьему. «Без проявления странноприимства каждой христианской семьей, миссионерство на раннем этапе развития зашло бы в тупик» (Barclay 1964:302). Ариас подчеркивает, что «в странноприимстве состояла работа христиан и христианских общин» в Новом Завете (Arias 1982:70). Расширению границ Церкви способствовало не только это, но и богословские и духовные основы, берущие начало в учении Христа (Arias 1982:71). Практика странноприимства в ранней Церкви,[51] вместе с традицией домовых церквей создали эффективную сеть для возвещения Евангелия (Arias 1982:70).
Народ Божий живет в этом мире, чтобы славить Бога и служить Ему (4:11). Выполняя свою задачу, христиане, тем не менее, встречают сопротивление и испытывают страдания (4:12 и сл.). Первое послание Петра называли примером «литературы преследования». «Христианам угрожал не римский закон, а закон линча» (Barclay 1964:178). Это Послание говорит о страданиях за то, что человек исповедует Христа. Петр оставил нам богословие страдания:
Поскольку страдания христиан происходят по воле Бога и следуют примеру Христа, ответной реакцией христианина должно быть не пассивное принятие страданий, но радость. Страдания под десницей Божьей... доказывают ценность и реальность христианской веры. Они показывают, что вера верующего истинна, даже когда ее испытывают огнем; это и является поводом для радости (1:6,7). Более того, имеют определенное очищающее влияние. «Страдающий плотию перестает грешить» (4:1)... Каждый, кто пострадал за христианскую веру, без сомнения порвал со своим греховным прошлым и страдает потому, что больше не участвует в порочных занятиях своих прежних товарищей (4:3,4). Такое страдание является свидетельством изменений в жизни человека, отказа от языческого зла и принятие христианских добродетелей. Вследствие этого, Петр призывает своих читателей «смириться под крепкую руку Божию... все заботы ваши возложить на Него, ибо Он печется о вас» (5:4-7). Петр, таким образом, хочет, чтобы его читатели встречали невзгоды не со стоическим пессимизмом или пессимистическим фатализмом, но с уверенностью, что они играют позитивную роль в Божьей воле для жизни христиан (Ladd 1974:598).
Христианская жизнь влечет за собой страдания. Как пишет Уильяме (Williams 1982), Индию не привлекает герой-завоеватель или освободитель, а также Христос, страдающий Раб. Богословие страдания необходимо для миссии Церкви в контексте Индии. Несмотря на противление, преследования и страдания, Церковь призвана выполнять свою миссию провозглашения Христа в мире. «До тех пор, пока люди блуждают во тьме без Бога и Его благодати, нужна будет миссия христианской Церкви» (Blauw 1962:145).