Миссионерский характер Нового Завета

Новое всегда берет свое начало из старого. Миссионерская концепция Нового Завета, следовательно, определенным образом связана с ветхозаветными представлениями. Хотя их нельзя отождествлять, между ними есть четкая преемственность. Новый Завет появился из недр Ветхого Завета. Хотя, конечно, между ними есть принципиальная разница. В Ветхом Завете Ягве, Господь всей земли, признается Богом преимущественно одним народом, Израилем, а миссионерский импульс, за некоторым исключением, остается скрытым. В Новом Завете Евангелие становится вселенским. Здесь нет разницы между иудеем и неиудеем (Рим. 2:11; 3:9; Гал. 3:28). Во многом скрытое ветхозаветное представление о миссии находит полное выражение в Новом Завете.

В отличие от Ветхого Завета миссионерская природа Нового Завета является открытой. Питере пишет: «Чтобы определить богословие миссии Нового Завета, достаточно просто принять Новый Завет как он есть» (Peters 1972:131). Новый Завет необходим для библейского понимания миссии. По справедливому утверждению Хана, «на вопрос о правильном богословском направлении христианской миссии... нельзя ответить без объективного изучения и анализа библейского текста, в особенности новозаветного. Поскольку миссия может основываться только на живом Слове и свидетельстве Писания, мы постоянно должны стремиться правильно понимать акценты, которые Библия делает на миссии» (Hahn 1965:15).

Новый Завет отвечает на вопрос о том, что составляет миссию Церкви. Ветхий Завет представляет для этого необходимую основу и раскрывает волю Бога спасти человечество, однако окончательное исполнение этой воли находит выражение в личности Иисуса Христа. Собственная миссия Иисуса является уникальной. Сам Иисус, давая Церкви заповедь находить учеников в всех народах, утверждает миссионерские интенции ключевых мест Ветхого Завета, таких как обетование Аврааму (Быт. 12:3) и великое поручение Исайи (Ис. 49:6). Любое определение миссии, которое можно считать справедливым в библейском смысле, не должно вступать в противоречие с учением Иисуса и теми указаниями, которые Он дал Церкви. Так, по утверждению епископа Ньюбигина, «миссия Церкви является по сути послушным участием в работе Духа Святого, посредством Которого исповедание Христа Господом становится истинным исповеданием всех новых народов на языке каждого из них» (Newbigin 1978:22).

История ранней новозаветной Церкви представляет собой запись миссионерской деятельности. «Для ранней Церкви главная задача состояла в том, чтобы проповедовать Евангелие; следовательно, миссия была необходима. В период своего становления Церковь являлась миссионерской в самом лучшем смысле этого слова; она существовала через миссию и для миссии» (Hahn 1965:16). Чтобы понять, как это происходило, мы должны рассмотреть миссионерскую направленность Нового Завета. Начать этот анализ нужно с личности Иисуса Христа. Именно Он является центральной фигурой Нового Завета. На Нем сосредоточились Церковь и миссия. С Него начинается миссионерское богословие. Самые главные миссионерские послания Христа при Его земной жизни включают призыв к двенадцати ученикам идти и проповедовать Евангелие (Мф. 10; Мк. 6:7-13; Лк. 9:1-16), избрание семидесяти (Лк. 10:1-24), призыв к Церкви (Ин. 20:21). Своим уче-нием и делами Иисус заложил основу для того, чтобы Евангелие распространилось по всей земле. Главным событием в служении нашего Спасителя после Его воскресения было поручение ученикам идти ко всем народам (Мф. 28:18-20; Лк. 24:44-49; Деян. 1:8). Миссия была вверена в руки апостолов. Мы становимся свидетелями противоборства между иудеями и апостолами, в особенности со стороны Петра. Письменные свидетельства говорят об отклике, который рождала проповедь о Христе. Из Иерусалима миссия распространилась на территорию Иудеи, Галилеи и Самарии (Деян. 9:31) и, наконец, охватила языческие народы посредством чудесных событий, включая обращение Корнилия (Деян. 10), гонения (Деян. 11), обращение и призвание Павла (Деян. 9; ср. Деян. 26:12-20). Мы видим, как из Антиохии проповедь Евангелия все шире распространяется на языческие народы (Деян. 13). Миссия среди язычников набирала свой темп. Библейский текст свидетельствует об отклике на нее. «Если бы христианство не было миссионерской религией, а апостолы не были бы миссионерами, мы бы не имели Книги Деяния» (Peters 1972:131). Миссия продолжалась и в послеапос-тольские времена. Постепенно Церковь начинала стремиться к расширению и приобретению вселенского статуса.



Наши рекомендации