Великие миссионерские тексты у Исайи
Ветхозаветные цитаты в Новом Завете
Новозаветные авторы особое внимание уделяют двум текстам Ветхого Завета, которые имеют большое миссионерское значение. Первый текст заимствован из Ис. 45:22-23 и отражен в Рим. 10 и, особенно, в Флп. 2.
Ко Мне обратитесь и будете спасены,
все концы земли;
ибо Я бог, и нет иного.
Мною клянусь:
из уст Моих исходит правда,
слово неизменное,
что предо Мною преклонится всякое колено,
Мною будет клясться всякий язык
(Ис. 45:22-23).
Второй текст использует Павел в Рим. 10:15 при описании великого призыва: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение» (Ис. 52:7). «Цель, к которой направлены отношения Бога с человечеством, состоит в добровольном исповедании израильской религии теми, кто осознал, что единый истинный Господь есть Бог Израиля... Все люди приглашены принять участие в божественном спасении; принятие в общину народа Божия происходит на основе свободного исповедания веры теми, кто понял, что Он один есть Господь» (Westermann 1969:176).
Знаменитая проповедь
«Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длинные верви твои, и утверди колья твои» (Ис. 54:2). В 1792 году Уильям Кэри на основании этого текста построил свою известную проповедь «Ожидайте многого от Господа, пытайтесь сделать многое для Него». Этот стих содержит призыв и обещание того, о чем было сказано в Исх. 3:7-12, только сейчас они адресованы всем народам: «...и потомство твое завладеет народами» (Ис. 54:3).
Символический акт
И сыновей иноплеменников,
присоединившихся к Господу,
чтобы служить Ему и любить имя Господа,
быть рабами Его,
всех, хранящих субботу от осквернения ее
и твердо держащихся завета Моего,
Я приведу на святую гору Мою,
и обрадую их в Моем доме молитвы;
всесожжения их и жертвы их будут благоприятны
на жертвеннике Моем;
ибо дом Мой назовется домом молитвы
для всех народов (Ис. 56:6-7).
Когда Господь собирает Свой рассеянный по земле народ, он включает в его число даже тех, кто не был до этого частью этого народа. Таким образом, «двери общины, которая поклонялась единому Богу, теперь открыты всему миру» (Westermann 1969:315-16). То, как поступает Бог, идет вразрез с отношением некоторых членов общины верующих, которые пытаются оттеснить представителей других народов (Westermann 1969:312). Как вовремя Иисус, очищая храм, цитирует этот отрывок из Писания. Иудеи не только осквернили святыню, но также заполнили ту часть храма, которая предназначалась для язычников, скотом и меновщиками — препятствуя, таким образом, тому, чтобы она использовалась пришельцами по своему прямому назначению. Поступая таким образом и цитируя Писание, Иисус напоминает один из величайших миссионерских отрывков в день вербного воскресенья: «...дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Мк. 11:17).
Пророчество
«...И вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою... Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь» (Ис. 66:18, 21). Заключительная глава Исайи отражает и универсализм, и конкретизацию. Однако главной мыслью ее является провозглашение миссии, обращенной к народам, «миссионерского движения, которое должно охватить их всех» (Westermann 1969:423). Самое удивительное состоит в том, что другие народы не только участвуют в спасении, но и становятся посланцами Бога, «миссионерами, которых посылают на далекие острова проповедовать славу Божию среди язычников. Это первая и постоянная задача миссии... посылать конкретных людей в отдаленные районы земного шара для провозглашения славы Бога среди заселяющих их народов. Эта задача полностью соответствует миссии апостолов во времена становления Церкви» (Westermann 1969:425). Гернер считает, что этот отрывок является «одним из самым великих миссионерских посланий во всей Библии» (Goerner 1979:43). Своим служением языческие прежде народы заслужили право быть принятыми в «самые сокровенные круги священства» (Westermann 1969:425).
Израилю было трудно воспринять образ страдающего Спасителя. Люди с трудом могли понять искупительное страдание во имя других. По всей видимости, подобная концепция была чужда иудейской доктрине о Мессии. Сталмюллер пишет: «Соединить тему Страдающего Раба с мессианской концепцией Сына человеческого было подвластно только Христу» (Stuhlmueller 1972:378). Здесь, без сомнения, имеет место особое таинство. «Здесь мы узнаем, что цель Бога состоит в том, чтобы управлять Царством, войти в которое приглашаются все люди. Однако победа этого Царства будет завоевана не силой или властью, а жертвой, которую принесет Раб Божий... Здесь мы имеем возможность убедиться, что средством искупления человека Бог избрал не внешний закон или ритуальное примирение, а страдания Своего Раба» (Bright 1953:149-50). «Роль Израиля, раба Божия, и Мессии имеет вселенское значение и находит полное выражение в служении миру» (Peters 1972:128). Существует несколько основных принципов миссии, о которых мы можем судить, имея перед собой пример страдающего Спасителя. «Если кто-то участвует в миссионерском служении среди народов, то он обязательно будет стремиться служить другим во имя Божие. Из этого следует, что Бог призывает не к управлению людьми, а к братскому единению с ними» (Glasser 1972:15). Подобно Израилю, Церковь также должна принять на себя миссию служения среди народов.
Перед нами встает вопрос: можно ли сказать, что Израиль в ветхозаветный период решительно и твердо выполнял свою миссию среди народов? Чтобы ответить на него, обратимся к одному наглядному примеру.
Проблема Ионы
Книга пророка Ионы является вторым после миссионерских стихов Исайи ключевым моментом, который касается темы миссионерства в Ветхом Завте. Для большинства людей история Ионы — это история, связанная с рыбой.[27] Это означает, однако, что мы можем упустить ее главную проблему, а именно взаимоотношения Бога с людьми, которые на принадлежат к народу завета. В драматическом повествовании Книги Ионы содержится ряд глубочайших миссионерских уроков Библии.
Миссионерские темы
Одним из способов изучения Книги пророка Ионы является выделение содержащихся в ней миссионерских тем. Их несколько.
Посланник
Иона был сыном Амафиина из Гафхефера (севернее Назарета). Иона был призван Богом к пророческому служению во времена правления Иеровоама II (4 Цар. 14:25), когда проповедовали Осия и Амос. Иона получил необычное поручение проповедовать Слово Божие в Ниневии (Иона 1:1-2). То, как Иона ответил на призыв Бога и какие действия он вслед за этим предпринял, представляют собой прямую противоположность приемлемой для будущего пророка реакции. Иона является, вне всяких сомнений, отрицательным примером. Первым и наиболее очевидным тому доказательством было неповиновение Ионы: он не захотел выполнять приказа Божьего и бежал в Фарсис, который находился в противоположном направлении от Ниневии. Иона надеялся, что он сможет каким-то образом скрыться «от лица Господа» (Иона 1:3). Богословские представления Ионы были неверными. Его Бог был слишком мал. На самом деле, большая часть Книги пророка Ионы направлена против извращенного понимания Бога. Тем не менее Иона был в достаточной степени осведомлен о природе Божией, чтобы понимать, что Господь милосерден и может простить злых нине-витян (Иона 4:2). Иона полагал, что Господь — еврей! Он был невежественен и нетерпим. Иудейскую исключительность он понимал в худшем ее значении. Многие иудеи, жившие во времена Ионы, горделиво осознавали свою исключительность. Обетования Божий они относили только к себе, не замечая того, что Бог заботится также о языческих народах. Желая обладать полнотой привилегий, которые давала избранность, они в то же время не хотели принимать на себя никаких обязательств, налагаемых этой избранностью. Они забыли, что Израиль был избран не для того, чтобы обладать частными привилегиями, а для служения и свидетельства темному непросвещенному миру. Народ Божий никогда не должен стать гетто, кастой, монастырем или клубом для избранных. Наоборот, он должен поддерживать миссионерский дух и быть направленным к другим людям. Пример Ионы показывает, что может произойти, если эта динамика утрачивается.
Испугался ли Иона? У него были для этого все основания, поскольку ниневитяне слыли крайне грозными людьми. Они имели такую ужасную репутацию, какую вряд ли мог иметь какой-либо другой народ. Христиане также иногда испытывают страх перед лицом преследований и гонений. Более серьезной проблемой является, однако, пораженческое сознание. Церковь, которой присущ комплекс малочисленности, обречена на поражение. Решение проблемы не в отступлении, а в продвижении вперед. Когда Иона бежал, количество его проблем возросло. Когда же он начал послушно следовать своей вере, то силы, противостоящие ему, были сметены, а миссия была очень успешной.
Проблема Ионы отчасти заключалась в его патриотизме. Он был правоверным иудеем, патриотом, а также пророком. Как пророк он видел опасность, которую представляла Ассирия, и его патриотическое рвение превзошло чувство послушания Богу. Патриотизм и благочестие не всегда идут рука об руку. Иона хотел видеть уничтожение Ниневии. В своей проповеди он предвещал несчастье: «Ниневия будет разрушена!» (Иона 3:4). Его миссия заключалась в том, чтобы возвещать суд (и справедливость) ненавистным врагам. Однако это страшное пророчество не вызвало в нем чувства жалости. Иона жаждал разрушения Ниневии и проклятия ниневитян. Иона проповедовал не из чувства любви к этим людям. Любовь Господа, наоборот, была гораздо глубже, чем любовь Его пророка. Господь вмешивается в жизнь людей для того, чтобы спасти грешных и заблудших людей.
Народы
В Книге пророка Ионы языческие народы предстают в благоприятном свете, тогда как Иона, представитель народа Божьего, иудеев, показан далеко не лучшим образом. Сначала мы видим корабельщиков, трудолюбивых людей, которые проявляют заботу о корабле и о тех, кто за бортом. Иона в это время крепко спит (Иона 1:5-6). Более того, эти люди являются искренними приверженцами своей языческой религии. В то время как посланник единого истинного Бога беззаботно спит, корабельщики, находящиеся в неведении относительно существования Господа, истово молятся своим неизвестным богам. Необращенный капитан должен разбудить спящего пророка, чтобы он смог осуществить свое призвание и помолиться живому Богу. Так, «мир получает возможность упрекнуть Церковь» — самое досадное и печальное зрелище. Потому что, как пишет шотландский исследователь Хью Мартин, Иона упустил важную возможность для своего свидетельства.
В этот момент он не свидетельствует о своем Боге. Он не показывает силу своего доверия к Богу. У него была редкая возможность сделать это, но он не использовал ее. Он упустил замечательный шанс выразить своевременное свидетельство живому Богу, «Который сотворил море и сушу» (Быт. 1:9). Посреди бушующей бури и ужаса, объявшего корабль, Иона, если бы он следовал зову долга, а не бежал от него, проявлял больше веры, а не боролся с собственной совестью, мог бы стать... своего рода оплотом, утверждением силы для других (Hugh Martin 1958:96).
По сравнению с упрямым рабом Божиим, язычники с готовностью откликаются на откровение о Боге, как о Создателе и истинном Господе. Они молятся Ему (1:4), и, по всей видимости, признают Его истинным Богом: «И устрашились эти люди Господа великим страхом и принесли Господу жертву и дали обеты» (1:16).
Во-вторых, в Книге Ионы ниневитяне представлены не как дикари (которыми они на самом деле являлись), а как объект Божьей любви (Иона 3). Здесь подчеркивается не их развращенность, а их покаяние.
Религия и культура
Миссия действует в контексте религии и культуры конкретного народа. Ее следует рассматривать на фоне опыта небиблейской веры и культурных особенностей отдельных народов. Ниневия отражала как величие, так и порочность человеческой культуры. Здесь Библия описывает Ниневию как «великий город» (Иона 1:2; 3:2). Величие это заключалось не только в ее размерах, но также в том положении, которое она занимала в древней цивилизации. Ниневия была центром ассирийской культуры и столицей империи. Для миссии необходимо признать все ценные черты, которые присущи любой цивилизации и культуре.
Бог не против культуры. Он не может мириться с худшими ее проявлениями и выражением развращенности. Удивительно, но Иона не выступает с критикой религии ниневитян. О неадекватной природе их верований, тем не менее, можно судить по низким стандартам поведения тех людей, которые их исповедуют. Ассирийская религия, по всей видимости, не считалась спасительной. Ее последователи подвергали себя опасности навлечь на себя гнев Божий (Иона 3:4). Какими бы элементами «истины» не обладали другие религии, Библия не считает, что они имеют природу откровения. Несмотря на то, что некоторые богословы считают, что «каждый искренне верующий получит спасение» (Du-puis 1973:208), библейской откровение связывает спасение с эксплицитно выраженной верой.[28] Миссия Ионы состояла не в том, чтобы вести диалог с ниневи-тянами, но провозгласить послание, которое открыл ему Бог. Гомес утверждает, что какими бы ценными качествами не обладали мировые религии, «без спасительной веры, которая требует преданности Богу и Его откровению, не может быть спасения» (Gomez 1973:304).
Религия является одним из аспектов культуры. Фахс напоминает нам, что культура играет важную роль в евангелизации (Fuchs 1981:17). Человеческая культура, однако, может отражать либо Спасителя, либо темные силы. Ниневия — это «великий город», чьи злодеяния переполнили меру терпения Бога (Иона 1:2). Ниневия являла собой пример культуры, находившейся под влиянием человеческой развращенности. Порочное и испорченное человеческое общество подлежит суду Божьему. Когда люди удаляются от Бога, «в городе наступает смерть» (Schaeffer 1969:18). Иона был послан предупредить ниневитян о скором уничтожении и суде. Суд Господень неизбежен, независимо от того, вершится ли он над древней Ниневией или над современными западными и восточными странами.
Покаяние
Ниневия представляет собой пример «группового обращения»! Все население, включая царя и вельмож, покаялось и получило прощение (Иона 3:5-8).
Здесь мы получаем ответ на общественный грех. В Ниневии не происходило никаких реформ. Она, к примеру, не изменила ни свою социальную структуру, ни структуру управления. Это был также не тот случай, когда покаялись отдельные люди, после чего они начали вести праведный и благочестивый образ жизни. Это... обращение всего населения и начальствующих... Все ниневитяне покаялись, поверили Богу и сразу объявили пост! Царь же... оделся во вретище в знак раскаяния о своих беззакониях и злодеяниях своего народа и обратился к Богу (Ellul 1970:69).
Бог призывает не только ко «внутреннему» духовному обновлению, но также к изменению поведения (Иона 3:10). В этом примере раскаяние означало, что праведность должна была быть показана публично. «Господь имеет дело с обществом как с единым целым, точно так же как и с людьми, которые это общество образуют... Поскольку истинная религия не должна храниться в секрете между совестью отдельного человека и Богом» (Martin 1958:278). Прощение Ниневии дает нам основание надеяться. «То, каким станет город, зависит от человека и его отклика на искупление, которое приготовил для него Бог на земле» (DuBo-se 1978:108). Господь предлагает искупление развращенному человеку. Задача Ионы, таким образом, является и нашей задачей: возвещать осуждение и предлагать возможность для спасения. Город, символ человеческой жестокости (бесчеловечного отношения людей друг к другу), — это объект миссии и надежды.
Универсализм
Одним из главных мотивов Книги пророка Ионы является универсальность Божьей любви и заботы.
Книга наглядно показывает глубину сострадания Бога к людям, которые не принадлежат к избранному народу (Иона 4:11).
Сам Иона является хорошим примером еврея, который отправился — хотя и неохотно — выполнять свой долг перед языческими народами (Иона 3:3). «Если людей нужно призывать к покаянию и приводить к вере в Бога, то обязательно должны быть посланники Его благодати» (Rowley 1945:69). Таким миссионером был Иона. Он нес послание Бога язычникам-ассирийцам в Ниневии. Объектом, на который его миссия была направлена, были идолопоклонники. Когда Бог решил пощадить ниневитян, Он послал к ним Своего посланника. То, что делает Бог, неслучайно. Он направляет Свои действия на то, чтобы люди, блуждающие во тьме, могли увидеть свет. В этом состоит цель и значение миссии.
Люди получают спасение исключительно благодаря божественной благодати. Призыв людей, подобных Ионе, идти и возглашать дела и имя Божие является частью провиденческого вмешательства Бога. Любовь Бога ко всем живущим не противоречит Его осуждению неправедности. Господь сострадает людям (Иона 1:2). Однако Его прощение обусловлено рядом факторов (Иона 3:10). Он требует покаяния, веры и послушания. Классический миссионерский путь подразумевает решение идти, провозглашать и убеждать.
Повиновение
«Как слышать без проповедующего?» (Рим. 10:14). Повиновение является частью миссии. Случай с Ионой является обратным примером этому. Бонхоффер (Воnhoeffer 1963) пишет о цене, которую платит ученик. На примере Ионы можно судить о том, во сколько может обойтись неповиновение (Иона 1:4,12,17). Иона попытался отречься от своего пророческого призвания (Иона 1:3). Поручение объявить ниневитянам о прощении казалось ему отвратительным. Иона был бы рад нести «обычное» служение в пределах Израиля и Иудеи. Попытка Ионы бежать в Фарсис была вопиющим примером неповиновения, которое привело к настоящему бедствию. Однако терпение и настойчивость Бога распространялись также и на Иону (Иона 2). После того, как Иона чудом избежал смерти, он стал послушным. Бог дал ему «второй шанс». Он опять повелел Ионе идти и проповедовать в Ниневию (Иона 3:1-2). На этот раз Иона согласился исполнить поручение Бога, не выказав при этом нежелания.
Несмотря на нежелание Ионы, Бог использовал его для исполнения Своего поручения, но в его служении не было радости (Иона 4:1). Иона начал заниматься самоанализом, и все его мысли были сосредоточены на нем самом. Интроспекция — это извращенное благочестие, которое присуще неразвитой Церкви. Иона (подобно Илии) был несчастен, потому что постоянно испытывал жалость к самому себе (Иона 4:3-8). Излечению от этого духовного недуга способствует обращение к нуждам других людей. Мир — это арена для миссионерской деятельности. Второй проблемой, с которой столкнулся Иона, было чувство поражения. Церковь, которая постоянно сокрушается о малом числе своих членов, вскоре может почувствовать свою абсолютную беспомощность. Чтобы избавиться от этого, достаточно взглянуть на то, что делает Бог в этом мире. Бог принес в Ниневию социальные, нравственные и духовные перемены. Но Иона не знал об этом и поэтому не испытал радости от этого открытия. Тот факт, что Церковь в Индии состоит из 4 процентов населения, является поводом для радости, а не уныния. 27 миллионов последователей Христа в Индии не только свидетельствуют о плодах миссионерской деятельности, но представляют собой потенциал для евангелизации и социального роста в индийском обществе. Для выполнения Своей миссии Бог всегда использовал творчески настроенное меньшинство.
Послание Ионы
События, которые описываются в Книге пророка Ионы, имели место во времена духовного упадка в Израиле, когда священнослужители и простые иудеи не хотели прислушиваться к миссионерскому духу ветхозаветного закона и завета. Они относились к язычникам как к нечестивцам и врагам, а не как к объекту миссии. Иудеи, жившие во времена Ионы, имели весьма извращенное понимание цели своего избрания. Согласно их представлениям о предопределении, Бог избрал иудеев для спасения, а язычников для проклятия. Их отношение и богословие предусматривало, что Бог обладает исключительным правом на владение Израилем, а оставшийся мир, который находится за пределами любви и заботы Бога, погиб навсегда. Таким богословским представлениям вполне соответствовала и интравертность их сознания и поведения. Служение уступило место гордыне и предрассудкам, что губительно сказывается на миссии.
Послание Книги Ионы обращено к богословскому эмпирическому этноцентризму.[29] Иона представлял собой худший пример этноцентриста. Он не хотел проповедовать другим народам, поскольку не желал, чтобы они спаслись. В Новом Завете наш Господь говорил о знамении пророка Ионы (Лк. 11:29-30): спасении язычников. Поскольку, по словам Иисуса, осуждение ниневитян означает осуждение иудеев; то есть, иудеи, жившие во времена Иисуса, погибли бы, а ниневитяне времен Ионы были бы спасены. Ниневия олицетворяла собой те языческие народы, которые покаялись. События, описанные в Книге пророка Ионы, явились своего рода предвестником всего, что должно было произойти во времена Христа, Который Своей жизнью, смертью на кресте и воскресением открыл путь ко спасению всем народам.
Книга Ионы учит, что Бог заботится о язычниках точно так же, как об иудеях. Он хочет, чтобы язычники знали о Его участии и заботе. «Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников?» (Рим. 3:29) может подвести итог миссионерской проповеди Ионы. По мнению Мартина, миссия Ионы в Ниневию была одним из величайших событий в истории искупления, серединой пути между исходом и пришествием Христа, поскольку она объявила о призыве язычников в последние дни (Martin 1958:24). Суть пророчества Ионы заключалась в том, чтобы призвать верующих идти к тем, кто блуждает во тьме, и принести им свет послания о Боге. Любовь Бога распространяется и на маленьких детей, и на животных, и на язычников (Иона 4:11). Иона не хотел принять этой истины. Иудеи считали себя зеницей ока Божьего, поэтому допустить, что Бог будет терпеть любого пришельца в Своем Царстве, было невыносимо для такого человека, как Иона. Согласиться с тем, что Бог хочет спасти каждую тварь, зачастую является тяжелым испытанием для народа Божьего.
Послание этой книги также подчеркивает желание язычников узнать о Боге Израиля (Иона 1:16; 3:5). Миссия была возможна, логична, желанна и разумна. Хотя народы были осуждены за свое неповиновение и неверие, у них оставался шанс на спасение, если бы они покаялись, уверовали в Бога и стали послушны. Таково послание благодати. Такова цель миссии: чтобы благодать Божья была доступна для других. Книга пророка Ионы является действительно миссионерской, поскольку устанавливает божественную прерогативу центробежного направления миссии в ветхозаветный период.
Окончание можно считать классическим: напряжение в конце повествования снимается. Ниневитяне покаялись, а Иона продолжал упорствовать! Иона желал отмщения. Он вышел из города и стал ждать, когда Бог обрушит на Ниневию Свой гнев (Иона 4:5). Право мщения принадлежит только Богу. Поэтому Он мягко упрекает Своего огорченного раба: «Мне ли не пожалеть Ниневии?» Господь сострадателен и милосерден. Эта книга служит жгучим упреком народу Божьему за ограниченность. «Трудно представить более суровое осуждение высокомерию, более настойчивый призыв к Израилю выполнять свой миссионерский долг, чем гот, который звучит в этой маленькой по объему книге. Пусть Израиль не бежит больше от своей судьбы: пусть он начнет проповедовать об истинном Боге другим народам, поскольку Господь, каким бы обидным это не показалось, заботится также и о пришельцах» (Bright 1953:161). Не эта ли задача стоит и перед современной Церковью?