Значение псалмов для современной миссионерской деятельности
Псалтирь имеет огромное значение для церковной миссии. Три аспекта миссионерской работы, которую проводит Церковь, имеет особую связь с псалмами. Она включает духовное обновление, воспитание христианского характера и участие новообращенных в литургии.
Духовное обновление
Обращение народов к вере является лишь первым шагом, сделав который, им предстоит пройти долгий путь духовного возрастания. Для того чтобы вера укоренилась в сознании людей, требуется не одно поколение. Без этого внутреннего измерения вера перестает быть живой, а Церковь превращается в номинальную структуру. Номинальность является одной из форм отвержения. Рассматривая этот вопрос, Типпетт (Tippett 1973:10-16) обращается к Пс. 114.
Этот псалом указывает два пути для народа Божия: либо всем сердцем служить Господу Богу (9), либо поклоняться идолам (4-8). Перед каждым поколением стоит одна и та же задача — сделать свой выбор. Псалом напоминает нам, что всегда существует опасность отступничества. Сегодня мы становимся свидетелями процесса дехристианизации общества в западных странах, с одной стороны, и активного принятия христианского учения восточными и южными странами, с другой. Оба процесса служат нам напоминанием о том, насколько важно не терять духовной бдительности.
Псалмопевец, таким образом, напоминает нам, что возрождение веры избранного народа в естественной для него культурной среде стало важным аспектом миссии Бога в истории. Он осуществил это через своих посредников — пророков и псалмопевцев — Его защитников, которые ставили народ перед выбором, чтобы каждое поколение могло принять решение самостоятельно и независимо от опыта своих предков (Tippett 1973:15).
Формальное христианство — это проклятие Церкви. Оно означает, что Церковь носит имя Христа, но в ней нет Его духа и жизни. Однако ситуация не столь безнадежна. Хотя такая церковь не является Церковью истинной, все же есть надежда на ее возрождение. Огонь можно разжечь снова, и свет засияет в полную силу. Каждой церковной группе необходимо обновляющее слово Духа Святого; каждой церкви нужна своя пятидесятница или свой духовный лидер. Каждое поколение должно сделать выбор в пользу окончательного принятия Бога своим Господом. Обновление необходимо для второго поколения церкви. Работы Эдвина Орра (изучение обновления) показали, какое важное место занимает обновление в церкви, которая «проводит миссионерскую деятельность».[22]
Христианский характер
Духовная жизнь должна развиваться и подпитываться. Обращение к вере должно сопровождаться возможностями для роста. Для духовной жизни псалмы представляют собой богатый источник. В них отражены благочестие ветхозаветных святых, исповедание греха, утверждение веры, прошения и восхваления. В Пс. 118:22 мы находим список рекомендаций для успешного развития духовного созерцания. Размышляя, христианин берет за основу Слово Божие (Пс. 118:11, 97). Данный псалом начинается с заявления о том, как должен поступать блаженный человек, чья жизнь подчинена Божьему закону (1-8). Заканчивается он прошением о том, чтобы Пастырь нашел Свою заблудшую овцу (176). Однако основной мыслью, заключенной в этом псалме, остается Слово Божие.
Христианин должен черпать силы из Слова Божия (Пс. 118:65-72). Слово дает надежду и утешение (Пс. 118:49-52), дает силы в период испытаний (Пс. 118:114,116), во дни гонений (Пс. 118:161-163) и искушений (Пс. 118:10-11). Слово — это источник мудрости (Пс. 118:129-130) и руководство для жизни (Пс. 118:93,101,105).
В Индии часто высказываются обвинения в том, что новообращенные христиане не наставляются должным образом в христианской вере, что о сельских общинах забывают, и что, по крайней мере, половина христианских церквей стали номинальными. На страницах этой книги мы не будем оценивать, насколько справедливы эти обвинения, а также изучать причины того, что, по всей видимости, является общей проблемой. Есть огромное противоречие в том, что более 98 процентов активов Церкви направлено на то, чтобы следить за деятельностью церковных организаций и поступлением взносов с церквей! Встает вопрос о духовном качестве служения Церкви. Неужели в реальной жизни церкви пренебрегают библейским учением? Христиане, покинувшие традиционные церковные конгрегации, чтобы присоединиться к более новым общинам, выдвигают это в качестве основной причины своего ухода. Богатство ветхозаветного учения, в особенности Псалтири, должно быть приспособлено к духовной жизни верующих индусов и церквей Индии.
В одной из очень интересных статей, посвященных этому вопросу, Шериан указал на то, что псалмы представляют особую ценность для молитвы. «Псалмы — это не просто молитвы, с которыми люди обращаются к Богу. Они являются частью Писания, Слова Божия... Через псалмы мы не только беседуем с Богом, но и слушаем Его» (Cherian 1983:474). Молитва как средство размышления о Боге приведена в Пс. 8; 18; 26 и 103. Псалмы рассчитаны для размышления. Господь говорит сегодня с нами через опыт, который описывает псалмопевец, например, в Пс. 3. Значение Пс. 138 можно определить из опыта псалмопевца, чья живая вера (1-6) учит людей справляться с жизненными проблемами (19-20), спасает их от искушений (7-18), достигает целостности и мира (23-24). Псалмы-прошения помогают в ситуации отчаяния и несчастий (например, Пс. 21; 52; 57; 68; 70; 72; 76). «Настроение и обращенность псалмов понятны всем. Они выражают движения души, чаяния и нужды всего человечества, особенно бедных и угнетенных» (Cherian 1983:483). Псалмы могут научить народ Божий тому, как молиться и жить в этом мире.