Ожидание Мессии, отраженное в псалмах
Ожидание Мессии в Израиле нашло отражение в ряде псалмов. Блау считает, что это имеет важное значение для миссионерского богословия. Ожидание спасения приобрело особую форму в уповании на приход Спасителя. Как отмечает Блау, «все псалмы, которые славят будущую славу и власть Бога, можно назвать мессианскими» (Blauw 1962:47). Эти псалмы пророчески предвещают времена, когда явится Мессия. Он — Тот, Кто исполнит судьбу Израиля (Niles 1962:250). Поскольку, как сказал пророк, «Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли» (Зах. 9:10).
Блау пишет: «Абсолютная власть Бога, эсхатологическое ожидание спасения и... ожидание Мессии составляют единое целое. Их можно назвать концентрическими кругами. Мессия является ключевой фигурой израильского народа, так же как и вселенского ожидания спасения» (Blauw 1962:87). Упование на приход Мессии не исключает заботу Бога о том, чтобы народы также могли получить спасение. Тот, Кто является Мессией Израиля, есть Господь всей земли. Его царство, Царство Мессии, — это вселенское царство.
Пс. 109 носит явно выраженный мессианский характер, тогда как Пс. 71 имеет скрытый мессианский смысл. Первый проводит параллель между Мессией и Мелхиседеком, царем Салема и первосвященником Всевышнего Бога, истинным и праведным представителем народов (Пс. 109:4; Быт. 14:18; Евр. 7:1-17). Как мы уже отмечали ранее, Мелхиседек представляет традицию, отличную от Авраамовой, которая уже обрела откровение Божие. Эта традиция и этот человек в Евр. 7 сравниваются с Христом. Мелхиседек принадлежит народу, который жил за пределами Израиля. В этом факте Льюис усматривает превосходство Мелхиседека над Авраамом, которое последний принимает. Священство Мелхиседека «не языческое, а священство одному Богу, появившееся гораздо раньше, чем иудейское священство, начало которому положил Аарон, не зависимое от призвания Авраама, а поэтому в каком-то смысле превосходящее последнее» (Lewis 1958:103). Мелхиседек является и царем, и священником. Совмещение этих функций было характерно для некоторых культур, но не для Израиля. В этом отношении Мелхиседек близок Христу, Который является и Царем и Первосвященником всего человечества. Из всех людей, принимавших участие в ветхозаветных событиях, Мелхиседек, по мнению Льюиса, более всех напоминает Христа (Lewis 1958:104).
В Пс. 71 звучит надежда на будущую власть Мессии и стремление народов служить Ему. Соломон здесь описывает Царство, которое превосходит любую человеческую империю на земле. Царство это совершенно праведное; в нем нет места насилию и угнетению (ст. 4,14), наоборот, в нем процветает справедливость и праведность (ст. 2,7). Спаситель устранит причину бедности, нужды, беспомощности и угнетения (ст. 4,12-14). Так псалмопевец описывает ожидаемого Мессию. «Здесь Христос изображен Царем вселенной в точном соответствии с Его исторической и эсхатологической ролью» (Cherian 1983:482). Этот псалом предвидит наступление Царства Божия на земле как истинного, совершенно особого благословения всех народов (ст. 11,17) и наполнение ее славой Господа (ст. 8,18-19).
Некоторые другие псалмы (например, Пс. 2; 21) также имеют миссионерское значение. Пс. 2 описывает отвержение Мессии, а Пс. 22 — Его страдания. Тем не менее и тот, и другой указывают на будущее торжество Спасителя. Несмотря на то, что Его ртвергли и высмеяли, Он получит народы в наследие Себе и пределы земли во владение (Пс. 2:8). Хотя Он должен претерпеть страдания, все народы вспомнят и обратятся к Господу и поклонятся пред Ним. Муки Христовы, о которых так красноречиво говорит Давид в этом псалме, имеют особый смысл для тех, кто терпит страдания. Собственные страдания псалмопевца и избавление от них внушают надежду. «Спасительная деятельность Бога в конце концов приведет к тому, что весь мир признает Его любовь и власть, особенно когда явится Спаситель» (Cherian 1983:482). Особенности Его справедливого правления показаны в нескольких псалмах, описывающих Царство Божие (например, 73; 100; 144; 145). Эти и другие места Писания свидетельствуют о том, что несправедливость будет уничтожена (Miranda 1974:172), а обидчики наказаны. Тогда все обиженные получат избавление и возмещение (Пс. 71:10-11,17-19) в Его Царстве мира и справедливости.
Цари Фарсиса и островов
поднесут ему дань;
цари Аравии и Савы
принесут дары.
И поклонятся ему все цари;
все народы будут служить ему...
Будет имя его вовек;
доколе пребывает солнце,
будет передаваться имя его.
И благословятся в нем племена;
все народы ублажат его.
Благословен Господь Бог,
Бог Израилев,
един творящий чудеса!
И благословенно имя славы Его вовек,
и наполнится славою Его вся земля.
Аминь и аминь.