Лютеня (26-28 февраля). Дни Майи Златогорки в Нави.
В эти дни Майя Златогорка сходит в Навь. Она воюет с силами тьмы и зимы. И потому в эти дни становится холодней.
8 лютеня (26 февраля): Майя студеная, Майя несет морозы, становится Мареной. И в это же время Дажьбог (Бус Кресень) несет свет в Навь.
10 лютеня (28 февраля) Майя темная. Это последний день в году, во время коего ночь длиннее дня. Силы тьмы еще одолевают силы света. Но уже явился Велес, провожающий Майю в Навь. А это значит, что начал вершится поворот к свету.
11 лютеня (в високосном году - 29 февраля, а в обычном - 1 марта). День Яра и Мары-Кикиморы.
В этот день начинаются заботы о проведении Масленицы, готовят блины, угощения, масленичные маски. Полагают, что в эти дни Велес и Дива рождают весеннего бога Ярилу. Потом вместе с Ярилой Велес вступает в битву с Зимою, Снежной Царицей, Мареной. Они побеждают ее и гонят на Север.
20 – 26 февраля. Масленица (Коедица)
– День Весеннего Равноденствия.
Понедельник – Встреча Масленицы.
Четверг – Разгул или Широкая Масленица.
Воскресение – Прощанье с Масленицей.
Обряды:
- Славление:
o зовут гостей и угощают блинами (древнее лепешек) (первый блин на помин усопших, кладут на слуховое окошко, посвящая его для душ родительских);
o В городе Ярославле есть особое обыкновение на сырной неделе петь Коледу, которую обыкновенно распевают на Святках. С четверга этой недели фабричные с бубнами, балалайками, рожками и другими народными музыкальными инструментами ходят по домам и, пришедши во двор, поздравляют хозяина с праздником и просят позволения коледу пропеть; получив позволение, поют: Уж как шли ребята коледовщики. Виноград, красно-зеленая моя! Коледовщики, все фабричники, Виноград зеленая моя! Этот припев поется после каждого стиха. Мы искали двора господина своего; Господинов двор на семи верстах, На семи верстах, на осьми столбах. Посреди двора, посреди широка, Стоит три терема. Три терема златоверхие; В первом терему – красно солнышко, Во втором терему – часты звездочки; Сам хозяин в дому, господин в терему, Хозяюшка в дому, госпожа в высоком, Молодые девушки в дому, что орешки во меду, Виноград, красно-зеленая моя. После этого хозяин подносит им вина и обделяет деньгами; коледовщики в знак благодарности поют: Благодарствуй, хозяин на хлебе, на соли и на жалованье! Виноград, виноград, красно-зеленая моя! Напоил, накормил, со двора спустил. Виноград, красно-зеленая моя!
- веселье (площадные удовольствия после 12 часов):
o игры (катанья с гор на санях, салазках, лубках, бересте, лыжах),
o кулачные потехи, чему, между прочим, может быть, способствовали морозы и случай погреться: эти гимнастические упражнения назывались играми или игрищами,
o экипажные прогулки с бубенчиками, конная и экипажная езда с песнями и музыкой,
o устраивались балаганы, ледяные горы, карусели, качели,
o катания по реке,
o у пермяков девки и парни по вечерам собираются в один дом и пляшут целые ночи; а днем, начиная со среды, вместе с малолетними с раннего утра до позднего вечера катаются с ледяных гор. Мужчины и бабы ходят из дома в дом, ездят из деревни в деревню к родным и знакомым на угощенье.
o в Нерехте масленичные увеселения начинаются с середы. В этот день из окрестностей приезжают туда девки в праздничных платьях и набеленные, особенно новобрачные, и катаются отдельно от мужчин до самого вечера. В четверг и в пятницу здешние жители не катаются. В субботу сюда съезжается великое множество народа из окрестностей. Здесь, продав напряженную в ту неделю пряжу, покупают лакомства и гуляют по рынку до вечера. В округе масленичные потехи начинаются в экономических селениях со вторника, а в помещичьих – с четверга и катаются ежедневно от одной деревни до другой, причем новобрачные ездят в гости к сродникам, которые одаривают их мылом.
o в Переяславле Залесском, в Юрьеве-Польском, Владимире и в Вятке Масленицу возят по улицам; это шуточное изображение Масленицы следующее: берут огромные сани, в которые впрягаются 12 лошадей, и в этих санях возят наряженного мужика, который сидит на колесе, держа в одной руке полуштоф с вином и калачи. Его сопровождают сидящие с ним музыканты, а затем поезд Масленицы сопровождают с песнями поезжане из обывателей,
o в Симбирской губернии Ардатовского, Алатырского, Курмышского и Карсунского уездов, частью в Пензенской губернии о Масленице оснащивают 8 или 10 дровней (подсанки), в средине дровней утверждается довольно толстое дерево, притом высокое, в виде мачты; наверх его вдевается колесо, на которое садится какой-нибудь деревенский ве сельчак, и представляет различные штуки, свойственные деревенскому мужику. Этот обряд называется проводами Масленицы. Обыкновенно эту сплоченную массу возят по всем закоулкам, причем вместо лошадей запрягают несколько человек, разряженных уродливо и без вкуса, которые также иногда изображают лошадей. В это время пред ними прыгают и поют деревенские весельчаки.
o сжигание Масленицы В больших вотчинах в сыропустное воскресенье собирается съезд из нескольких сот лошадей под названием «обоз», который известен в Ярославле под именем околок, (может быть, сокращение слова «околоток»). При этом некоторые ездят верхами, наряженные в соломенных колпаках и кафтанах. К вечеру того дня молодые люди обоего пола в своем селении на улицах поют песни; после того каждый, взяв со своего двора по снопу соломы, вместе сжигают ее в селении, а чаще за селением. Этот обряд, встречающийся и в других местах России, называется сжигание соломенного мужика, или Масленицы. С вероятностью можно заключить, что это обыкновение, существующее с незапамятных времен, есть остаток от языческих треб и обрядов. Такой обряд существует у немецких славян, которые 1 марта выносят из селения соломенное чучело в образе смерти и сжигают его в память усопших или бросают в воду, как римляне в мае бросали в р. Тибр тростниковые болваны. В Саксонии, Лаузице, Богемии, Силезии и в Польше в этот день хаживали с факелами на кладбища. Догадка эта, по словам М. Я. Диева, утверждается тем, что в воскресенье сырной недели, которое по большей части приходится около 1 марта, доныне ходят нерехотские жители на кладбища прощаться, и в некоторых других местах России. В Силезии и Польше в воспоминанье истребления идолов 965 года, марта 7-го, в воскресенье сырной недели бросают в реки и пруды чучела из соломы. Ныне это применилось к смерти, к земле, к Масленице. В Восточной Пруссии крестьянские ребята делают небольшую деревянную лошадь, которую наряжают разноцветными лентами, и носят ее по домам с песнями и с плясками, играя на скрипке. В каждом доме дают им по два, по три гарнца овца, который они после меняют на водку, и пьют.
o в Сибири о Масленице сплачивалось несколько саней огромного размера и устраивался на них корабль с парусами и снастями. Тут садились и люди, и медведь, и госпожа Масленица, и разные паяцы. Все это слыло Масленицею; в сани впрягали лошадей по 20 и возили ее по улицам. За этим поездом следовали толпы ребят с песнями и разными прибаутками. Там блины заменяются хворостами (род пирожного).
o Взять городок. Происхождение этого обычая приписывают какому-нибудь местному историческому событию. В Пензенской и Симбирской губерниях в субботу на Масленице крестьянские ребята строят на реке из снега род города с башнями и двумя воротами, между которыми сделана прорубь. Игра начинается так: ребята разделяются на две партии – на конницу и пехоту. Конница осаждает город, а пехота защищает его. Устроясь в боевой порядок, конные по данному знаку пускаются во всю прыть на взятие городка, а пешие, вооруженные помелами и метлами, стараются маханием испугать лошадей, чтобы не допустить к городку. Но некоторые из конных, невзирая на сопротивление, прорываются сквозь пехоту и на всем скаку въезжают в ледяные ворота, что и значит: взять городок. Победителя купают в проруби; после чего угощают вином всех ратоборцев, от- личившихся в пехоте и коннице. Потом, сломав крепость, возвращаются в деревню с песнями. Этой игрой оканчивается Масленица.
- наряды (наряжаются в маски и разные костюмы (пугалами), с целю не быть узнаваемыми) (окрутники, кудесники, щеголи) (ряженные сопровождали толпы народа);
- пиршества: начинают кушать коровье масло, пекут блины (главная роль), пряженцы, оладьи всю неделю, пекут пирожки, калачи и тому подобное на масле и на яйцах, масленичные удовольствия в еде; В Сольвычегодске на Масленице сваренное в складчину пиво вместе распивается, и этот обычай варить пиво в складчину называется братчиною. В Костромской губернии тоже варят пиво целою деревней и принимают общее участие как в варении его, так и в употреблении. У пермяков на Масленицу каждый хозяин варит брагу, пиво, а зажиточные покупают и вино. Потом, начиная с сырного понедельника, ежедневно пекут блины, оладьи сырные (творожные), а некоторые и рыбные пироги, яичницы, солянки и варят уху.
- поговорки: Не житье, а Масленица. Душа моя Масленица, перепиленные косточки, бумажное житье, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, киночка, ясочка, ты же моя перепелочка.
- наряды: (маскарад: маски, костюмы разные: смешные, странные, скомарохи, арлекин, волки, журавли…) (пляски) (заканчивался фейерверком и пиршеством);
Свадьба шута.
Как глумилась Анна Иоановна с придворными на Масленицу…
На площади между Адмиралтейством и Зимним двор- цом в С.-Петербурге в 1739 г. был построен Ледяной дом, в котором даже дрова были изо льда. В назначенный день к крыльцу между Ледяным домом и дворцом подъехала золотая десятистекольная карета, запряженная восемью неаполитанскими лошадьми, украшенными золотой сбру- ей и страусовыми перьями на головах. В ней сидела Го- сударыня Императрица Анна Иоанновна с придворной дамой. Когда поезд тронулся, 12 пеших гайдуков сопрово- ждали лошадей по шести со стороны. Кучера, сидевшие на козлах, одеты были в ливрейные шубы, украшенные золо- тыми галунами, в башмаках и шелковых чулках. Блестя- щие пажи во французских кафтанах и блондах окружали карету государыни. Два араба в золотых шубах и в белых чалмах. 12 сержантов в гренадерских мундирах и в шля- пах с плюмажем охраняли карету верхами. Позади этой кареты следовали несколько других с великими княжна- ми. В одной из них сидела дочь Петра Великого Елизавета Петровна, будущая Императрица. Тут Анна Леопольдова. Далее – карета Герцога Курляндского (ужасного Бирона), окруженная его собственными гусарами, скороходами, егерями и пажами. Рядом с ним его жена, с головы до ног залитая в бриллианты, что оценивали в два миллиона. Там Миних… и пр., а затем уже в хвосте придворного кортежа ехали не придворные, а все те, которые почему-либо могли участвовать в поезде. В голове шествия рота гвардейцев: треугольные шляпы солдат украшены еловыми и дубовы- ми ветвями, у офицеров – лаврами. Так ходили они, воз- вратившись из славного турецкого похода Вот выступает громадный слон в теплых котах. Во- жак с молотком сидит на хребте. На спине была помеще- на железная клетка, в которой сидели шут Кульковский с супругой, барской барыней Подачкиной, оба, сидя один против другого, блистали через железную решетку клетки золотом и бархатом. Они ехали из церкви на обед, сопро- вождаемые оригинальною свитою. За экипажем новобрачных ехали на оленях остяки; за ними новгородцы на паре козлов, малороссы на волах, чу- хонцы на ослах, татарин с своей татаркою на откормленных свиньях, финны на своих шведских лошадях, камчадалы на собаках, белорусы под войлоком колтуна, зыряне, ярос- лавцы и проч. Всех до 150 самых разнообразных костюмов свидетельствовали о разнообразии племен. Картина была чудная и привлекала весь Петербург; она оживлялась звоном бубенчиков, колокольчиков и кри- ками животных самого разнообразного характера. По воле государыни поезд сделал два оборота по лу- говой линии и потянулся к манежу Бирона, где был при- готовлен обед для новобрачных и гостей на 303 куверта. Гостей встретили музыкой и посадили всех за стол, при- чем каждому представителю нации было подано его на- циональное кушанье. Государыня с блестящей свитою придворных располо- жилась на возвышении. Лишь только все расположились обедать, как Третьяковский Василий Кириллович прочел во всеуслышание следующие стихи:
Торжествуйте вси Российсти народы. У нас идут златы годы. Восприимем с радости полные стаканы, Восплещем громко и руками, Заскачем весело ногами Мы, верные гражданы. Имеем мы днесь радость учрежденну, Повсюду славно вознесенну: Анна над Россиею воскрылилась всею!
То-то есть прямая царица, То-то добра Императрица! Признаем всей душою. После обеда начались пляски: каждая пара свою на- циональную. Пир кончен, и новобрачные в том же порядке отправлены в Ледяной дом, где их и заперли до утра. Поезд распущен, и часовые стали караулить дверь ледяного дома, дабы влюбленная чета не могла освободиться ранее.