Коляденя (12 января). Велес и Кащей. День Похищений.
Через Сед-Мериду 23 коляденя в год Воскресения Буса проходила б-Рака.
В этот день также как 21 кресеня почитали священный камень Алатырь (либо два камня Бога и Божиху: камни Велеса и Ясуни - Бури Яги).
В тот день вспоминают о том, как в эпоху Купалы Велес похитил Диву-Додолу, супругу Перуна. Во время свадьбы Перуна и Дивы Велес был отвергнут Дивой и свержен с неба. Однако потом он, как бог любовной страсти, сумел соблазнить богиню грозы, дочь Дыя. От их связи родился весенний бог Ярило.
Также в День Похищений вспоминают о том, как в эпоху Лады (Тельца) Кащей похитил у Дажьбога его супругу Марену. От связи Кащея и Марены родилась потом Снежная Царица, а также многие демоницы. Дажьбог же отправился на поиски своей супруги. Он будет ее искать всю зиму, и потому морозы будут становиться все сильней, а вьюги заметут все вокруг.
Коляденя (13-19 декабря). Дочери Велеса и дочери Кащея.
Коляденя (19 января). Сочельник
В сии дни, как и 24-30 кресеня, поминают 7 Берегинь, 7 дочерей Велеса. 24 коляденя русалку Рось. 25 коляденя: Дарью-Оку. 26 кресеня: Поману. 27 коляденя: Раду. 28 коляденя: Радуницу. 29 коляденя шестую дочь: Снегурочку. 30 коляденя поминают седьмую дочь: Пленку.
Сии Берегини оберегают людей от демониц, дочерей Кащея и Марены, лихоманок, насылавших на людей болезни. Потому в сии дни также заговаривали демониц. Главной силой этих заговоров было называние демониц по именам: "Трясея, Огнея, Глядея, Храпуша, Пухлея, Желтея, Немея, Глухея, Каркуша" (из заговора XVIII в.). "Хрипуша, Ломея, Дряхлея, Дремлея, Ветрея, Смутница, Зябуха" (из заговора XIX в.). Заговоренные двенадцать трясовиц-лихорадок должны были отступиться от человека.
"Стану я (имя рек) благословясь, пойду к синему морю, на синем море - бел-горюч камень Алатырь, на камне Алатыре Жива сидит, в белых ручках держит белого лебедя, общипывает у лебедя белое перо. Как отскочило, отпрыгнуло белое перо, так отскочите, отпрыгните, отпряньте от (имя рек) родимые огневицы, горячки и лихорадки (перечислить все), с буйной головушки, с ясных очей, с черных бровей, с белого тельца, с ретивого сердца... С ветру пришла - на ветер пойди, с воды пришла - на воду пойди, с лесу пришла - на лес пойди отныне и до века".
От болезней волхвы и ведуньи лечили также травами и освященной водой, которую брали на празднике Водосвятия 1 бересеня (20 января), которую капали на определенные места тела человека через камень с дырочкой (этот оберег назывался "куричим богом").
Христианское толкование.
Дни 13 января (св. Маланья, Васильева Коляда) и 14 января Васильев день (Василий Великий), подобны дню Петра и Павла (Петровки) 12 июля. Очевидно, что эти дни вытеснили дни почитания Велеса.
На Маланью или под Василья, то есть 13 января, в народе говорили: "Под Василья ведьмы крадут месяц". Также: "Охала Маланья, что уехал Ананья. Охнет и дед, что денег нет". Очевидно, сии поговорки остались в память о похищении Велесом Дивы, а также Кащеем Марены. Маланья, в данном случае и есть Марена сего дня, а Ананья в данном случае заменил Кащея, о коем и охала Маланнья-Марена.
Память о куричем боге принял Сильвестров-день, 15 января. В этот день и в соседние крестьяне также проклинали 12 лиховманок дочерей Кащея. Выгоняли нечистую силу и на Малахию, 16 января: "На Малахию хлев метелками обмахивай". В этот же день говорили также: "На пророка Малахию голодные ведьмы задаивают коров до смерти". Если же и впрямь в сей день у коров пропадало молоко, то крестьяне за помощью обращались к святому Власию (Велесу), который держит золотые ключи, коими отмыкает вымя у коров.
Новый Год в Руси Православной
Потому и почитать святого Николая (Санта Клауса) стали в день Коляды и Велеса (Николы Водного, Зимнего). Именно с этого дня, с 19 декабря, начинаются Зимние Колядования. И идут они до зимнего солнцестояния, до Рождества Крышня (ныне - Христа), и далее до дней Велеса, до начала Нового Года.
Правило веры и образ кротости
явил ты стаду своему,
как вещей истину, воздержания учитель...
В Мирах, святой, священнодействователь,
показал ты Христово подобие...
освятился ты, как великий таинник
Божия благодати...
Из службы в память св. Николая Мирликийского
И вот мы видим, как в IV-ом веке южнее Черного моря в Римских провинциях Каппадокии и Ликии явились святые, дела коих были подобны деяниям Коляды и Велеса. Уж не старые ли ведические боги тогда вновь сошли на Землю в образах христианских святых? Ведь по ведическому учению подобное бывало не раз в прошлом...
И тогда же на северном берегу Черного моря в Русколани явился Бус Белояр. И явился он подобно Крышню и Христу. Предвестником его рождения была Зеленая Звезда, к его колыбели сошлись сорок волхвов со всего света:
...Чигирь-звезда поднималась,
сияя светом зеленым,
и сорок волхвов-чародеев,
в Стожары глядя, прозрели,
что меч Яра Буса до Киева славен!
"Боянов гимн". IV век.
Таков был IV-ый век - конец Великого Дня Сварога (двенадцати зодиакальных эпох, длившихся 27 тысячелетий), заря нового Дня Сварога и начало Христианской эпохи. В Малом Годовом Коло этому столетию соответствует грань между Старым и Новым Коло, то есть - Новогодняя Ночь.
С Новым Годом!