Кресеня (12 июля). День Снопа-Велеса.
Через Сед-Мериду 21 кресеня в год Воскресения Буса проходила б-Рака. Конец поста.
Дни убывают, но жара прибывает. С Велесова дня начинают косить, заготавливать сено. Коси коса, пока роса, - роса долой, и мы домой!
В этот день почитали последний связанный Сноп, в который, как полагали косари, во время косьбы переходил дух поля, дух Велеса.
В эти же дни кончали пахать и начинали готовиться к озимому севу. Бытовала такая пословица: "До Велесова дня вспахать, до Перунова дня взборонить, до Спаса посеять". Всем земледельческим работам покровительствовал Велес. "Велес учил праотцов наших землю пахать, и злаки сеять, и жать, снопы свивая, на полях страдных, и ставить Сноп в жилище, и чтить Его как Отца божьего" (Род Пров:6).
В этот день почитали также священный камень Алатырь (либо два камня Бога и Божиху: камни Велеса и Ясуни - Бури Яги). За Алатырем - вход в Навь.
Огнищане вспоминали о том, что только Велес смог отвалить Алатырь от входа, и потому умершие не могут попасть в Навь, минуя Велеса.
Кресеня (13 июля). Отдание праздника Велеса-Снопа.
Кресеня (14 июля). День Вавилы, Квасуры и Китаврула.
Вавила - сын Велеса и Ненилы, почитаемых в предыдущие дни. Он продолжает деяния Вала и Велеса, потому враждует с родом Дыя. И о сей борьбе пелось в сей день в русских ведических храмах.
Вавило почитался покровителем музыкантов и певцов, потому его почитали своим небесным покровителем скоморохи. Поэтому хоть в день Вавилы и продолжались полевые и огородные работы, но к вечеру непременно устраивали праздник с плясунами, скоморохами, веселыми песнями.
В этот день говорили: "Мешай дело с бездельем, проводи время с весельем!" Кроме гуляний и хождений в гости в этот праздник угощали бродячих актеров, устраивавших представления, веселивших народ. Скоморохи шутили: "За дело - не мы, за работу - не мы, а поесть, поплясать - лучше нас не сыскать!"
Скоморохи также в день Вавилы пели песнь, которая после крещения Руси стала былиной "Вавило и скоморохи". В этой песне рассказывалось о том, как на землю сошли боги веселья и хмеля Китоврас и Квасура (в христианстве они стали Кузьмой-Демьяном).
Сии боги разыскали работавшего в поле Вавилу и увели его с собой, чтобы "переиграть царя Собаку и сына его Перегуду". Царь Собака - это греческий бог виноделия Дионис Сабазис сын Зевса-Дыя, впоследствии он даже почитался греками верховным богом, единым с отцом Дыем.
Вавила, бывший простым крестьянином и не умевший играть, волшебным образом обучился игре на гудочке (струнном инструменте) после того, как боги произнесли заклинание:
- Заиграй, Вавила, во гудочек,
Во звончатый переладец,
А Квасура с Китоврасом приспособят!
По пути в царство царя Собаки боги-скоморохи встречали крестьян. Тех, кто их привечал, они награждали: превратили в атлас полотно у девушки, стиравшей белье. А тех, кто им грубил, они наказывали: наслали на поле непочтительного крестьянина птиц, которые склевали посеянные зерна.
Их волшебной игре подчинялись животные, растения и стихии. Победив царя Собаку и спалив его царство, Квасура и Китоврас посадили на престол скомороха Вавилу.
Христианское толкование.
14 июля в христианском календаре поминают святых бессеребренников Косму и Дамиана (Кузьму и Демьяна), скорых на помощь.
Сии братья, умершие в 248 году в Малой Азии, прославилсь тем, что исцеляли от разных хворей и не брали плату. И когда однажды Дамиан взял в подарок всего три яйца от одной излеченной, второй брат на смертном одре проклял его и сказал, что не хочет лежать с ним рядом в могиле. Но когда умер Дамиан, внезапно пришел верблюд и заговорил человеческим голосом, что те три яйца были знаком Триединого Бога, а не платой за лечение, потому братья могут лежать вместе. И после сего Косьма и Дамиан стали вместе являться почитающим их. Они изгоняли болезни, охраняли от разбойников и насильников.
Рассказывают, например, как они прогнали Дьявола, который решился изнасиловать одну женщину, заманив ее на пустырь. Дьяволу не повезло, ибо женщина обратилась к Косьме и Дамиану и те, скорые на помощь, явились и тут же сбросили Дьявола в соседнюю пропасть.
Подобные истории напомнили славянам о Квасуре и Китоврасе, которые тоже карали демонов и нечестивцев. Помогли они и Вавиле, сыну Велеса. Кстати, русское имя Вавила происходит не от названия города Вавилон, а от слова "вавить" - подражать птичьим голосам, играя на дудочке или ином музыкальном инструменте при приваживании птиц). История о Вавиле, Квасуре и Китоврасе после стала былиной "Вавило и скоморохи", где скоморохами предстали Кузьма с Демьяном.