Кресеня (21/22 июня). Купала.
Вращение Коло Сварога – звездного неба. Блуждание планет.
Летнее солнцестояние. Через Сед-Мериду 31 купальня в год Воскресения Буса проходила б-Близнецов (Поллукс) и Процион (б-Малого Пса).
Это самый долгий день и самая короткая ночь в году. С Купалы день начнет уменьшаться, а ночь возрастать. В день Купалы кончается весна и начинается лето.
Огненный бог, бог Луны и Огня, бог огненных жертвоприношений и домашнего очага Семаргл встретил на берегу Ра-реки богиню ночи - Купальницу. И было это на Неопалимую Купальницу (26 святовита). Через 9 месяцев, на Купалу, у Семаргла и Купальницы родились дети - Купала и Кострома.
Судьба разлучила брата и сестру. Младенца Купалу унесли гуси-лебеди за тридевять земель. Но им вновь было суждено встретиться. Через много лет Кострома, гуляя по берегу реки, сплела венок. Она хвалилась, что ветер не сможет сорвать с ее головы этот венок (что означало, что она не выйдет замуж), за эту похвальбу боги ее наказали. Ветер сорвал ее венок и унес на воду, там его подобрал Купала, проплывавший мимо в лодке. Кострома не узнала брата, обычай же повелел им жениться. Была сыграна свадьба, а после свадьбы жених и невеста узнали о том, что они - брат и сестра. Тогда они решили покончить с собой и утопились в реке. Кострома стала русалкой, или по-малорусски - мавкой. Боги, сжалившись, превратили Купалу и Кострому в цветок Купала-да-Мавка (Иван-да-Марья).
Согласно иному видению, Купала отождествлялся с Колядой, ибо созведия Коляды и Купала в один и тот же срок плывут в лодочке, либо колыбели, по реке Смородине (астрологически это созвездие Корабля), но в разных направлениях. Оба подбирают венки: Крышень-Коляда у Рады-Радуницы, а Купала - у Костромы. Глубокое родство этих сюжетов говорит и о мистериальной близости Купалы и Крышня-Коляды.
В Древней Руси в этот день разыгрывали мистерию Купалы и Мавки. Прыгали через костер, совершали огненные жертвоприношения, пили и плескали в огонь священный напиток - сурицу.
Топили в реке кукол Купалы и Костромы. Девушки сплетали венки и пускали их по воде, дабы найти женихов, и пели.
Кострома, бела, румяна,
За что любишь ты Купалу?
Я за то люблю Купалу,
Что головушка кудрява,
А бородка кучерява...
В этот день и последующую ночь в лесу собирали целебные и волшебные травы (например, плакун-траву, разрыв-траву, терлич-траву, цветок папоротника).
Потому, кстати, Купала почитался и помощником целителей, знахарей и колдунов. В это время в священных реках и озерах проходили ритуальные купания, омовения. Люди обливали друг друга, очищались молитвами.
"Мольбы творили о чистоте души своей и тела, поскольку это умывание установил для нас бог Сварог, и Купалец указывал нам на это. И мы не смели этим пренебрегать, и мыли свои тела, и умывали дух свой в чистой воде живой" (Род III 1:12).
Очищаясь в реках, люди вспоминали об очищении Мары, Живы и Лели в священных водах Ирия после их освобождения из плена у Скипера-зверя. Вспоминали и о купании Перуна в водах Днепра, когда он стремился переплыть к русалке Роси, и о рождении Дажьбога.
О купании Зари-Зареницы и встрече ее с богом Хорсом. Считалось, что тот, кто не очистится в водах в этот день, будет страдать от порчи.
Девки, бабы - на Купальню!
Ладу-ладу - на Купальню!
Кто не выйдет на Купальню -
Ой, тот будет пень-колода!
А кто выйдет на Купальню -
Ой, тот будет бел береза!
Христианское толкование.
После нескольких календарных реформ праздник Купалы был передвинут на 7 июля, в русском православии он именуется днем Ивана Купалы в честь ведического бога Купалы и христианского святого Иоанна Крестителя.
Ведические обычаи и обряды были унаследованы и христианским народным календарем. Так, 13 июна на празднование Иконы Божьей Матери "Нерушимая стена", а также 14 июня, на Устина (его имя тоже связывали со стенами), запрещалось строить и городить тын, чтобы не рассердить русалок.
С 16 по 18, на Лукьяна-ветренника, на Митрофана и Дорофея, люди следили за ветром, с какой он стороны дует. И в связи с этим существовало много разных примет.
21 июня, в день Федора-Стратилата, ждали грозу. Говорили: "Стратилат - грозами богат". И это очевидный знак того, что на Купалу почитали также и Громовержца Перуна, вспоминали его победу над Скипером-зверем. Да и само празднование Купалы трактовалось приверженцами Перуновой веры как очищение Живы, Мары и Лели после заточения в Нави.
Кроме того сам знак солноворота (свастика), знак сего дня, является также и знаком Вышня-Перуна. И в сей день поминали все Его деяния.
Купалье.
Сотворение праздника.
Купала - один из самых больших и важнейших праздников годового круга.
Здесь я дам только описание основного действа, поскольку любой праздник должен быть рожден самой общиной. В старину именно внутри общин рождались песни, и они подхватывались и расходились широко по всем землям, если они были легки и живы, если они находили отклик в душах (а это значит они были созвучны Божьей Искре в сердцах людей).
Праздник делался так. Был канонический текст, пришедший из древних времен. И по нему делали представление. И это было сотворчество не поэтов, не актеров и музыкантов, а обычных крестьян или ремесленников, воинов. Ибо пели в древности все.
И душа праздника открывалась всем через общее творчество, через общение с Велесом, духами.
И вовсе не нужно было быть поэтом в современном понимании. Ибо ранее нельзя было выходить из канона, но сам канон открывал душе простор. Отход же от канона понимался как ненужное умствование, как разрушение прекрасного.
Находиться внутри канона при пении, создании песен, значит растить слово как цветок, как дерево. И это прекрасно. Отойти же от канона - это значит вытоптать цветущий луг, это ново, но это мертвечина.
Потому и ныне любой праздник может быть восстановлен внутри общины. Насколько это в силах современных людей. Главное взяться за дело, а помощь придет. Звуки и слова родятся сами. Вы услышите их, только будьте чистыми сердцем.
До праздника.
В начале нужно прочитать и обдумать песни из "Книги Коляды", относящие к сему празднику.
В случае праздника Купалы, это песни из "Веды Купалы". Это песни о Костроме и Купале, О Яре и Ярине, о Семаргле.
Нужно будет подобрать музыку. То есть прослушать обычные народные песни со сходным текстом. И переложить на уже известные мелодии тексты из "Книги Коляды". Главное в переложении это музыка, а текст можно менять, подбирать. Замечу, что в народных песнях почти никогда не бывает рифм, это только простой ритмичный текст.
Потом следует создать наряды, маски. Например, Семаргл должен предстать в образе дракона Смога. Потому следует создать из веток, тряпок и т.п. дракона. Можно, конечно, при вложении определенных средств, создать великолепного дракона с золотой чешуей, красивой и ужасающей мордой и пр.
И следует понимать, что этот дракон - суть хранитель веры, потому он столь суров. Его побеждает Ярила, но это не значит, что дракон зол. Он как и сам Ярила исполняет волю Всевышнего.
Зачин.
Купальское действо обычно проходит у реки или водоема. Оно делится на ночное и дневное.
Ящер является днем, он грозит покарать тех, кто не кладет веночки на голову и не поет песни.
Когда является дракон, обычно разыгрывается старинная игра в Ящера. Вокруг Ящера кружится хоровод. Поется песня:
Сидит ящер под ореховым кустом...
Возьму себе девку, девку молодую!
Ящер с завязанными глазами указывает на жертву. Если жертва оказывается юношей, то он занимает место Ящера (влазит в его шкуру). Если жертвою оказывается девушка, то ящер тащит ее к воде. По пути девушка может откупиться от Ящера поцелуем, либо ей придется окунуться в воду.
Под конец игры, когда все девушки и парни уже мокрые и счастливые, явлется на коне Ярила и поражает Ящера. Потом Ящера (его шкуру, сделанную из тряпья и веток) несут в костер и торжественно сжигают.
Считается, что Смог возносится вместе с дымом к пращурам и богам, становится у врат Нави. Смогу передают просьбы и мольбы к умершим пращурам и духам-покровителям.
Далее можно показать представление о трех поездках Смога-Семаргла. Если, конечно, вы создали настоящий народный театр.
Купальские игрища.
Содержание основного вечернего и ночного действа: огненные игрища. Вначале Ночка Купальница соблазняет Огнебога Семаргла (Огненного Дракона) сойти со своего поста и принять участие в купальских игрищах. Мелодия песни веселая, плясовая и вечериночная.
Вначале Огнебог отказывается, ибо ему нужно охранять мир от драконов Нави, но потом соглашается. И пока они играют и поют в мир является зло, из Нави приползает Черный Дракон. Это значит, что с этой ночи день начнет убывать.
Далее Ночь Купальница рождает брата и сестру: Купалу и Кострому. Здесь я даю один из возможных способов переложения канонического текста (сравните с оригиналом) на народную мелодию: вечериночную, купальскую. Остальные тексты можно также переложить, либо просто прочитать нараспев.
Много ль времени-и да миновало,
Мало ль времени да миновало-о... с той поры
от Луча зачала... от Огня зачала....
Темная Ночка..
И родила Ноченька, да сыночка с доченькой,
сына и дочку...
Волоса у них да... золотые,
оченьки у них да голубые... как вода
Очи будто свечечки, и волос колечечки
вьются вьюно-ом...
На плечах лежат, как огонь горя-ят...
ночью и дне-ем...
И прозвали брата с сестрою-ю.
все: Купалой и Костромой... молодой.
Все желали счастья им,
чтобы было радостно им,
чтоб был свет им...
И они росли, и они цвели,
словно цветы-ы.
Итак, Купальница соблазнила Смога и родились Купала и Кострома.
Затем Ночь Купальница отправляется в Навь на своей лодочке, ибо наступил очередной день. Перед отплытием она наказывает своим детям не слушать птицу Сирина, ведь Сирин служит Смерти. Далее я привожу переложение канонического текста на купальскую мелодию.
Ой рано, ой да рано...
В лодочке-е Ноченька стояла...
Ой...
Отправля-ясь в путь доро-ожку...
Костроме с Купалою сказала... ой...
Ой вы де-ету-шки мои родные!
Как болит по вас мое сердечко... ой....
Не ходи-ите... вы во чисто поле!..
Не садитеся под куст калинов!... ой...
И от птицы Сирина бегите....
Жизнь свою младую не губите... ой...
Сладко Сирин песню напевает...
Но кто слышит песню - умирает... ой...
Дети не слушают совета матери Купальницы, они идут во чисто поле и слушают песню Сирина. После этого налетают гуси-лебеди и уносят брата Купалу.
Проходят годы. Купала неузнанный возвращается, он подбирает венок, который пустила по волнам реки Смородинки его сестра. Обычай повелевает им жениться. Здесь поются купальские песни, которые обычно поют невесты при пускании венков, либо песни выбора невесты.
Ой вы кумушки... кумитеся, люби-и..., любитеся...
Кумитеся, любитеся, люби-ите меня....
Вы по-ойдите к Сморо-одинке, ме-ня-я возьми-ите...
Вы бу-дите... вен-очки-ии вить... и мне-е сплети-ите...
Ваши-и веночки по-оплывут... а мой на дно пойдет...
Ваши дыружки да вас найдут, а мо-ой не найдет...
А коль найдет, замуж возьмет... затем печаль придет...
Как берережком Смородинки подру-женьки гу-ляли,
Сплета-али вено-ченьки, и по волнам пу-у-ускали...
И суженых иска-али, и по венкам га-адали,
А кто веночек подберет, а тот и-и-и замуж возьме-ет.
Далее разыгрывается свадьба Костромы и Купалы. Поется песня: "Кострома бела румяна... За что любишь ты Купалу" (на мотив: "За что любишь ты Ивана..."). Также поются песни свадебного обряда.
Затем Купала и Кострома узнают, что они брат и сестра и топятся в реке. Боги превращают их в цветок Купала-да-Кострома (Иван-да-Марья). Все топят куклу Купалы и Костромы, прыгают через костер, потом ходят по нему, пускают огненные колеса с гор и пр.
Объясняется смысл обряда. Сжигаем куклу, прыгаем через костер - общаемся с небесными духами, со Сварожичами, обращаем к ним свои надежды, призываем их на защиту своих правнуков, просим, чтобы не быть оставленными и проч. Топим Купалу и Косторому - общаемся с Навью, отправляем туда свои беды, свое горе, освобождаемся от тьмы, обретаем мудрость Змеи.
Как в но-очь Купалы не бу-у-дем спать.
Мы бу-у-у-дем петь, цвето-очки рвать...
А в-о-т цветок, то брат с сестрой,
Купа-а-ло то, да с Костромой...
А бра-атец это желтый цвет,
Купалин цвет, Суряный цвет...
Сестри-и-ца это - синий цвет,
Небесный цвет, Сварожий цвет....
Священнодействия Купальской Ночи включают в себя также жертвоприношения Сурьей, посвящения (получение имен), моления богам, чтение гимнов. И прежде всего главное моление: "Прославление Триглава".
"Прославление Триглава" читается и поется на всех важнейших празднествах и на отпеваниях. Очень важно произносить или петь этот текст на древнем языке.
Этот текст - суть наша связь с богами. Следующий Стезей Прави обязан ежедневно читать Краткое Прославление, Символ Веры, включающее в себя первые строфы о Свароге, Перуне и Святовите или Велесе из Большого Прославления.
Следует также знать, что Канонических текстов Прославления было четыре: для следующих Стезей Вышня, Стезей Перуна, Стезей Велеса и Стезей Святовита. В Дощечках дан текст для следующих Стезей Перуна и Святовита.
Мной был восстановлен текст для следующих Стезей Велеса (ниже дан этот текст).
Текст для следующих Стезей Вышня известен по болгаро-помакской "Веде славян" (ныне он известен на древнем арийском (до-славянском) языке: в сем тексте место прославления Перуна занимает прославление Вышня (см. ниже главу о гимнах).
Полагаю, что текст Прославления Вышня надо перевести на древнеславянский, а затем восстановить прославление третьего лика Матери Сва в сей Троице: Сварог-Вышень-Сва. Мелодия для всех Прославлений едина.
Далее называются имена, которые даются на основных праздниках, описываются требы, а также приводятся основные гимны (вякославы, венки славы) и "Прославление Великого Триглава".