Ладня (17-21 мая). дни яра и ярины. сурвак-дни.
Сии дни называют Сурвяк-днями, потому что в эти дни прославляли Солнце-Сурью. Сии прославления, или вяки (отсюда: вякать) Солнцу (Хорсу, Сурье, Яру) сохранились по сию пору у болгар-помаков:
- Хайэ-Хор! Хайэ-Яр! Хайе-ми-Диа! Хайэ!
Сии дни называли также Угавита-дни (Угавита - теплый летний ветер). Сии дни предшествуют лету, предшествуют Ярилину дню.
27 ладня начинают вспоминать сказание о Яре, Сиве и Суровой Ламие.
Согласно сказанию, в сей день Сива гневается на людей, которые забыли старинные обычаи и перестали приносить положенные жертвы, петь песни, прославления и воскладать на головы венки. И он насылает на людей чудовище: Солнечного Дракона Сурову-Ламию. Ламия требует человеческих жертв.
28 ладня выбор по жребию падает на дочь Святогора и Пленки Тайю, которую после прозвали Яриной. Тайю приковывают к скале и оставляют на съедение Суровой Ламие.
29 ладня - день молений Солнцу и Вышню. Люди просят защиты от Дракона. И Вышний посылает бога Яра. В небесах сияет Ря, а на Земле его сын: Яр (Ра и Яр, в современном написании).
30 ладня происходит сражение Яра (Орла) и Суровой Ламии. Сед-Мериду пересекают в-Ориона (созвездие Ярилы) и б-Геркулеса (созвездие брата Яра - Вавилы).
Яр побеждает, он отрубает дракону три головы. Из первой шеи льется сурья, из второй - пшеница, из третьей - молоко.
31 ладня - день свадьбы Яра и Ярины. Последний день месяца свадеб, месяца ладня. Жениха и невесту обсыпают пшеницей. И в этот же день крестьяне сеют пшеницу в полях.
Христианское толкование.
Следы древних ведических обрядов Сурвак-дней сохранились в народном православии. Так, на мученицу Пелагею (17 мая), крестьяне начинали готовиться к высаживанию на градках расады: посреди грядки ставили горшок вверх дном, куда прятали крапиву с корнем для ограждения огорода от вражьей "завидущей" силы.
На следующий день, на Арину-расадницу (мч. Ирина), начинали садить капусту с особыми песнями: "Вейся, капустка, вейся-завивайся" и т.д. В сей Арине легко узнать ведическую Ярину, а в песне, сохранившийся до наших дней заговор: "Вейся-вейся, Яр-Хмель, над рекой, вейся-завивайся". Очевидные следы почитания в сей день Яра, Ярины, и стремления оградить Ярину (рассаду) от вражьей силы, то есть от Суровы Ламии.
19 мая мая почитали Иова-горошника, росенника, сеяли горох. Роса, замечаемая в сей день, напоминает о слезах Ярины: "Сухоросо - к дождю, росяно - к ведрию". Горох - солнечное растение (название происходит от имени Хора), и в то же время это имя героя Хора или Яра (в сказках Покатигорошек, Царь Горох).
20 мая, а также 21, на Иоанна Богослова (Орел), сеют пшеницу, очевидно, в память о пшенице, посеяной из шеи Ламии, а также в память о свадьбе Яра и Ярины.
Велик день.
Воскресенье после первого полнолуния, наступившего после Преображения Буса Белояра. В 368 году это был день 28 ладня.
В сей день Велес отпускает коров. Происходит освобождение Дажьбога и Кащея (Жизни и Смерти). Во Вселенной установливается равновесие Яви и Нави. Возрождается Правь.
И это также день свадьбы Солнца и Луны. В сей день женятся Солнце-Ра и Волыня - Владычица Неба и Океана. Ра поднимает Волыню в небеса на солнечных качелях (потому в этот день девушки и парни качаются на качелях).
Качание качелей означает равновесие между Явью и Навью, а также помогает подниматься весенним росткам. В этот день поют песни из "Веды Крышня" о свадьбе Ра и Волыни.
И пришла Волыня Свароговна,
и едва на качели встала -
поднял Ра на небо качели.
Поднял выше гор Алатырских,
выше облаков поднебесных,
выше птиц под небом летящих...
И в этот же день происходят все солнечные свадьбы: Хорса и Зари-Зареницы, Яра и Ярины и всех Ариев. Также свадьбы Буса Белояра и Мисины, первой его жены (совпавший с 25/26 ладня).
Это также день первого полнолуния после Радогоща и Преображения Буса Белояра.
Славяне не отмечали день первого новолуния (иудейскую Пасху), ибо этот день почитался днем воскресения Кащея-Чернобога, или Вия-Чернобога. Кащей набирал силу до полнолуния. Потом, после того, как его силы стали угасать и настала смерть, он возродился с новой Луной.
В "Звездной книге Коляды" этому соответствует песня о битве Дажьбога с Чернобогом. В ней повествуется о том, что вначале победил Чернобог и распял Дажьбога на древе на Мировой горе (потому в эти дни пекут караваи-пасхи, означающие Мировую гору).
Затем Дажьбог был освобожден Перуном. Также были выпущены на небо тучи-коровы, разразились грозы. Дажьбог освободил и свой темный лик - Кащея, выпустил его из темницы, куда Кащея заточил Велес.
А это значит, что в мир вернулась Смерть (без коей нет и самой Жизни), возродилась Правь.
И заметим, каждому событию из истории нижних миров (зачастую лучше известному в нашем мире) соответствует противоположное по смыслу событие, происходящее в эти же дни в Ирии. Смерти соответствует Воскресение, Кривде - Правь.
Правь - в торжестве жизни, Правь - в Яви, а Явь над Навью. Без Нави нет Яви, как и без Яви нет Нави. А Правь - суть равновесие, коловращение Нави и Яви.
Радуница.
Празднуется во вторник второй недели после Велика дня. Сей день не следует смешивать с днём Радогоща (Радогоста), брата Радуницы.
Это день свадьбы Крышня-Коляды и дочери Солнца Рады-Радуницы. В древние эпохи сначала Крышень женился на Раде, дочери Ра, а затем Коляда на Радунице, дочери Хорса.
Это вторник, солнечный день, посвященный Яру. Потому Сын Вышня женится на дочери Солнца.
Также это день свадьбы Буса Белояра и Эвлисии, греческо-ликийской царевны с острова Родос. Эвлисия принадлежала к царскому роду, основателями коего почитались Гелиос и нимфа Рода (они же славянские Ра и Рада). День совпал с 31 ладня.
Христианское толкование.
В христианстве славянский Велик-день заменен иудейской Пасхой. Потому христиане ждут не полнолуния, а новолуния, почитавшегося у славян знаком возрождения Смерти и Черного бога.
Соответственно и славянская Радуница (Радоница) была совмещена с Радогощем, свадьбы с днем поминовения предков. В сущности, такие обяды соблюдались и в древности, но узкими группами людей. Однако все изменилось в Лютую эпоху.
Купалень/Май (с 22 мая по 21 июня) (Весна)
Купалень, или травень – третий месяц ведического года. Продолжается с 22 мая по 21 июня. В Книге Велеса посвящен богу Купале.
СОЗВЕЗДИЯ КУПАЛЫ
Овсень и Малый Козерог. Кострома и Купала. Единорог, Волк и Волчонок. Голубь.
Мифология.
Май в Древней Руси называли Травнем. В "Книге Велеса" он посвящен богу Купале.
Эпохой Купалы называют VI-V тыс. до н.э. В это время праславяне жили на Севере Евразии от Кольского полуострова до устья Оби, а также об островах Северного Ледовитого Океана. В то время здесь было тепло, росли широколиственные леса. Это - эпоха наивысшего расцвета северной цивилизации гипербореев. Судя по дошедшим до нас легендам, гипербореи в эпоху Купалы уже владели письменностью, металлургией, мореплаванием, строили города, выращивали сады, разводили скот. Они почитали Белого бога, Всевышнего, его небесную супругу Злату Майю и их сыновей - Крышня и Коляду.
В ту же эпоху на юге Урала жили дивьи люди, поклонявшиеся Великому Змею Дыю, его супруге Дивии, дочери Диве и внучке - Деване. А в землях, ныне принадлежащих Центральной России, жили народы, поклонявшиеся Черному Идолу и богу Сивычу.
К концу эпохи Купалы гипербореи расселились по Уралу - вернулись в те земли, которые они занимали в прошлые эпохи. Они потеснили дивьих людей от истока великой Ра-реки у горы Иремель (Ирийской горы). Потом они двинулись на юг к Златогорью (Алтаю) и по руслу Ра-реки к Белогорью (Кавказу). Здесь они встретили родственные народы, которые не уходили со святых гор.
Овсень и Малый Козерог. Овсень - брат близнец Коляды. Овсеня и Коляду родила Майя Златогорка от Вышня Дажьбога. Овсень родился первым. Он запряг коней в небесную повозку и стал прокладывать путь брату - богу Коляде, второму нисхождению Вышня на Землю. Потому и созвездие Овсеня - это созвездие Возницы.
Коляда и Овсень являются вместе во время летнего солнцестояния на Купалу (рубеж месяцев травня и кресеня), а также в зимнее солнцестояние на Коляду.
И те Cвяты приходят к нам.
И первый Свято - Коляда (...)
и Овсень великий и малый.
И идут те Святы, как мужи -
от града до села огнищанского.
"Книга Велеса" Бус II, 4:5
На празднике Коляды Овсень провожает старый год, он печалится о прошедшем. А Коляда - встречает новый год, новое Солнце (это самый короткий день, но с этого дня Солнце прибывает).
А на Купалу происходит все наоборот: Овсень встречает Новое Коло (убывающее Солнце), а Коляда провожает Старое Коло (это самый длинный день, но с этого дня Солнце начинает убывать).
Овсень в Купальские дни несет на плече Маленького Козерога (его созвездие так и изображают: Возничий с Козой на плече). Козерожек пока мал (также как коротка ночь), но через полгода он вырастет и станет Большим Козерогом (и ночь станет самой длинной в году).
Дни Купалы - это дни решающей схватки сил Яви и Нави. И хотя Явь в эти дни наиболее сильна, для сохранения равновесия (Прави) победа достается силам Нави.
Потому на Небе в эти дни мы видим Овсеня (являющего Навский лик Всевыщнего, зиму и ночь), а не Крышня-Коляду (представляющего Явский лик). Но и Коляда находится рядом (созвездия следующего месяца Рак и Рысь - его представители). Потому братьев-близнецов видят рядом: это души-птицы, парящие в небе, когда Старое Коло сменяется Новым, уходит лето - и близится зима.
Как два Сокола летели -
Овсень и Коляда!
Там лето - здесь зима!
Как они летели -
все люди глядели.
Как они садились -
все люди дивились.
Как они вспорхнули -
все люди вздохнули...
"Веда Коляды", а
Кострома и Купала. Также близнецы, но не два брата, а брат и сестра. Они дети бога огня - Семаргла Сварожича и Ночи Купальницы. Их имена значат - "огненные", сравни "костер", "неопалимая купина".
Семаргл Сварожич увидел Ночь Купальницу во время осеннего равноденствия (28 серпеня "Неопалимая Купальница"). В этот день он ушел со своего поста, соблазненный Ночью, и потому ночь после осеннего равноденствия стала возрастать, она стала длиннее дня. Именно тогда были зачаты Купала и Кострома, родившиеся через девять месяцев - то есть уже в Купальские дни. Тогда же, в день осеннего равноденствия (на праздник "Торжества Златы Майи" 2-е велесеня) был зачат и Коляда с Овсенем. Они также родились через девять месяцев.
Купалу и Кострому разлучили гуси-лебеди. Замечу, что в это время созвездие Лебедя находится на той же верви мереды, но за Полюсом Мира, на юге (то есть в гостях у Черного бога). Гуси-лебеди унесли Купалу в Темное царство (то есть он умер). Но потом - воскрес. Он приплыл на лодочке обратно.
В это время его сестра Кострома (не узнанная братом) уронила в воду свой веночек и Купала его подобрал. Обычай повелел им жениться, а после свадьбы они узнали о своем родстве и от горя утопились в реке. Боги их превратили в цветок Купала-да-Косторома (Иван-да-Марья).
Купала и Кострома погибли, потому сектор Близнецов несет также и знак Смерти (Волка).
В то же самое время Коляда также плыл на лодочке и также ловил веночек, который пустила плыть Радуница. У Коляды и Радуницы все закончилось счастливо. Потому мы видим в секторе Близнецов также и созвездие Голубя, означающее небесную любовь, освященную Всевышним.
Единорог, Волк и Волчонок. Под ногами Купалы и Костромы мы видим созвездие Единорога. Единорог - это созвездие ездового коня Индры (сына бога ночного неба Дыя).
Соседство Волка, представляющего Черного бога, и Единорога, представляющего Дыя и Дыевичей, говорит о том, что в Купальские дни силы Тьмы объединились. Потому Навь восстала над Явью. После летнего солнцестояния ночь станет удлиняться, а день убывать.
Созвездие Волка представляет не только Черного бога, но и самого Индру. Индра мог обращаться в Волка, он же одно время был владыкою Темного Царства, сев на трон Черного бога. А Волчонок - это Волх Змеевич, сын Индры от кровосмесительной связи его со своею матерью Землею. Волчонок Волх по слову Всевышнего покарал бога Индру за убийство Дану и ее сыновей Вриты и Вала.
Кто не прав, тот не станет правым!
И кривое прямым не сделать!
Потому Сын на Мать восстанет
и Волчонок погубит Волка!
"Веда Индры", а
Созвездие Близнецов несет два знака кровосмесительной связи (Купала и Кострома, а также Индра и Мать Земля). Потому людям, родившимся под знаком Близнецов (под созвездием Единорога, либо Волка с Волчонком), следует остерегаться сего соблазна и смертного греха.
Голубь. Птица Всевышнего Голубь являет нам силы Яви, которые во время Близнецов дошли до своего высшего предела. Голубь - это дух Всевышнего, который нисшел во время Близнецов в звездных детей Коляду и Купалу. И именно в виде голубя Всевышний зачал Крышня и Коляду.
То не голубь пал к голубице,
Это Вышень вошел в светлицу.
К Злате Майюшке сам Всевышний.
Злата Майя под ним смлевает,
Вышень сына тут зачевает...
"Веда Крышня-Коляды", а
Греческое толкование:
До нас дошли лишь споры греческих мудрецов (Арата, Эратосфена, Гигина, Павсания и Аполлодора Афинского) о том, какому Возничему посвящено это созвездие.
Одни утверждали, что это некий Эрихтоний, сын Гефеста и Земли, который первый впряг коней в повозку. Другие утверждали, что это Миртил, сын Гермеса (вариант: Зевса), который служил возницей при древнегреческом царе Эномае, принимал участие в дворцовых интригах.
Только во втором случае угадывается отголосок ведической песни об Овсене и Крышне-Коляде, ибо Гермес - это греческий Крышень. Потому Миртил может почитаться очередным воплощением Овсеня, да и история его жизни и гибели в древности разыгрывалась во время мистерий летнего солнцестояния.
Однако греки полностью утратили память о том, что Возничий - это брат близнец. Не пытались они объяснить и то, почему на плече Эрихтония либо Миртила сидит Коза (греки предполагали, что это Амалфея, вскормившая Зевса). По греческим мифам такое вообще невозможно. Амалфея и Возничий между собой не имеют ничего общего. Амалфея жила в Золотой Кронов век на острове Крит, а Возничие в историческое время в Греции.
Созвездие Близнецов на многих традиционных звездных картах (как в Европе, так и в Азии, да и на русских лубочных "зодиях") изображается в виде мужчины и женщины.
Однако греческие мудрецы признали в этих фигурах двух братьев Диоскуров Кастора и Полидевка (по-римски Кастора и Поллукса). По всей видимости, греки сумели прочесть надпись "Кострома" на звездной карте, но не поняли славянское имя и решили, что это Кастор. Почему же герой Кастор был изображен женщиной осталось неразгаданным.
В фигурах созвездий Волка и Волчонка греки увидели Малого и Большого Пса, которые будто бы сопровождали Ориона на охоте. А поскольку рядом находится созвездие Зайца греки заключили, что охотился Орион именно на Зайца. Однако в мифе указано только то, что Орион был беотийским охотником. Охотился ли Орион на зайцев, были ли у него псы, тем более Большой и Малый, мифы не сообщают.
Решительно ничего не известно грекам и о звере Единороге (лошади с рогом на лбу). Такового зверя вообще нет в греческих мифах. Потому и смысл звездного образа Единорога никто из античных авторов не рискнул объяснить. Да и Голубя греки не заметили - в силу его малости.
Цветочный календарь.
Иван-да-Марья и Марьин корень.
3вёздные пары: месяцы - май и ноябрь; славянские ведические имена месяцев - купалень и овсень; знаки зодиака - Близнецы и Стрелец.
В «Книге Велеса» третьему месяцу ведического года покровительствует Купала. Потому он и назван купалень (продолжается с 22 мая по 21 июня).
Купала и его сестра Кострома - дети Велеса Сварожича и богини ночи Купальницы. И их история - суть история любви, - незаконной, трагичной, но всё равно подлинной любви.
В наше время древние боги чаще являются людям как вилы цветов. Так, Велес Сварожич - огнецветом, коего ныне зовут цветком «петров крест». Заметим, св. Пётр, владетель ключей от врат рая, - христианский псевдоним Велеса, владетеля ключей Ирия. А Ночь Купальница - лютиком-купальницей, о коем речь пойдёт позже, ибо он связан со знаком Рыб и Девы.
И если отсчитать от знака Девы девять месяцев – получим знак Близнецов, под коим, спустя этот срок вынашивания, и родились дети Купальницы и Велеса Сварожича - Купала и Кострома.
Затем Судьба разлучила брата и сестру. По велению Змея Нави, младенца Купалу похитили, его унесли гуси-лебеди за горы и моря. Но спустя годы Кострома, гуляя по берегу реки, сплела венок. Ветер сорвал венок и унёс на воду, там его подобрал Купала. Кострома не признала брата, обычай же повелел им жениться. Была сыграна свадьба, а после свадьбы жених и невеста в разговоре узнали о том, что они нарушили закон Прави, ибо они - родные брат и сестра.
Тогда они с горя утопились в рекe. Боги же, сжалившись, превратили Купалу и Кострому в цветок Купала-да-Кострома (Иван-да-Марья) . .. Вот трава-цветок, брат с сестрою. То Купала – да с Костромою. Братец - это синий цвет, а сестрица - жёлтый цвет». («Книга Коляды», Х а).
У Купалы и Костромы родился сын - Томила Купалич. Его также звали АсКупалич, а греки его называли Ас-клепий, римляне - Эс-кулап. И был он великий травник и знахарь. Другое его имя, либо имя его ученика, сохранила греческая традиции. Греки его зовут - Пеон. По преданию, Пеон излечил самого Владыку мёртвых от ран. Потому тот наделил Пеона бессмертием и превратил в цветок, названный его именем. И теперь мы его зовём - пион.
Русское имя пиона - Марьин корень. Так он назван, потому что вилень этого цветка Томила почитается сыном вилы и вильня цветка Ивана-да-Марья, то есть брата и сестры Купалы и Костромы. Томила Купалич - корнем пошёл от них, потому Томилин-цвет и зовут Марьин корень. Теперь названия цветов обычно пишут с маленькой буквы: и ван-да-марья и марьин корень.
Так они и связаны: Марьин корень - сын Ивана-да-Марьи. И когда наступают Купальские праздники, и на небе является созвездие Близнецов, - тогда на противоположной стороне неба за горизонтом, в незримой Нави, гостит созвездие Стрельца, цветок коего - Марьин корень, или пион.
Легенда о Томиле, сыне Купалы и Костромы, имеет продолжение. Согласно ему, супругою Томилы Купалича, стала богиня цветов вила Поманка - дочь Астера Велеса и Вилы Сиды.
Кто она? Конечно, в ней можно узнать и древнеримскую богиню растительности Помону, унаследованную
римлянами от праславян-этрусков. Однако вспомним, что и сами римляне называют себя латинами, ибо они потомки прародителя Латина, сына Помоны. И он родился от Пана, укравшего Помону у её супруга Вер- Тумна (он же наш Томила).
Однако всё же она - славянка. А как же иначе? Само имя её Помана - манит, nодманивает. И супруг её Томuла - томится от любви к ней. А потом у Поманы от Томилы родился сын - Расен, а от Пана - Лутоня. А у Лутони и Люты Радогастовны родился сын Лутосня.
Где это было? Недалеко от Москвы, в Дмитровском районе, где и теперь протекает речка Лутосня, близ известного Шутова камня.
А не так далеко, в том же Залесье - знаменитые берендеевы места, и гора Ярилина с Синим камнем, и село Беренедеево, что под Переславлем-Залесским. И там же у озера Плещеева бьёт целебный источник св. Никиты-бесогонителя, который встал на место Томилы-зелейника. И там же есть Купанские урочища, где и поныне справляют Русалии и Купалья.
Сказания этих мест дожили до наших дней, и ныне они воссозданы в романе-сказании о волшебнике Асгасте Сварожиче. Он также является в сих местах, и очищается, излечивается от ран, нанесённых ему драконицею Суровой Ламией.
Ныне подзабылись легенды о Костроме и Купале и тем более о Томиле и Помане и их потомках. Но всё же история любви Томилы и Поманы пришла и к нам из Австрии, из Вены, где прежде также жили венеды.
Теперь история Поманы и Томилы нам известна по сказкеопере Амадея Моцарта «Волшебная флейта», сюжет коей почерпнут из «Сказок Виланда», сохранивших венедскую традицию. В ней наш Тамила Купалич стал принцем Таминой, вила Помана - Паминой, бог Астер Велес - королём-волшебником 3арастром, а богиня Ночь Купальница - Царицей Ночи.
Обратим внимание, что сама волшебная свирель, которую получает принц от царицы Ночи - суть свирель из ведических легенд, перешедшая потом роду Святояров. И первым её получил князь Яр в Китеж-граде у озера Светлояр. Последними же ею владели Бус Белояр и сын его Боян.
И потому не только свирель перешла от Томилы к роду Святояров, но и их цветы - иван-да-марья, и марьин корень также. Все эти цветы, почитаемые в Купальских мистериях, - суть священные цветы рода Белояров.