Апреля. Вербное воскресение.
Вербная неделя, или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами. Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с жизнью и развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.
Здесь икра не есть ли символ будущего оживления природы, которая теперь в зародыше, но плодами которого пользоваться суждено всему живущему на земле?
В Вербное Воскресенье, возвратясь из церкви с освя- щенными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез!» В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное Воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благо- слови и здоровьем награди!» А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова»… и с вербою в руках доводят до места пастбища.
Освященная верба у нас в России то же, что пальмовая ветвь Палестины, уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам.
Великий четверг
Не говоря про святость дня и великость события в христианском мире, воспоминание о котором свято и тор- жественно соблюдается у нас в России, некоторые обычаи существуют и поныне, начало которых потеряно. Так, на- пример, в Буе, уездном городе Костромской губернии, по словам проф. Снегирева, и до сих пор девушки в Вели- кий четверток кликают весну и, ежели открылась вода, входят в реку и одна за другою, схватясь за руки, при- певают: «Весна, весна красна, приди, весна, с милостью, великою благостью». У пермяков1 Великий четверток считается великим днем обновления на предстоящий год всего крестьянско- го хозяйства. Накануне этого дня, повечеру, приносят в избу в решете зерновой хлеб и, положив на него челпан печеного хлеба и в солонке соль, ставят решето в передний угол – под иконы на лавку. Помолившись Богу, домохозяева все это оставляют в углу до первого дня Пасхи, иногда даже до прихода священно- и церковнослужителей с образом Богоматери. Все эти предметы: зерновой хлеб, челпан и соль – имеют свой многозначительный тайный смысл. Зерновой хлеб употребляется как символическое средство, коим предотвращается недостаток в хлебе; для этого хозяин высыпает его в закром. Печеный хлеб дают скоту, выпуская его весной в первый раз на пастбище, в от- вращение пропажи скота. Соль дают скоту в болезнях как действительное лекарство; для этого же и для избежания разных несчастий мужики берут ее с собой, отправляясь в дальнюю дорогу на заработки. Эта соль у них называется «четвережною» (четверговою). Поутру в Великий четверток все в доме встают задолго до восхода солнца, как говорится, «до петухов». Хо-зяйка в дымное окно «кличет скота» во двор свойственной каждой породе кличкой1 до тех пор, пока какое-нибудь животное случайно не подаст своего голоса, пока, напри- мер, корова не смычит, лошадь не соржет и пр., что прини- мается за верный признак, что в наступающем году не па- дет ни одно животное той породы; потом идет она на двор и, обогнав кругом столба коров в предотвращение спанья их на пастве, кормит и поит, далее – вешает на передний угол дома голик и худой лапоть для защиты цыплят от коршуна и других хищных птиц в продолжение лета; на- конец, окончив эти дела на дворе и в избе, топит печь и печет хлеб, чтобы не выводился он из закромов (сусеков) в течение года. Хозяин в то же время считает деньги, осма- тривает, передвигает, переставляет с места на место все хозяйственные орудия; делает на реке новую прорубь, чи- стит скребницей рабочих лошадей, кормит и поит их; если он охотник, то стреляет из ружья три раза в воздух. Ис- полнив все это, хозяин успокаивается уверенностью, что у него в течение года и деньги будут водиться, и орудия со- хранятся от поломки и потери, и лошади будут крепки, не падут, и охота будет удачна. Между тем малолетние парни и девки, а если их нет, то сами хозяева, ходят в лес за ве- ресом (можжевельником), за татарником, который подме- чается для того с осени, и за пихтой. Вереск жгут в печи и привязывают к столбу близ печи; кроме того, вместе с татарником подтыкают под матицу надызбные и сенные двери; из пихты делают помело. Вереск и татарник имеют силу защищать дом от влияния колдунов; новое пихто- вое помело обновляет печь и защищает ее от разрушения. Девки-невесты в то же время подстригают себе волосы и с небольшим пучком соломы либо худого неотрепанного льна ходят в отхожую избу или баню, где побыв немно-
Клички эти очень замечательны: корове – тпрука, тцрука. Теленку – тпрутя, тцрутя. Лошади – тпро-тпро! Жеребенку – чибу-чибу. Овце – баль, баль! Ягнен- ку – мась, мась. Козе – деденияя! Свинье – рюх, рюх! Поросенку – вих, вих!
го, выходят на улицу, жгут солому или лен и скачут че- рез пламя; первое девки делают в убеждении, что оттого у них будут длиннее волосы, а второе – чтобы приобресть любовь будущих мужей своих. Прочие взрослые семьяне посвящают поутру несколько минут сподручным работам: мужчины плетут лапти, веревки, завертки, тешут топорища и проч., женщины прядут, шьют – а все это с тою целью, чтобы быть в течение года и заслужить у таинственных сил природы возможность и охоту заниматься этими работами. Наконец, старшие семьяне, несмотря на раннее утро, ходят из дома в дом бражничать, чтобы, как говорят они, иметь брагу в течение года и жить в довольстве и весело. В Ярославской, Московской губ. в Великий четверг замешивают соль на квасной гуще и бросают в печь после затопа. Эту соль потом употребляют в пищу и также дают скоту в пойле для здоровья.