Обвинения других - синдром несостоятельности
Нежелание двигаться и что-либо предпринимать влечет за собой еще одну проблему, которую люди ставят в ряд оправданий, - обвинение в своих бедах и неудачах окружающих их людей: жена загуляла, друзья подвели, бюрократы попались... Обвинение других - это синдром несостоятельности. Яркий библейский пример этому - обвинения Иосифа братьями: они считали, что именно он является причиной их несостоятельности и чуть ли не стали убийцами.
Если вы тоже вините других людей в своей несостоятельности, это погубит вас. Даже если люди, действительно, виноваты перед вами - предали, обокрали, подвели, обидели, не концентрируйтесь на этом и не живите в этом, потому что как только вы начнете видеть в ком-то причину своей неудачи, тут же ваша жизнь начнет идти на дно, так как вы потеряете инициативность. Человек, видящий причину проблем или неудач в себе, начинает меняться, что-то предпринимать, но обвиняющий другого находит себе в этом утешение и оправдание своей пассивности: есть виновник - значит, я могу оставаться таким, какой я есть, там, где я есть.
Вы не являетесь неудачником, пока не начали роптать. Так что самая веская причина и самая скоростная “трасса” к неудаче - это обвинение других в своем невыгодном положении. Что при этом происходит? - Если раньше вы еще могли как-то стоять, выживать, то теперь депрессия через саможалость просто захлестнет вас, обида перерастет в ненависть, а за этим последуют ужасные слова и поступки. Начав кого-то обвинять, вы постепенно (кто-то быстро) становитесь чуть не человекоубийцей. Иисус предупреждал об этом (см.: Матфея 5:22).
К чему приводят обиды?
Научитесь вовремя очищать свое сердце от обид, а еще лучше - никогда не обижайтесь. Конечно, если кто-то вас обокрал, незаконно забрал у вас что- то, вы должны подать на этого человека (людей) в суд. Судитесь, но не живите в этом, чтобы обида не разрушила вас. Требуйте, возвращайте свое, но пусть эта проблема не становится вашей головной болью. Если кто-то должен вам деньги - требуйте возвращения долга, если только Бог не скажет вам благословить ими вашего должника. Но требуя свое обратно, делайте это без ненависти - ваше отношение к человеку должно остаться хорошим. Божья заповедь повелевает нам любить своих врагов. Зачем? Чтобы победить ненависть любовью, потому что, как только мы начинаем кого-то ненавидеть, эта ненависть начинает пожирать и уничтожать нас.
Мы обязаны хранить свое сердце от ненависти, обиды и даже от неприязни (все это плоды одного дерева), иначе мы станем сами себе врагами. Так, братья Иосифа, слушая его рассказы о своих снах, видя его разноцветные одежды, постепенно внушили себе, что это он виноват в том, что они не состоялись. Им надо было убрать эти мысли из сердца, потому что плохие мысли приводят к тому, что вы начинаете видеть в ком-то врага и думать, что он ответствен за все ваши несчастья. Трудно представить, сколько человек стали таким образом негодяями, проститутками, убийцами, гомосексуалистами, ворами и т.п. Они позволили себе такими быть, переложив вину за свое поведение на тех, кто когда- то их к этому подтолкнул, обидел. Но это не оправдание! Вам ведь все равно придется нести тяжесть своего поступка, своего греха, своего образа жизни.
Итак, отговорки, оправдания и обиды - это в основном участь тех людей, которые не имеют виденья, цели в жизни, ни к чему хорошему не стремятся, не ставят себе “планок” повыше. Если бы я, например, обижался на КГБ и журналистов, я бы уже “съел” себя. Зачем мне думать о том, как они выслеживали меня, об ужасных статьях в газетах и журналах, когда мне нужно спасать людей! Плохими мыслями человек сам себя обвязывает, опутывает и тянет на дно. Человек цели фокусируется на призвании и уверенно шагает вперед, не отвлекаясь на разные “глупости” (исключение - те люди, у кого цель недостаточно высокая, недостаточно сильная). Божьи цели хранят нас от зла, не оставляя места для оправданий, обид и прочего негатива.
Самообман
Однако существует и другая грань этого пагубного явления: очень часто мы находим себе оправдание не только потому, что нет цели, задачи, виденья, но и потому, что мы живем в отречении от действительности, реальных событий. Например, муж пьет, сын колется, а женщина не хочет этого замечать, отрицая очевидное: “Этого не может быть! Наверное, мне это просто кажется”. Ей удобнее жить в самообмане, в иллюзиях, чтобы не сушить себе голову, как с этим справиться и что делать, чтобы спасти родных.
Откройте свои глаза, дорогой друг, не живите в самообмане. Предположим, вы получили слово откровения от Господа, что должны идти в политику. Что вы для этого делаете: учитесь в вузе, поступили в какую-либо партию? “А, я ведь верующий! Бог что-то сделает, кого-то приведет, откроет дверь. Иосиф тоже ничего не делал - в тюрьме был, но Бог же его позвал...” Вот так многие из нас в этом самообмане и живут, как бы прячась за Богом, за какими-то откровениями: сидят и мечтают, и эти мечты порой превращаются в настоящие тюрьмы. Кто-то получил откровение идти в бизнес и сидит - ждет чуда... Кто-то не женится, потому что все невесты какие-то несовершенные... Только Иисус совершенен, поэтому не живите в самообмане: вы не встретите на 100% совершенную девушку или парня.
Вы знаете, почему людям нравится жить в самообмане? Потому что в иллюзиях жить легче, чем в реальности, которая открывает глаза человека на его несостоятельность и побуждает анализировать свою жизнь, свое место во Христе. Поверьте, лучше признаться в своей несостоятельности, чем жить в обмане. Христиане не имеют права, имея такого Бога, искать причины и оправдания тому, почему они не такие, какими должны быть - какими их хочет видеть Бог, почему они не на том месте, где им должно быть в Иисусе, почему не выполняют своего предназначения, не идут к поставленным целям.