Как вы реагируете на оскорбления
От чего зависит глубина оскорбления
Оскорбление - это незаслуженно причиненная глубокая обида, унижение достоинства человека. Это обобщенное определение подразумевает множество нюансов, однако самым болезненным считается оскорбление, нанесенное человеком, занимающим более низкое социальное, должностное положение, или тем, кто значительно моложе по возрасту. Кроме того, одно и то же оскорбление в разных обстоятельствах воспринимается по-разному. Иногда, когда мы благодушествуем, мы можем проигнорировать или не заметить даже значительного оскорбления, а когда нам плохо, то даже незначительный упрек причиняет глубокую боль.
Так, например, сообщение об увольнении было бы для человека меньшим ударом, если бы его жена не была в декрете; а теперь представьте, что по дороге домой этого человека толкнули да еще и обозвали... Если бы у него все было хорошо, то такую “мелочь”, как хамство в транспорте, можно было бы просто проигнорировать, но при подобных обстоятельствах подобная “мелочь” превращается в “бомбу”. Для человека такая ситуация могла бы стать поводом для серьезной драки; новообращенный христианин, наверное, значительно повысил бы голос, чтобы не менее “достойно” ответить обидчику. Зрелый христианин, конечно же, благословил бы всех обижающих его и начал бы за них молиться. Следовательно, глубина оскорбления зависит не от степени грубости обидчика, а от духовного “возраста” обиженного. Однако обратимся к Писанию.
Иисус и самаряне
Когда же приближались дни взятия Егоот мира,Он восхотел идти в Иерусалим,
И послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него;
Нотамне приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.
Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.
Луки 9:51-56
В процитированном отрывке речь идет об Иисусе - Сыне Божьем, то есть о Самом Боге, пришедшем на землю во плоти. Иисус проповедовал, и люди тянулись к Нему, потому что получали исцеление, освобождение и даже еду. О Нем быстро распространялись слухи в Израиле и Палестине, в городах и маленьких селениях. Он был самым популярным Человеком после кесаря.
В 51-м стихе написано, что Иисус шел в Иерусалим, зная, что приблизилось время взятия Его от мира, т.е. Он шел туда на смерть. Душа Иисуса скорбела, и Он пытался рассказать ученикам о том, что Его ожидает в Иерусалиме, но они не понимали, о чем Он говорит:
...Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам;
И поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
Марка 10:33,34
Иисусу было очень трудно, но Он знал, что нужно идти. В подобной ситуации, мне кажется, даже Иисус был очень ранимым. Ему и ученикам нужно было проходить через какое-то селение, и, скорее всего, они собирались там переночевать, но местные жители не приняли их, вместо того чтобы обрадоваться, что им выпала такая честь.
Еще раз подчеркиваю, что это было неподходящее время для оскорбления Иисуса. Но, похоже, самаряне были настолько невежливы, что Иаков и Иоанн аж “вскипели” от обиды, предложив Иисусу “низвесть” на них огонь с неба и истребить, как некогда это делал пророк Илия. У Иисуса было несколько причин, чтобы обидеться. Первая: Им, городским жителем, пренебрегли селяне, - это парадокс, потому что обычно бывает наоборот. Вторая объективная причина оскорбления - популярность Иисуса, которой пренебрегли в данном селении. За Иисусом следовало много тысяч людей, - вспомните хотя бы историю о насыщении четырех, а в следующий раз и пяти тысяч человек (см.: Марка 6:8).
Такой превосходный проповедник, как Иисус, Который к тому же имел власть над болезнями и бесами, Который делал людей счастливыми, не мог быть непопулярным, тем более в то время. Иисус был необыкновенным, незаурядным Человеком - Он был Богом во плоти. Впереди “великих мира сего” всегда следуют его служители, чтобы уладить организационные вопросы. Как когда-то впереди Иисуса пришел Иоанн Креститель, чтобы приготовить Господу путь, так теперь апостолы в качестве служителей пошли в селение. Царь сам не ищет себе ночлега. И тут - такое оскорбление: Его отказывалось принять какое-то село.
Третья причина оскорбления заключалась в том, что это селение было самарянским. Дело в том, что самаряне считались “второсортными” людьми. Отношения между Израилем и Самарией в то время напоминали нынешние отношения между Палестиной и Израилем. Израильтяне относились к самарянам так, как белые к темнокожим в Южной Африке. Самаряне были как рабы у евреев, их даже не пускали в израильские города. Не пустив Иисуса, они таким образом решили отомстить иудеям. И надо же было такому случиться, чтобы они отыгрались на Самом Господе, да еще в такой момент!
Иисус мог пожаловаться правительству Иудеи, и они бы защитили своего гражданина от оскорблений, так как Иисус был иудеем. Самария была одной из трех провинций Палестины, населенная смешанным народом, большей частью языческого происхождения. Иудеи из-за этого презирали самарян, смотрели на них, как на пришельцев из иноплеменников. Даже Сам Иисус, когда в первый раз посылал Своих учеников на проповедь, не велел им ходить в самарянские города (см.: Матфея 10:5). Но позже, когда Ему надлежало проходить через Самарию (см.: Иоанна 4), Он встретился с самарянкой, которая уверовала в Него сама, а потом привела к Господу жителей города Сихарь, у которых впоследствии Он пробыл два дня. Но теперь самаряне унизили Иисуса, не зная, что отказали Самому Мессии - Царю царей.
“Низвесть бы на них огонь!”
Реакция учеников Иисуса на оскорбление была невероятной - низвести огонь с неба и истребить это селение. Их возмущение приобрело такие размеры еще и потому, что они знали, что “презренные” самаряне оскорбили Самого Господа. Если вам, дорогой читатель, удастся представить себя в подобной ситуации, попробуйте также предположить, как бы вы отреагировали на такое оскорбление.
Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа...
Луки 9:55
Вспомните эти слова Иисуса, если вам когда-либо захочется отреагировать на оскорбление по- плотски. Конечно, ваша плоть будет кипеть, но “пар” не успеет выйти, если вы вовремя зададите себе вопрос: “Какого я Духа?”
По этому поводу хочу рассказать историю, которая произошла 14 лет назад. Я евангелизировал на улице. Человек, к которому я подошел и протянул брошюру, чтобы пригласить в церковь, бросил в меня брошюрой, плюнул в лицо и выругался. Что у меня творилось внутри?! - Все бурлило и клокотало, но я не выпустил “пар” - я сумел обуздать свою плоть (которой очень хотелось вспомнить тренировки по боксу) и был очень вежливым.
Главное в такой ситуации - вспомнить, какого вы Духа, и это моментально изменит ваше сердце, и, как следствие, вы еще больше утвердитесь в Господе. Когда Бог видит, что человек меняет свою позицию согласно принципам Царства Божьего, Он сразу же высвобождает помазание на освобождение, на исцеление, на помощь. И здесь, дорогой читатель, вы должны получить очень важный урок по поводу того, зачем нам нужно знать Слово Божье и научиться жить по-Божьему: когда мы живем и реагируем по плоти, это блокирует, останавливает все Божьи благословения, которые у Бога есть для нас.
Но как только мы постигаем какую-то истину и поступаем по ней, сразу приходят Божьи благословения, и сила, содержащаяся в этой истине, освобождает нас. Поэтому написано: