Профиль «культура православия»
Владивосток
I. Требования к процедуре проведения государственного экзамена
Государственный экзамен представляет собой профессионально ориентированный междисциплинарный экзамен по направлению 48.03.01 «Теология», который устанавливает соответствие подготовленности выпускника требованиям ФГОС ВО.
Программа государственного экзамена составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению 48.03.01 «Теология» (конфессионально-образовательный профиль – «Христианская (православная) теология»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.02.2014 № 124.
Экзамен проводится в устной форме.
В процессе изучения накопленных в течение длительного исторического срока религиозного опыта, памятников христианской культуры, интеллектуального и духовного богатства христианской традиции у студентов развивается способность к самостоятельному мышлению, владение современными методами анализа различных явлений религиозной жизни, религиозно-философских проблем бытия человека и современной цивилизации. Выпускники должны владеть знаниями проблематики христианской теологии, умением ориентироваться в истории вероучения и институциональных форм религиозной жизни, памятниках христианской письменности, истории и современном состоянии взаимоотношений между христианскими конфессиями, современных религиозных и нерелигиозных интерпретациях данных науки, а также навыков текстологического и экзегетического анализа Библии как важнейшего вероучительного источника христианской теологии.
Целью государственного экзамена является проверка полученных студентом общенаучных, общепрофессиональных и профильно-специализированных компетенций, знания базовых разделов теологии, понимания научных задач и проблем в области профессиональной деятельности. Программа государственного экзамена построена по комплексному принципу, то есть предполагает рассмотрение конкретных вопросов и проблем в контексте всей системы теологического знания. На государственном экзамене студент должен:
· показать место конкретного вопроса в системе теологического знания;
· уметь выделить структуру вопроса;
· показать понимание теологической проблематики вопроса;
· уметь обосновать заявляемые тезисы, то есть подтвердить их ссылками на базовые тексты и необходимыми фактами; при необходимости построить логические обоснования;
· знать ключевые события и имена, связанные с темой вопроса, а также уметь объяснить важнейшие термины, используемые в ответе;
· иметь представление о современном состоянии научной разработки вопроса;
· иметь представление об актуализации проблемы в современной жизни Православной Церкви.
По общей фундаментальной подготовленности бакалавр в области теологии отвечает следующим требованиям:
· имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в духовной жизни;
· способен к самообучению по завершении учебной программы, способен приобретать новые знания;
· владеет основами научного анализа и прогнозирования различных явлений и процессов в сфере духовной культуры.
Вопросы, выносимые на государственный экзамен, составляются по содержанию следующих дисциплин базовой и вариативной части:
Б1.Б.26.История древней христианской Церкви
Б1.Б.19.История христианской письменности и патристика
Б1.Б.27. История Русской Православной Церкви
Б1.Б.22.Догматическое богословие
Б1.В.ОД.5. Сравнительное богословие
Б1.В.ОД.2.Введение в экзегезу Ветхого Завета
Б1.В.ОД.3.Введение в экзегезу Нового Завета
Б1.В.ОД.10. История западного христианства
Предлагается следующий вариант компоновки вопросов в экзаменационных билетах:
Первый вопрос по дисциплине «Догматическое богословие».
Второй вопрос по одной из дисциплин: «История древней христианской Церкви», «История христианской письменности и патристика»; «Сравнительное богословие»; «История западного христианства».
Третий вопрос – по дисциплинам «Введение в экзегезу Ветхого Завета» или «Введение в экзегезу Нового Завета», поскольку Библия является важнейшим источником христианской теологии.
Содержание установочных лекций, призванных оказать помощь выпускникам в подготовке к государственному экзамену, отражает основные узловые моменты и обобщение изученного материала вышеназванных дисциплин.
Процедура сдачи экзамена включает подготовка по вопросам билета (до 60 минут) и ответ выпускника на вопросы билета и на вопросы, заданные членами ГЭК (до 30 минут).
Одновременно в аудитории может находиться не более 5 обучающихся.
Решения ГЭК принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии (или заменяющий его заместитель председателя комиссии) обладает правом решающего голоса.
Результаты государственных экзаменов, проводимых в устной форме, объявляются в день их проведения, после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.
Обучающиеся, получившие неудовлетворительную оценку на государственном экзамене, к дальнейшему прохождению итоговых аттестационных испытаний не допускаются, и на сновании протокола государственной экзаменационной комиссии, объяснительной записки такого обучающегося (акта о невозможности получения объяснения от обучающегося) и представления администратора ОП подлежат отчислению из ДВФУ.
Выпускник должен показать:
1. знания в области истории христианства (основные этапы истории христианской Церкви (древней христианской Церкви; РПЦ; западного христианства);
2. знания в области фундаментальных положений христианского вероучения; различия между православным, католическим и протестантским вероучениями и культовой практикой;
3. знания в области библеистики и истории христианской письменности и патристики;
4. умения и навыки применения основ этих знаний при анализе и прогнозе тенденций развития религиозной культуры в современном мире в России и за рубежом;
5. владение методами и техникой конкретных исследований в области религии, в том числе сравнительных и ретроспективных, практическими навыками сбора и анализа информации о религиозной жизни общества.
II. Содержание программы государственного экзамена