Окончательная» формулировка крестоносной индульгенции
Ситуация меняется в очередной раз в булле Quia maior (1213), отправленной верующим в различные регионы, с которой начался пятый крестовый поход. Папа Иннокентий III отныне убирает условие обязательного годового пребывания, о котором говорилось выше[686].
[Quia maior ] Nos enim… omnibus qui la‑borem istum in propriis personis subierint et expensis, plenam suorum peccaminum, de quibus liberaliter fuerint corde contriti et ore confessi, veniam indulgemus, et in retributione iustorum salutis eterne pollicemur augmentum. Eis autem qui non in personis propriis illuc accesserint, sed in suis duntaxat expensis iuxta facultatem et qualitatem suam viros idoneos destinarint, et illis similiter qui licet in alienis expensis, in propriis tamen personis accesserint, plenam suorum concedimus veniam pec‑catorum. Huius quoque remissionem vo‑lumus et concedimus esse participes iuxta quantitatem subsidii et devotionis affectum omnes qui ad subventionem terre sancte de bonis suis congrue ministrabunt.
Мы… всем, кто претерпит труд этого пути собственной персоной и за собственный счет, мы даем полное прощение грехов, о которых они принесли покаяние устами и сердцем, и в деле вознаграждения правых обещаем повышение вечного спасения. Тем же, кто не придет лично, но согласно своим возможностям и состоянию хотя бы пришлет достойных мужей, и тем, кто, пусть и за чужой счет, выполнит труд принятого паломничества лично, мы даем полное прощение грехов. Мы также хотим, чтобы отпущение согласно размеру взноса и прежде всего сообразно мере набожности распространилось и на тех, кто надлежащим образом предоставит на помощь этой земле что‑то из своего имущества.
В. Крамер считает, что «окончательную» форму индульгенция крестовых походов приобретает в конституциях Латеранского собора (der Kreuzablass auf dem vierten Laterankonzil im Jahre 1215 seine endgültige Fassung erhalten batte)[687]. Это допущение близко к истине, но требует небольшого уточнения: если посмотреть на упомянутую буллу Quia maior 1213 г., видно, что формулировка там практически идентичная, в связи с чем А. Готтлоб справедливо говорит об обоих документах как об «окончательной формулировке»[688]. Именно там впервые дается определение индульгенции в том виде, в каком оно будет использоваться до конца крестовых походов в Палестину, а в конституциях лишь добавляется в конце «или предоставят подходящий совет и помощь» (aut consilium et auxilium impenderint opportunum).
Действительно, формулировка оказалась для крестовых походов «окончательной», ибо оставалась в целом такой же до конца крестовых походов. Незначительные различия могли встречаться, однако они не затрагивали сути условий получения индульгенции.
К понтификату Иннокентия III относится оформление еще одного важного новшества в деле проповедования крестовых походов. Речь идет об индульгенциях слушателям проповедей крестовых походов. На них обращал внимание еще М. Вилли, подробно, правда, не останавливаясь [689]. Он правильно датировал появление этой индульгенции понтификатом Иннокентия III. Гораздо детальнее этот материал рассмотрен Ж. Флори[690].
В письме одному из легатов Иннокентий III (1213) заявил о праве этого легата предоставлять частичную индульгенцию посетителям проповедей крестовых походов[691]. В письме епископу Хильдесхайма (1235) Григорий IX предписывает жаловать индульгенцию не только участникам и помощникам крестоносного предприятия, но и простым верующим, которые просто пришли послушать проповедь: «И чтобы верующие более рьяно и охотно сбегались, дабы услышать слово Господне, и сходились, всем поистине кающимся и исповедовавшимся, кто будет приходить на твою торжественную проповедь в каком бы то ни было городе, деревне или крепости, один раз в неделю, даруй десять, двадцать или тридцать дней индульгенции, в зависимости от того, как сочтешь нужным»[692]. Слова об индульгенции слушателям проповедей присутствуют и в письме Иннокентия IV духовенству Франции (1249), где говорилось о необходимости проповедовать крест[693].
Можно встретить и более поздние примеры. Урбан IV говорит об индульгенции на сто дней для посещающих проповеди крестовых походов[694]. Климент IV в письме легату (1266) пишет об индульгенции на 100 дней[695]. В другом письме этому адресату за тот же год индульгенция уже предоставляется на год и сорок дней[696]. В письме духовенству по поводу проповеди креста (1274) Григорий X говорит о минус 100 днях из покаяния (centum dies de iniunctis eis penitentiis relaxare) за присутствие на проповеди[697]. Такой же срок указывает папа Николай IV в своем письме доминиканцам с указаниями касательно проповедования крестового похода (1290)[698].
Таким образом, мы видим, насколько гибкой была формулировка индульгенции в папских письмах и как она менялась, вероятно, по мере того, как папство все более нуждалось в новых способах привлечь паству к участию в крестовых походах, которые становились все более необходимыми в связи с тяжелым положением в Святой земле. Думается, что именно в связи с этим произошли такие изменения, как:
– введение возможности получения индульгенции тому, кто оплатит участие другого человека в походе, не выступая сам;
– скоропостижная ликвидация каких‑либо ограничений на срок службы святому делу для получения индульгенции – как при личном участии, так и при оплате расходов на отправку другого человека;
– введение частичной индульгенции за помощь делу крестового похода;
– введение «гарантированного приза всем» – небольшой индульгенции за посещение проповедей крестовых походов.