Являются ли они территориальными духами?
Должны ли мы называть эти духовные силы «территориальными духами», как их повсеместно называют в последнее время? Конечно же, географическая территориальность упоминается в Писании при описании их влияния. Бог хананеев, Ваал, который постоянно был бичом Израиля из-за поклонения ему израильтян, имел несколько имен соответственно местностям: Ваал-Фегор, Ваал-Гад, Ваал — Ермон и другие.«Этимология слова предполагает, что Ваал считался собственником определенной местности. Люди верили, что эти местные Ваалы управляют плодородием земель, скота и людей. Поэтому было очень важно заручиться их благосклонностью»5.
Этого добивались с помощью ритуальной проституции, приношения в жертву детей и других отвратительных действий (Суд. 2:17, Иер. 7:9, 19:5).
Господь постоянно предупреждал израильтян через Своих пророков о необходимости прекратить поклонение чужим богам, подобным этим, если они хотят остаться на своей земле; в противном случае Бог приведет племена «на землю сию и на все окрестные народы... И вся земля эта будет пустынею» (Иер. 25:9-11). Когда Божья кара пала на них, было это «потому, что осквернили землю Мою, трупами гнусных своих и мерзостями своими наполнили наследие Мое» (Иер. 16:18). Другие народы, виновные в поклонении ложным богам на их территории, также попали под проклятие. Пророк Софония упоминает, что страшен будет Бог для моавитян и сынов Аммо- на, когда Он истребит всех богов земли (Соф. 2:11). Филистимским жрецам было сказано, что если они возвратят ковчег Завета в Израиль, то Господь, «может быть, облегчит руку Свою над вами и над богами вашими, и над землею вашею»(1 Цар. 6:5). Пророки Яхве видели связь между «богами» и землями, связь, которая продолжалась или усиливалась в результате поклонения людей.
В Новом Завете географическая территориальность только подразумевается. Множество бесов в одержимом из страны Гадаринской просили Иисуса, «чтобы не повелел им идти в бездну», возможно, потому что они были выделены для этой земли (Лк. 8:26-39). В Деян. 19:35 ефесский блюститель порядка попытался успокоить беснующуюся толпу, утверждая, что «город Ефес есть служитель великой богини Артемиды». Тот факт, что толпа кричала в один голос: «Велика Артемида Ефесская!» — может указывать на коллективную одержимость «территориальным духом», хотя само Писание не делает таких выводов.
Другие города упоминаются в Библии как имеющие связь с сатаной или дьявольскими богами. Пер- гам, город одной из семи церквей Откровения, был местом, где находился «престол сатаны», «где живет сатана» (Откр. 2:13). Это был известный центр древнего мира для поклонения духу Рима. Заявляя о своей верности римскому императору, граждане воскуряли фимиам у подножия его статуи. В некоторых местностях поклонялись также Дионисию, богу плодородия, и Асклепию, богу исцеления.
Со змеями и взращиванием рептилий были связаны культы обоих богов. На старинной монете Пергама был изображен император Каракалла, стоящий перед огромным змеем, обвивающим дерево, с рукой, поднятой в приветствии, какое позже использовали нацисты.
Духовная территориальность, возможно, имеет урбанистическую форму, но не такую четкую, о которой говорит движение духовной борьбы. Для меня, кажется, довольно проблематичным идентифицировать духов городов, скажем, как это сделал один американский евангелист, назвав «жадность» — духом Нью-Йорка, «власть» — Вашингтона, «порнографию» — Лос-Анджелеса. В конце концов, не являются ли они грехами людей, живущих в этих городах? И нельзя ли применить «жадность» и к Лос-Анджелесу, а не только к Нью-Йорку? Или порнографию — к Вашингтону, точно так же, как и к Лос-Анджелесу? Большей частью распознавание «территориальных духов» выглядит упрощенным и наивным.
Существует ли у них иерархия? Я считаю, мы должны быть осторожными, делая необоснованные предположения относительно того, каким образом организованы начальства и власти. Одно из наиболее часто встречающихся предположений заключается в том, что они составляют иерархическую структуру в виде пирамиды, на вершине которой находится сатана, затем следуют духи различных градаций в порядке понижения до «духов земного уровня» — тех, которые вселяются в людей. Идея возможной иерархии возникает от попыток расшифровать то, что апостол Павел понимал под начальствами и властями. Беркхоф указывает, что апостол был под впечатлением еврейских апокалиптических писаний, которые разделяли ангелов на высокий и низкий уровни, влиявшие на события на земле. Он также указывает, что в ближневосточных религиях во времена Павла также существовала вера в иерархию бесов, находившихся на различных уровнях между Богом и миром. Но он не решается идентифицировать определенную иерархическую структуру, описанную Павлом, так как их функции и названия использованных им терминов («начальства», «силы», «престолы», «власти») нигде больше не объясняются: «У нас сложилось впечатление, что Павел, используя ряд выражений, хотел указать на количество и разнообразие сил»6. Ф.Ф. Брюс согласен с этим. Комментируя Кол. 1:16, он говорит: «Они, вероятно, представляют высшие сферы среди ангелов, но разнообразие вариантов комбинаций имен и титулов в Новом Завете предостерегает нас от попытки реконструировать их фиксированную иерархию»7.
Уолтер Винк показал, что термины, которые использовал Павел для описания властей, были те же, что применялись для описания человеческой власти в Новом Завете8. Так как человеческая власть, как правило, организована по принципу иерархии, возможно, поэтому Павел представлял себе таким же и духовный мир. Но мы не можем категорически утверждать, что это действительно так. Есть ли какие-нибудь другие модели, которые могут дать нам лучшее понимание их организации? Если принять во внимание анархичный эгоцентризм и крайнюю степень порочности этих падших духов, то не могут ли они действовать, как группы неуправляемых партизан или уличные банды, терроризируя, разрушая и перемещаясь в следующее место, где представляется возможность к разрушению? В таком случае им необходимо постоянно разворачиваться и сворачиваться, чтобы использовать развивающиеся ситуации.
И как террористы или хулиганы обращаются в бегство при появлении солдат или полиции, так и эти перемещающиеся банды дьявольских духовных сил обращаются в бегство, когда в ответ на молитвы Своего народа в дело вмешивается Бог. Не лучше ли подходит такая характеристика для описания сатаны, данная апостолом Павлом: «дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Петр. 5:8-9)?
Хотя мы должны быть осторожны и осмотрительны, строя теологические выкладки о духовном мире на основе языческой системы верований, возможность наличия иерархии у духов может быть поддерживаема представлениями анимистических народов. Анимисты, как правило, верят в иерархию, возглавляемую наивысшим богом, который далек и неизвестен, в пантеон менее значимых божеств, высших духов, имеющих большую силу в определенных делах. Далее идут менее значимые и более близкие духи их предков и, наконец, просто злые духи. Бирманцы верят в «натов» — сверхъестественных существ, организованных по иерархическому принципу, управляющих природными явлениями, деревнями, регионами и народами. Культ духов-хранителей на северо-востоке Таиланда признает существование деревенских и региональных духов, при этом деревенские подчиняются региональным. В Индии индусские «богини» считаются «хранительницами» деревень и регионов. Они часто связываются с болезнью, неожиданной смертью и катастрофой. Кали, богиня разрушения, является региональным божеством, широко признаваемым в Западной Бенгалии.
Один миссионер в Таиланде считает, что он опознал национальные начальства, управляющие всей страной. Это дух, известный как Пхра Сайам Девадхирай, что значит «наибольший из ангелов-хранителей Сиама». Существует верование, что это божество охраняет Таиланд от посягательств со стороны захватчиков. Король и королева возглавляют церемонию почитания, и весь народ присоединяется к ним в поклонении этому духу, чье изображение находится на троне в королевском дворце.
Генрих Шлиер утверждает, что у ап.Павла не было личной заинтересованности в рассуждении об организации и действии духовных сил. (Возможно, это предостережение относится и к нам). Он обнаружил, что названия, данные Павлом этим силам, то есть «начальства», «духи», «бесы», «боги» и «князья», «в значительной степени взаимозаменяемы» и могут использоваться одно вместо другого. Шлиер обнаружил лишь одно различие, на котором акцентируется внимание, что и бесы, и духи, и начальства подчиняются сатане и заявляют о его власти: «Все эти многочисленные силы проистекают от одной основополагающей силы, имя которой — сатана; их можно считать порождением и влиянием этой силы»9.
Возможно, он прав. Возможно, нам стоит считать сатану и бесов более близкими и взаимозависимыми. Вероятней всего, если учесть их свободу от ограничений в пространстве и времени, они могут быть множеством и в то же самое время единством. Иначе, как бы могли шесть тысяч бесов (число воинов римского легиона) вселиться в Гадаринского бесноватого и говорить одним голосом: «легион имя мне, потому что нас много» (Мк. 5:9).
Мы можем сделать вывод, что сатана действует, чтобы удерживать власть над многочисленной организацией духов. Но действуют ли сатана и его подручные по принципу сети, иерархии или более свободных форм, мы не можем вывести это из Писания. Конечно, они являются «территориальными», но я бы предпочел использовать термин «контролирующие», так как их целью является достижение контроля, и они стремятся добиваться контроля в первую очередь не над территориями, а над людьми и всем, что к ним относится (политика, культура, религия и др.) Другими словами, для них важна не недвижимость, а те, кто владеют ею и живут в ней. И сообща, и порознь они участвуют в результативных планах того, кого Иисус охарактеризовал как отца лжи и человекоубийцу (Ин. 8:44). И даже по одной этой причине мы должны лучше разобраться в том, каким образом они обретают контроль над отдельными людьми и целыми обществами.