Библейские прецеденты в Ветхом Завете
В поиске библейских прецедентов борьбы на космическом уровне нужно исследовать Писание на пример противостояния злу, выходящему за рамки противостояния человека человеку. Ветхий Завет обличает сатану, врага рода человеческого, восставшего против Божьих планов. Но там нет развития концепции противостояния сатане и силам, находящимся у него в подчинении. Однако эта тема впоследствии рассматривается в Бытие 3:15: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».
В результате того, что Адам и Ева поддались искушению сатаны, Бог положил условие вражды между человеческим родом и демоническими силами, которое будет разрешено только с появлением Мессии, имеющего силу и власть уничтожить змия. То, о чем упоминается в Быт. 3:15, не описывается в Новом Завете. В Иов. 1и 2, Дан. 10 и Зах. 3:1 сатана выступает в роли обвинителя, но здесь нет прямой конфронтации с дьявольскими духами.
Мы видим идолопоклонство, ложных богов, соперничающих за внимание и преклонение рода людского. Вторая заповедь «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Втор. 5:7) подразумевает наличие других богов, соперничающих с единственным истинным Богом. От Израиля требуется исполнение обязательств по завету с Яхве. Но нет четкого указания на ведение войны против сверхъестественных сил, указывается лишь роль Яхве как «Мужа брани» (Исх. 15:3). Есть призывы, особенно в Псалтири и Книге Притчей, отделиться от идолопоклонников и делающих беззаконие. Беззаконие присуще людям, местам и языческим народам.
Моисей противостоит фараону.Первое стратегическое классическое «противостояние сил» в Ветхом Завете происходит, когда Яхве повелевает Моисею идти к фараону с приказом позволить Израилю покинуть страну.
Моисей уже боролся со страхом, что Израиль не станет его слушать; теперь он должен выступить против «трона власти Египта». «Моисей же сказал пред Господом: «Вот, я не словесен: как же послушает меня фараон?» Но Господь сказал Моисею: «Смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исх. 6:30 - 7:1).
Моисей знал, что ему это не по силам. Ему необходимо было непосредственное наделение божественной властью и силой, чтобы сделать невозможное: «Я поставил тебя Богом фараону». Яхве выбрал сосуд для стратегических целей. Его цель была — поразить в сердце этот источник власти над народом. Когда фараон принял вызов и потребовал чуда, посох Аарона превратился в змею. Но мудрецы и чародеи Египта совершили такое же чудо!Яхве противостоял таким образом, что его змея поглотила змей фараона, продемонстрировав свое превосходство в силе. Мы читаем также о превращении воды в кровь и спасении переходом через Красное море.
Моисей был послан по выбору свыше. Он не искал возможности и не имел желания противостать властям Египта. Несмотря на свой страх, он сражался в жертвенном подчинении воле Божьей. В противостояние фараону, Моисей и Аарон «как повелел им Господь, так они и сделали» (Исх. 7:6). Моисей явно слышал голос Бога. Затем он был «поставлен Богом» фараону, наделен властью, гарантирующей успех. И, наконец, выбрал послушание и подчинение Божьей воле.
И это очень важно: нам не нужно искать противостояния со стратегическими силами — человек должен услышать голос Бога и быть посланным. И если это неясно, то опасно и глупо вступать в духовное сражение на таком уровне.
Илия и пророки Вааловы. Проба сил с пророками Ваала на горе Кармил (3 Цар. 18:16-46) является другим ветхозаветным примером противостояния Божьего человека и дьявольских сил. Сначала Илия поставил вопрос: «Кто же Бог?» (ст. 21). На карту было поставлено подчинение Израиля Яхве как Господу. Он бросил вызов пророкам Ваала, чтобы они продемонстрировали силу своих божеств. Затем пророк с насмешками разоблачил слабость их бога (ст. 27). Он загнал их в угол со святой и непоколебимой храбростью (лично я думаю, что насмешки скорее были от самого Илии, чем от Духа Святого, и я не рекомендую этот прием). Затем Илия приготовил жертву — заветный способ угождения Богу. Но ключ к успеху в противостоянии заключался в смелости молитвы: «Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе» (3 Цар. 18:36-37).
Смелость Илии происходила от ясности и уверенности в повелении Божьем. Его подготовили и ему повелели бросить вызов. Всемогущий открыл Себя, чтобы обратить сердца к Себе. Илия был исключительно подготовлен и наделен силой. И он, несомненно, слышал слово Бога: «Сделай это». Сила Всемогущего снизошла по пылкой, полной веры молитве покорного слуги.
На таком уровне противостояния все же нужно платить собственную цену. Под угрозой жизни со стороны Ахава и Иезавели Илия «встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою» (3 Цар. 19:3). По-человечески он страдал от эмоционального истощения, от спада напряжения, сопровождавшего важную битву такого рода. Мы также можем предположить, что духовные силы, связанные с поклонением Ваалу, были в ярости и искали способа отомстить. В моменты спада человеческого духа дьявольские власти через Ахава и Иезавель нанесли удар. Это была цена за такую значительную победу.
Даниил и сатанинские князья. В большинстве разговоров на тему борьбы космического уровня цитируется пример Даниила. И снова, как Моисей и Илия, Даниил был сосудом, исключительно подготовленным и избранным для участия в раскрытии Божьих высших целей для Своего народа. Даниил воспринял откровение в форме видения о подробностях истории своего народа, о других народах и пришествии Мессии. В третий год царствования Кира, Персидского царя, Даниилу было послано другое откровение во время трудного, длительного поста. Божественное существо, возможно, Христос до Его воплощения, пришло к Даниилу в ответ на его молитву о понимании видения. Имеется также свидетельство того, что Гавриил, посланец предыдущих откровений Даниила, находился в присутствии Господа. Я думаю, это он открывает духовную битву: «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день, но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан. 10:13).
На иврите совершенно ясно, что этот князь царства Персидского является могущественным территориальным дьявольским ангелом, призванным предотвратить объяснение откровения. Здесь есть подтверждающее свидетельство присутствия Иисуса (ср. Иез. 1:25-28; Откр. 1:9-18). Даниил обращается к этой личности «Мой Господин» (Дан. 10:16-17). В таком случае мы видим поразительную вещь. Христос как Главнокомандующий воинства Всемогущего, наблюдает за битвой и передает ответственность за нее архангелам. Это сражение сил, исход которого зависит от верной службы ангелов и веры Божьего человека в молитву. В стихе 20 открывается, что Гавриил и Михаил посланы бороться против этих князей. Даниилу практически не пришлось участвовать в этой битве на таком уровне. Его роль была в молитве и кротком подчинении воле Бога. Вокруг него и над ним кипела яростная битва, и вели ее первые из ангелов. И даже на этом уровне была сильная борьба. Все внимание Даниила было направлено на личность Бога и Его план для Израиля. И хотя он доподлинно знал о том, что в это были вовлечены духовные силы, он все же свою энергию направил преимущественно на молитву.
После рассмотрения этих примеров ветхозаветного противостояния сил, я делаю вывод, что Сам Бог послал этих людей на стратегическую битву. Они боролись с проблемой смирения. Присоединение к Божественной воле происходило через молитву, потому что подобного рода противостояние является стратегической инициативой, спланированной Богом. И успех на этом уровне сверхъестественной борьбы достигается единственно Его силой и смирением народа перед Ним, как перед Господином.
Противостояние дьявольским силам: