Могут ли бесы обитать в христианах?
До сих пор ведутся дискуссии на эту тему. Проблема, в основном, заключается в двух моментах: в самом термине «одержимость бесом» и в отсутствии опыта избавления людей от бесов в христианских общинах. Использование термина «одержимость бесом» сильно усложняет положение вещей. Это не очень удачная формулировка во многих переводах двух наиболее часто используемых греческих терминов, каждый из которых значит не более чем «иметь беса». Это словосочетание не стоило бы использовать, так как у него нет никакого подтверждения в греческом переводе, и оно сильно преувеличивает влияние, оказываемое большинством бесов. Многие из тех духовных работников, кто занимается освобождением, предпочитают термин «одержимый» для обозначения человека, в котором обитают один и более бесов.
Отсутствие опыта в работе с одержимостью в наших церквах ведет к идеалистическому верованию, что христиане не могут быть одержимыми. И хотя мы все желаем, чтобы христиане были недоступными для бесов, опыт противоречит этому. Всем нам, занимающимся освобождением от нечистых духов, часто приходилось изгонять бесов из христиан. С. Фред Дикасон, в чьей книге «Одержимость бесами и христианин» (1987) исчерпывающе освещена эта тема, разделяет наше мнение, когда утверждает: «С 1974 по 1987 год я сталкивался, по меньшей мере, с 400 случаями одержимости бесами истинных христиан. Я не хочу утверждать, что мои суждения непогрешимы, но я знаю отличительные признаки христианина и одержимого. Я мог ошибиться в некоторых случаях, но не могу признать, что был не прав в более чем 400 случаях»1.
И если добавить более трехсот таких случаев из моего опыта к более четыремстам случаям из опыта Дикасона до 1987 года и единодушное признание этого факта каждым экспертом, работающим с одержимыми людьми2, свидетельство того, что христиане могут быть (и часто являются) одержимыми, настолько убедительно, что мы можем категорически констатировать этот факт. Итак, как утверждает Дикасон: «Пусть те, кто отрицают, что христиане могут быть одержимыми, докажут это. Пусть они предоставят клинические свидетельства, четко отвергающие возможность для верующего в прошлом или настоящем быть одержимым... Мы должны отметить, что те, кто отрицают, что христиане могут быть одержимыми, это люди, не имеющие опыта работы с одержимыми. Их позиция большей частью теоретическая»3.
Еще один важный факт, который опускают те, кто пишет об одержимости.
Демоны не могут пребывать в христианах в том же смысле, в каком пребывает в них Дух Святой. Божий Дух поселяется в верующем в момент рождения свыше и остается навсегда (Ин. 14:16). Бес же, напротив, входит, как захватчик, и может быть моментально выселен. Бес никогда не пребывает в освященном сердце по праву или постоянно, как Дух Святой4.
Я думаю, что Дух Святой нисходит, соединяясь с душой, «сердцевиной», глубинной сущностью человека, отдающего себя Богу. Я убедился в этом неоднократно, повелевая бесам (силой Духа Святого, заставлявшего их говорить правду) сказать мне, живут ли они в душе человека. Они постоянно отвечали почти одинаково: «Нет, мы не можем туда попасть. Там живет Иисус». Если им повелевали сказать, когда они должны были покинуть душу христианина, они называли дату его обращения.
Из этого я делаю вывод, что бесы не могут жить в сокровенной части христианина, в его душе, так как она наполнена Духом Святым (см. Рим. 8:16). Эта часть человека становится живой благодаря Христу и недостижима для вражеских представителей. Бесы, однако, могут жить в уме христианина, его эмоциях, теле и воле. Нам часто приходится изгонять их оттуда. Я подозреваю, что причиной того, что бесы имеют большее влияние на неверующих, является тот факт, что они могут вселиться даже в душу такого человека.
То, что делают бесы
Бесы поощряют некоторые виды деятельности. Они предпочитают делать это изнутри, если возможно, так как таким образом могут нанести больше вреда. Если же бесы не могут проникнуть внутрь, тогда они действуют извне, пытаясь добиться того же результата.
При возможности нечистые духи пытаются ввести в заблуждение людей, чтобы те поверили, что они внутри.
[1]. Основной вид деятельности бесов — разрушать.
И хотя они не могут создать проблему на голом месте, однако используют то, что уже существует. Они подталкивают, подстрекают, искушают и соблазняют людей принимать плохие, или, по меньшей мере, немудрые решения.
Бесы работают над тем, чтобы плохое сделать еще худшим, и заставляют людей переусердствовать в хорошем деле, так что оно уже перестает быть положительным. Если бы Бог не защищал нас (и христиан, и нехристиан) так активно, то мы бы столкнулись с таким количеством и размахом несчастных случаев, разрушений отношений, физических, ментальных и сексуальных оскорблений и других видов разрушительной деятельности, которые невозможно и представить.
Христиане являются особыми мишенями для врага. Один мой друг, психолог, открыл этот факт в непосредственном общении с бесом. Во время сеанса изгнания с христианкой присутствовал психолог-нехристианин, который спросил беса, почему тот обитает в христианке, а не в нем, нехристианине. И ответ был (голосом женщины): «Ты не представляешь для меня интереса. Ты уже принадлежишь лукавому... Дьявол пустил в тебе корни глубоко-глубоко». Бес даже назвал четыре имени бесов, обитающих в человеке. И, указав (рукой этой женщины) на одержимую и двух других христианок, сказал: «Я заинтересован в том, чтобы завладеть ею, и ею». Еще раньше этот бес сказал: «Я хочу разрушить ее, истерзать, чтобы она не могла молиться, не искала Бога, чтобы отпала от Него и была, как все остальные»5.
2. Мы можем предположить, что бесы являются основной силой искушения. Они исполняют приказания сатаны (напр. Быт. 3:1-7; Мф. 16:22-23; 26:69-75; Деян. 5:3 и т.д.).
Они, очевидно, могут вкладывать мысли в умы людей, хотя мы ответственны за то, что делаем с этими мыслями. Так как бесы знают наши слабые места, они подгоняют эти мысли таким образом, чтобы они подходили именно для этого человека. Например, демоны редко искушают человека в сексуальной сфере, если человек неуязвим в этом отношении. Также не искушают они нерелигиозных людей увлечением ложными религиями, а не озабоченных деньгами не пытаются сделать скопидомами.
Они упорно воздействуют на человека и делают все возможное, чтобы соблазнить его, в надежде внести свой вклад в его падение. Это их работа.
3. Бесы стараются не афишировать свое присутствие и деятельность. Это весьма успешная стратегия, особенно в странах Запада. Им нравится, когда люди не верят в их существование. Бесы часто говорили нам об этом во время сеансов освобождения. Во время одного сеанса, на котором присутствовал психолог, изучающий одержимость, бес так разозлился, что закричал (через человека, в котором обитал): «Мне не нравится, что она (психолог) нас изучает. Мы многие годы прятались и дурачили всех, подделываясь под психологические проблемы!»
Тот факт, что бесы прячутся за спиной существующих проблем, а не порождают новые, позволяет им успешно прятаться от людей. Многие считают, что если они могут объяснить проблему, возникшую по «естественным» причинам, нет необходимости смотреть глубже. Так бес одерживает победу, потому что его задача — усилить проблему и сломить мужество человека так, чтобы тот, перестав с ней бороться, обвинял лишь себя за случившееся. Многие оставили надежду, думая, что они сошли с ума или что с этим ничего нельзя поделать.
4. Бесы часто прибегают к запугиванию людей. Здесь они используют различные формы. Ко мне приходили люди, которые боялись, что в них вселился бес и, следовательно, что у них что-то не в порядке в духовном смысле. Они не знали, что присутствие или отсутствие беса обычно выражается в немногом, что влияет на их действительное духовное состояние, разве что, создает помехи. Они часто являются довольно зрелыми духовно в отличие от обременяющих их духов. Обычно эти люди становились одержимыми по семейной линии, через какое-либо оскорбление или вовлеченность во что-то до того, как стали христианами, а не вследствие духовного падения и восстания, но бесы оказывали давление на них, чтобы они боялись наихудшего.
Приходили и другие люди, которые были огорчены, что в них нет беса! Часто такие люди, старающиеся избежать ответственности за свои проблемы, надеются на существование в них бесов, которых можно было бы обвинить в этом. Некоторые, однако, слышат голос, обличающий их в сумасшествии, другие же, ввиду ограниченности своей дееспособности, искренне надеются, что большая часть проблемы имеет бесовское происхождение и поэтому с ней можно справиться путем изгнания духа. И часто это действительно так.
Многие люди боятся силы бесов. Они слышали страшные истории, видели фильмы или разговаривали с теми людьми, которые были вовлечены в леденящую кровь борьбу с одержимыми. Такие люди не знают, что в большинстве случаев можно избежать физической борьбы посредством духовного исцеления. В этом случае слово приобретает духовную силу.
5. Во всем, что делают бесы, их главное оружие — обман. Бесы лгут нам о том, кто мы такие, Кто есть Бог, кто есть они, и что они делают. Как и в раю, иногда они обманывают путем прямого противоречия, иногда через опосредованный вопрос об истине. Затем, как указывалось выше, бесы используют свой любимый трюк: привести человека к мысли, что ложное понятие или идея являются их собственной мыслью.
6. Любыми возможными способами бесы пытаются препятствовать хорошему. Они удерживают людей от познания Бога или от исполнения Божьей воли, препятствуют неверующим уверовать (2 Кор. 4:4), работают над христианами в сфере веры. Прославление Бога, молитва, изучение Библии, проявления любви и сочувствия и т.п. находятся в начале списка целей бесовских атак. Они специализируются в обнаружении слабых мест в жизни человека и нанесении по ним ударов.
Обратите внимание, как бесы, часто поддерживаемые духами космического уровня, нападают на христиан по воскресеньям, чаще извне. Они любят разжигать семейные конфликты в воскресное утро, когда те собираются в церковь. Бесы любят подталкивать умы к размышлениям о посторонних вещах во время прославления или проповеди. Головная боль, плач детей и другие способы нарушить концентрацию мыслей в церкви — бесовские методы борьбы. Бесам нравится влиять и на пасторов, чтобы церкви были похожи на клубы, а не на больницы, чтобы они уделяли больше внимания формальной проповеди и ходу собрания, а не служению людям. Бесамтакженравится, чтобы содержание проповеди пастора не соответствовало его образу жизни, и его больше заботила зрелищность служения, а не искреннее общение с христианами. Бесы могут подталкивать музыкантов выставляться напоказ, а тех, кто делает объявления, прервать ход прославления, словом, ослабить все то, что Бог делает в церкви.
7. Бесы специализируются в обвинении. Слово «сатана» на языке оригинала значило «обвинитель». Многие обвинения являются отрицательными утверждениями или мыслями других людей, воображаемыми или реальными, направленными против человека, на которого покушаются бесы. Один из любимых приемов врага — заставить людей обвинять себя, других и Бога в крушении жизни, любви, отношений, здоровья, правды и всего другого, что приходит от Бога.
Самоотрицание, порожденное западным обществом, является особо благодатной почвой для этого аспекта бесовской деятельности. Кроме самобичевания, бесы насаждают в умах мысли, заставляющие нас обвинять других или Бога. Бесы поощряют такие явления, как сплетни или испорченные отношения, основанные на недоразумениях и негодовании на Бога за то, что Он позволил им случиться в нашей жизни. В число их уловок входит также принуждение людей сохранять чувство вины даже после того, как они получили прощение от Бога. Бесы убеждают людей, что с ними происходит что-то непоправимо плохое, подстрекают людей обвинять себя за оскорбления и насилие, которым подверглись со стороны других, убеждают, что те трудности и несчастья, которые они переживают, посланы Богом и они их заслуживают из-за своих недостатков. Бесы также подталкивают людей к обвинению других людей или Бога в своих трудностях.
8. Бесы любят принуждение. Им нравится помогать людям развивать принудительный подход как к хорошему, так и к плохому поведению. Они усиливают влечение к похоти, наркотикам, алкоголю, табаку, перееданию, недоеданию, порнографии, азартным играм, материализму, конкуренции, потребности в управлении и т.п. Они также поощряют излишнее внимание к «хорошим» увлечениям, например, работе, учебе, красивой одежде, религии, чистоте учения, семье и т.д. Они с удовольствием подталкивают людей к культивированию их слабостей и преувеличению своих сил. Подобные корни принуждения часто таятся в таких чувствах, как страх, неуверенность, чувство бесполезности и т.п. Демоны сразу же используют эти чувства.
9. Бесы — знатоки того, как причинить больше беспокойства. Бесы бросаются на нас, как злые собаки.
Сатана — «князь мира сего» (Ин. 14:30). Ему не нравится, что подданные другого Царя разгуливают по его территории. Поэтому он не дает нам покоя никогда и нигде. Бесы могут делать все, что им позволит Бог, чтобы разрушать наши жизни путем влияния на дорожное движение, погоду, здоровье, взаимоотношения, прославление, сон, диету, механические вещи (особенно машины и компьютеры) и все остальное, что оказывает на нас какое-либо влияние.
Я считаю, что целью сатаны было причинить беспокойство, когда он повелел бесам объявиться во время проповеди Иисуса в синагоге (напр. Лк. 4:33-34), и наслать бурю, когда Иисус был в лодке на озере Галилейском (Лк. 8:23-24)а также влиять на фарисеев с тем, чтобы они не давали Ему покоя. Чтобы противостоять такому влиянию, я взял за правило говорить в случаях, когда все идет плохо: «Если ты враг, прекрати это!» Меня поразило, сколько прекратилось разного рода неприятностей, когда я начал использовать этот подход.Бесы относятся в этом смысле к каждому христианину по-разному. Пристальное внимания они уделяют тем, кто представляет для них наибольшую опасность, и тем, у кого нет достаточной молитвенной поддержки. Многие христиане весьма пассивны в своем христианстве и не представляют никакой угрозы врагу. Очень часто и небезуспешно подвергаются нападкам те, кто представляют угрозу для врага, но не имеют достаточной молитвенной поддержки. Тот факт, что даже Иисусу не давали покоя, заставляет нас предположить, что никакая стратегия не позволяет христианам избавиться от бесовских нападок и внимания, пока мы на их территории.
Крысы и отбросы
Крыс привлекают кучи отбросов и мусора. Если мы обнаруживаем крыс у себя дома, то знаем, что нужно что-то делать с тем, что их привлекает. Так же и с бесами. Эмоциональный и духовный «мусор» в самом человеке обеспечивает благоприятные условия для бесовских крыс. Где есть такой «мусор», там эти крысы ищут и находят вход. Если, однако, «мусор» выброшен, крысы не могут оставаться там, или, по крайней мере, оставаться сильными. В случае, если человеческое сердце считать домом, проблема с крысами решается не преследованием крыс, но избавлением от мусора. Самая большая проблема не в бесах, а в «мусоре».
Чаще всего бесы привязываются к негативным эмоциям или греху, а порой к обоим. Поэтому они обычно имеют имена, соответствующие этим эмоциям. Такие имена мы называем «функциональными» (см. ниже). Обращаясь с бесами в процессе внутреннего исцеления личности, очень важно знать их функциональные имена или их личные имена, так как это имя указывает, с какой эмоцией или отношением нужно разобраться, чтобы ослабить беса и изгнать его.
Бесы редко приходят в одиночку. Большей частью группами. Однако у них есть своя иерархия и бес, возглавляющий всю группу. Моя задача обнаружить «крысу»— лидера и привязать к ней силой Святого Духа всех остальных, находящихся у нее в подчинении. Это позволяет действовать одновременно против всей группы. Тогда возглавляющий или контролирующий их дух говорит от имени всей группы, хотя в одном человеке может быть несколько групп духов, каждая из которых имеет главного духа примерно равной силы. Обычно после того, как духи связаны со своим руководителем в группе, можно связать все группы между собой.
Функциональные имена бесов
Как указывалось выше, бесы отвечают на имена, соответствующие их функции. Так, большая часть имен демонов — названия эмоций. И они приходят группами. Ниже приводится набор имен в типичных группах. Обратите внимание, что они повторяются. Названия бесов, возглавляющих группу, выделены жирным шрифтом.
Смерть, самоубийство, убийство.
Разрушение, насилие.
Тьма, обман.
Ярость, гнев.
Ненависть, месть, убийство.
Непростительность, гнев, горечь, обида, негодование.
Бунтарство, упрямство.
Отрицание, самоотрицание, страх неприятия.
Страх, ужас, мука, страх (неприятие боли, темноты, одиночества, высоты, улицы).
Самоотрицание, чувство неполноценности, бесполезности, стремление к совершенству. Вина, стыд, смущение.
Тревога, беспокойство (например, о будущем, о том, какое впечатление производит).
Ложь, обман.
Замешательство, растерянность, забывчивость. Критицизм, осуждение, порицание, указывание на ошибки.
Прелюбодеяние, обольщение. Изнасилование, насилие. Депрессия, страх, чувство поражения.
Нервозность.
Чувствительность, страх.
Сомнение, неверие, скептицизм.
Гордость, высокомерие, тщеславие.
Мнительность, неуверенность. Препирательство, конкуренция, гордость.
Недуг, болезнь (это могут быть специфические болезни, такие как рак, диабет, артрит и т.п.).
Богохульство, проклинание, издевательство.
Дополнительно к «эмоциональным» бесам есть и такие, которые взращивают пристрастия и принуждения, т.е. «волевые». Они могут скрываться под следующими именами:
Принуждение.
Управление, власть, обладание.
Рисование, игра на публику, угождение другим.
Интеллектуализм, рационализм.
Религиозность, обрядность, приверженность догмам.
Похоть, сексуальная нечистота, прелюбодеяние.
Порнография, сексуальная фантазия.
Гомосексуализм, лесбиянство.
Мастурбация (навязчивая).
Алкоголь.
Наркотики.
Никотин.
Чревоугодие.
Отсутствие аппетита.
Алчность.
Увлечение кофеином (навязчивое).
Оккультные и культовые духи (включая духов ложных религий) составляют отдельную категорию («интеллекта»). Часто они весьма могущественны. Ниже приводятся их имена:
Масоны.
«Христианская наука».
Свидетели Иеговы.
«Новый век».
Розенкрейцеры.
«Церковь Объединения» (Myна).
Мормоны.