Духовная борьба: Земной уровень
Глава 3
Ошибки духовной борьбы
Эд. Мэрфи
Нельзя точно интерпретировать историю, не рассматривая ее через призму духовной борьбы. Более того, нельзя понять историю, распространение и промахи христианской церкви без борьбы с духовными силами и властителями.
Все библейское повествование написано в контексте духовной борьбы. От 3 гл. Бытия, где она началась для человечества, до 20 гл. Откровения, где заканчивается даже для сатаны и его царства зла, вся человеческая история и все противостояние между человеком и Богом находится в контексте духовной борьбы1. По моему определению, к духовной борьбе относится и многоаспектная борьба верующего против личного греха, и борьба с сатаной и его падшими ангелами2.
В этом разделе духовная борьба рассматривается как состоящая из двух различных, но тесно связанных уровней: «земной уровень» и «космический уровень» (также называемый «стратегическим уровнем»). В этой главе я остановлюсь подробно на борьбе «земного уровня».
На этом уровне мы имеем дело большей частью с прямым влиянием демонических существ на людей, таким, как искушение согрешить, демоническое беспокойство, подавленность и одержимость (демоны, вселяющиеся в людей).
Я упомяну о некоторых условиях, при которых проявляется подобная демоническая деятельность, и как можно исправить ситуацию. В данной главе я уделю определенное внимание и ошибкам, относящимся к данному виду духовной борьбы.
Ошибка первая. Мы неадекватно воспринимаем грех и реагируем на него. Проблема греха имеет три основные измерения (рассматриваемые ниже). Прежде всего, личный или индивидуальный грех; он происходит изнутри, поскольку мы вовлечены в борьбу с плотью. Во-вторых, социальный грех; он происходит извне, поскольку мы вовлечены в борьбу с миром вокруг нас. И, в-третьих,— сверхъестественный грех; он приходит свыше, так как мы вовлечены в борьбу с невидимым космическим царством зла сатаны, состоящего из самого сатаны и всей его демонической иерархии (Еф. 6:10-20). Я называю эту третью область «злое сверхъестественное». Это основной пункт духовной борьбы земного уровня и этой главы.
Одной из больших опасностей и ошибок в учении о духовной борьбе является тенденция считать лишь одно из трех измерений греха основной причиной человеческого греха, не принимая во внимание остальные. Со времени падения человека все эти три измерения вовлечены в распространение человеческого зла. Одна область греха может быть основной причиной в каждом конкретном случае. Этой области необходимо уделить особое внимание, но нужно тщательно и осторожно работать со всеми тремя измерениями в служении спасения и консультирования по духовной борьбе.
Скандалы с телеевангелистами, которые потрясли протестантский христианский мир в конце 1980 года, были вызваны грехом этих широко известных христианских лидеров, любивших «мир и то, что в мире» (1 Ин. 2:15) как похоть плоти. Для того, чтобы восстановить такие личности, им нужно умерщвлять плоть, подавлять страсти, которые она порождает. Им необходимо справиться с мировой 4-мерной системой страстей: стремление к власти, высокому положению, удовольствиям и обладанию (1 Ин. 2:15-17).
Но только ли похоть плоти и соблазны мира привели их к падению? Не играл ли дьявол и его демоны в этом какую-либо роль? Конечно же, играл. Поэтому мы предостерегаем от непризнания личной, социальной и сверхъестественной причин греха. Очень часто наше служение и советы по духовной борьбе неэффективны из-за нашего ограниченного понимания сложности человеческого зла. Независимо от того, откуда проистекает грех — от плоти, мира или области злого сверхъестественного, с ним нужно бороться на всех трех уровнях, потому что всегда вовлечены все три.
Ошибка вторая. Неадекватные советы перед освобождением. Второй ошибкой является невозможность дать соответствующий совет перед попыткой освобождения (если оно необходимо). Целью такого разговора является объяснение того, что на самом деле происходит в жизни того, кто нуждается в совете.
В случае с демонической деятельностью целью беседы является помощь человеку в понимании «предлогов (поводов) ко греху», которые демоны используют, чтобы войти в жизнь выбранной ими жертвы. И если демонические силы могут напасть на каждого, включая верующих, они могут войти только через привязку к греховным сферам жизни человека. Впредь мы будем использовать термин «предлог ко греху». Иные духовные наставники считают предлоги ко греху частью того, что они называют «фундаментом» жизни человека. Апостол Павел называет их «твердынями» дьявола в жизни верующего (Еф. 4:27).
Не важно, как первоначально появились эти «твердыни». Они могли появиться от греха, передающегося затем из поколения в поколение, или по семейной линии (Исх. 20:5; 34:6-7, Втор. 5:5-10), сознательного греха человека или по причине того, что человек является жертвой греха другого человека или других людей. Он может быть жертвой физического, сексуального, психологического, религиозного греха или их комбинации.
В грехе, передающемся из поколения в поколение или по семейной линии, сатанинское влияние или контроль передаются этим же путем. Враг получает право на вход в семью одним из следующих способов:
1) через посвящение кого-либо из членов семьи или всей семьи оккультной организации, нехристианской религии, богам (которых Павел назвал «в существе не боги» в Гал. 4:8) или злым духам;
2) через проклятие семьи или ее членов (включая проклятие самого себя).
3) через принадлежность главы семьи к греховному бизнесу (преступность, проституция, порнография) или оккультному бизнесу (хиромантия, практика «Нового века», проведение спиритических сеансов, гадание на игральных картах, поклонение предкам, тиражирование и продажа литературы по оккультизму);
4) через насилие и пролитие крови;
5) через совращение других людей;
6) через разного рода обман и подобные греховные действия.
Такая демонизация через поколения обычно продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из этой семьи не возьмет на себя ответственность за грех предков, покается и призовет очистительную кровь Христа разрушить демоническую власть. После этого все проклятия могут быть разрушены, а демоны изгнаны. Освобождению должно предшествовать принятие на себя ответственности за наследственный грех, покаяние и очищение.
Мы должны всегда помнить, что люди часто попадают в сети греха в результате того, что оказываются жертвами греха других людей. Это может произойти, даже если человек слишком молод, чтобы согрешить лично. Подобные реакции порождают такой грех, как гнев, ярость, ненависть (включая ненависть к себе), стыд, отрицание (включая самоотрицание) и даже попытки самоубийства. Это также может привести ко множеству сексуальных проблем, таких как мастурбация, неразборчивость в отношениях, сексуальные излишества и фригидность. Часто люди, являющиеся жертвами, втягиваются в такого рода греховное поведение, не зная тайной причины их зависимости.
И только когда человек распознает эти области греха и проходит через исповедание, покаяние и прощение посредством очистительной силы Христа, может наступить полная свобода от демонической зависимости.
К несчастью, многие практикующие служение духовной борьбы и помощь в виде советов по освобождению терпят неудачу в данном вопросе. Слишком часто консультант или служитель по освобождению приступает непосредственно к изгнанию демона. Иногда эта борьба продолжается часами до тех пор, пока страдания демона не становятся настолько сильными, что он сам покидает человека или изгоняется из жертвы. Но надолго ли?
Если разговор перед освобождением проводится но краткой схеме, оно обычно бывает лишь временным. Если остаются предлоги ко греху, изгнанные Демоны могут легко вернуться или придут другие, подобные им (Мф. 12:42-45). И если изгнанным демонам запрещено возвращение, есть миллионы других, «свободно блуждающих», готовых поймать верующего, используя в качестве повода самые незначительные грехи. Воистину, «...бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:45).
Ошибка третья. Неадекватное консультирование после освобождения. Третьей ошибкой служения духовной борьбы является неадекватное консультирование после освобождения. Почему это консультирование так важно? Я изложу кратко десять причин.
1. Консультирование после освобождения в течение некоторого времени необходимо для обнаружения всех предлогов греха, позволяющих демонам оставаться в жизни жертвы.
2. Недавно освобожденный верующий только начинает ходить в полноте победы. Как и все мы, он все еще подвержен демоническим обольщениям.
3. Недавно освобожденный верующий будет подвергаться нападениям врага, пытающегося восстановить контроль и даже расширить свое предыдущее влияние, если человек не бодрствует. Человека нужно научить, как распознавать и отражать эти контратаки.
4. У недавно освобожденного верующего может быть необходимость возвратиться в условия жизни или работы во враждебном окружении или в месте, где активны демонические силы.
5. Человек может не знать того, к чему привязались злые силы в его жизни через греховные связи в прошлом или через враждебные действия других людей против этого человека. Это будет открыто Духом Святым через определенный период времени, по обыкновению, в процессе продолжающихся консультаций.
6. Человеку может потребоваться глубокое и болезненное смирение, чтобы сломить дух гордости и противостояния. Часто до тех пор, пока человек не будет освобожден от демонов, Бог не может исправить полностью недостатки его характера (Иак. 4:1-10).
7. Часто в процессе первоначального освобождения не все демоны бывают обнаружены и изгнаны. Это может быть даже в случае, если освобождающая сила Духа Святого весьма очевидна.
8. В Библии указываются способы, как одолеть врага, в ключевых стихах Еф. 6:10-20, Иак. 4:1-8, 1 Петр. 5:8-11, Откр. 12:11, которые нужно выучить и практиковать в повседневной жизни.
9. В случае сексуального совращения, нанесения телесных повреждений, религиозного обмана или эмоциональной травмы, жертве обычно нужны постоянные духовные и профессиональные советы и исцеление. При необходимости, подобных людей следует направлять к профессионалам более высокого уровня в таких тонких делах, как эмоциональное состояние.
10. И, наконец, освобождение — это, скорее всего, процесс, а не единичное кризисное событие. Недавно освобожденные верующие, как и новообращенные, должны общаться с группой поддержки лиц, которых я называю в соответствии с Иак. 5:16 «партнерами по исцелению путем молитвы и исповеди». Если они это делают, происходит последующее освобождение. Это служит укреплению их веры в силу Бога, действующего в их собственной жизни и в жизни их партнеров.
Когда я даю советы по продолжающемуся освобождению, я следую следующему распределению времени: 45-10-45. Сорок пять процентов времени я уделяю разговору и наставлениям до освобождения, сорок пять процентов на наставления после освобождения и только десять процентов времени — для самого избавления.
Ошибка четвертая. Правильный диагноз. Четвертой ошибкой в служении духовной борьбы является проблема правильного диагноза. Самым важным вопросом, который наставник должен задать Богу, себе и своей миссионерской команде, является следующий: «Что на самом деле происходит в жизни наставляемого?». Как нам узнать, является ли проблема непосредственно демонической? Как узнать, какие аспекты состояния человека являются биологическими (физиологическими), психологическими или возникающими в результате человеческих стремлений и окружающего мира? Временами проблема заключается в комбинации физиологических нарушений (таких, как гормональная несбалансированность и/или Умственная недостаточность), эмоциональных травм и осложнений различной степени одержимости.
Важность правильного диагноза нельзя переоценить. В общем, есть две крайности. Одна заключается в попытке изменить любые серьезные нарушения человеческой личности исключительно при помощи медицинских средств и (или) консультаций. В случае одержимости, демоны, конечно же, удовлетворены таким подходом, ибо их присутствие остается незамеченным. Хотя человек может получить определенную помощь в эмоциональном или физиологическом аспекте проблемы, демоны остаются, и тотальная свобода является лишь заблуждением.
Другая крайность — люди часто пытаются изгонять несуществующих демонов. Это практикуется многими служителями, игнорирующими различные виды консультаций психологов или не умеющими распознать разницы между физиологическими или психологическими отклонениями и одержимостью. Некоторые консультанты по духовной борьбе предполагают, что все серьезные личные и греховные проблемы человека являются непосредственно демоническими. В результате они пытаются изгнать несуществующих демонов, как в случае с человеком, страдающим раздвоением личности3.
Любой из этих двух подходов приносит вред, иногда большой вред наставляемому человеку. Как наставник по духовной борьбе, я должен распознавать человеческие и духовные причинно-следственные связи. Мне нужно научиться различать демоническое от того, что порождается на человеческом уровне. Серьезные физиологические и психологические нарушения часто имеют похожие симптомы и проявления, как и в случае одержимости демонами.
В то же время демоны могут «имитировать» симптомы, пытаясь ввести в заблуждение советника. В большинстве случаев к серьезным нарушениям личности нужно подходить не с позиций «или- или», но с позиций «а также». Проблемы наставляемого часто являются комбинацией физиологического и психологического ущерба, с которым нужно бороться не только путем изгнания, но также посредством эффективного медицинского лечения или консультирования, а возможно, их комбинации. Демоническая деятельность не может быть прекращена посредством консультационной терапии, хотя может быть частично или временно подавлена. Но в результате и жертва, и консультант остаются обманутыми.
В течение нескольких лет я пытался изгнать демонов из одного замечательного молодого христианина. У этого человека были все симптомы шизофрении. В то время, под влиянием ошибочной христианской литературы, я считал, что причиной шизофрении являются демонические силы. В своих предположениях я исключал существование таких умственных дисфункций (особенно у христиан). Вместе с другими консультантами, которых приглашал помочь в служении, я неоднократно пытался освободить этого юношу от демонической зависимости. Должен сказать, что некоторые мои помощники имели международное признание. Никто из нас не смог на самом деле помочь только путем изгнания дьявола. Интересно то, что демоны присутствовали. Большое количество их было изгнано через соединение наших молитв, молитв юной жертвы, силой и милостью Бога. Но так как главной проблемой этого христианина была чисто биологическая шизофрения, то это не могло сильно изменить его сумасбродное поведение и беспорядочный образ жизни.
Наконец, после дальнейшей учебы и консультаций с опытным христианским психологом, знающим духовный мир, я пришел к выводу, что молодой человек страдал от серьезного умственного нарушения, именуемого шизофренией. Через некоторое время нам удалось уговорить семью этого христианина направить его к психиатру, который провел курс медикаментозного лечения от шизофрении. Перемены были весьма заметными, и вскоре он стал почти нормальным*.
*Я говорю «почти», так как это один из тех случаев, когда от шизофрении, по всей вероятности, нельзя избавиться лишь с помощью самых сильнодействующих лекарств. К тому же на его здоровье побочное влияние оказывают некоторые медикаменты, поэтому после длительных периодов почти нормального состояния снова наступают периоды глубокой депрессии, особенно если он не принимает лекарств. Это богоугодный христианин, всем сердцем любящий Господа. Вероятно, что каждый раз, когда он попадает в фазу сильной шизофрении, в его жизнь входит большое количество демонов.
Демоны исключительно злы. Они любят использовать подрывающие силы физические недомогания человека. Когда люди не способны полностью контролировать свой разум и эмоции, демоны иногда могут тайно использовать в своих целях слабые места их здоровья. Если человек избегает применения необходимых лекарств, после изгнания демонов его состояние может стать еще хуже. Эти или другие демоны могут снова спекулировать на незащищенных сторонах его жизни. Когда же человек продолжает прием необходимых медикаментов и в этом случае наблюдается заметное улучшение, значит, первоначальными причинами его проблем были биологические, а не духовные проблемы.
Ошибка пятая. Упрощенческий подход к разрушению демонических оплотов.
Вопросы территориальных духов, т.е. сильных демонических персонажей высокого уровня, правящих данными географическими или социально-культурными группами людей, будут изложены в этом разделе. Тот факт, что мы рассматриваем эти уровни в отдельности в целях анализа причин, не должен приводить нас к пренебрежению влияния духов высокого уровня при работе на земном уровне.
В настоящее время мы видим широко известных христианских лидеров, направляющих верующих на поиск и свершение сил и властей, управляющих общинами, городами и даже народами. То, что такие силы существуют, ясно из Старого и Нового Завета.
Евреи понимали, что боги языческих народов были высокими территориальными демоническими властями (Лев. 17:19; Втор. 18:9-14; Дан. 9-10). Это подтверждается в Новом Завете (1 Кор. 10:20-21; Деян. 8; Еф. 6:12; Откр. 2-3, 9-20), где также предупреждается о беспечности злословящих высокие ангельские власти (Иуд. 1:8).
Моей целью не является обсуждение всех «за» и «против» такого служения. Однако я думаю, что это измерение духовной борьбы представляет серьезную опасность для тех верующих, кто без достаточного опыта изгнания демонов земного уровня думает, что он в состоянии бросить вызов и свергнуть высокие власти, являющиеся самыми могущественными демоническими силами в царстве сатаны. В результате многие верующие, даже христианские лидеры, подпадают под неоправданно жестокую демоническую атаку. Те верующие, у которых нет опыта духовной борьбы земного уровня, конечно же, не готовы сражаться с противником высокого уровня мира духов.
Еще более тревожно, когда широко известные учителя дают понять или даже прямо заявляют после одной-двух кратких консультаций по освобождению, что правящие духи города или какой-либо местности изгнаны и лишены власти, возможно, однажды и навсегда.
История распространения христианства свидетельствует о том, что такого рода битва не может быть выиграна путем нескольких кратких консультаций, которые проводят духовно одаренные личности. Но что случается, когда эти сильные личности покидают общину? Если они и могут «потрепать» демонический оплот, то никаким образом не лишают демонов их власти. И, конечно, не могут разрушить их обманное владение такой общиной.
Как мы узнаем из последующих глав этой книги, очень важно выработать стратегию подхода. Я вижу необходимость, по крайней мере, в четырех шагах в Данном процессе:
1. Чтобы нейтрализовать и нанести поражение такого рода бесам, необходимо начать широкомасштабное заступническое служение наряду с массовым покаянием и богоугодным образом жизни верующих данной местности. Часто для этого приходится годами, день и ночь взывать к Богу, чтобы Он утвердил Свое господство.
2. Далее идет духовная подготовка, обучающая как облекаться и использовать духовное вооружение Бога.
3. Затем необходимо присоединиться к более опытным верующим и изучать то, что я называю «Кратким курсом наставничества по духовной борьбе и молитве».
4. Когда старшие, более опытные воины верят в то, что готовы к освобождению, они могут перейти к открытому духовному противостоянию и воинствующей молитве (Еф. 6:10-20) и бросить вызов непосредственно территориальным духам.