Духовная борьба: Земной уровень

Глава 3

Ошибки духовной борьбы

Эд. Мэрфи

Нельзя точно интерпретировать историю, не рас­сматривая ее через призму духовной борьбы. Более того, нельзя понять историю, распространение и про­махи христианской церкви без борьбы с духовными силами и властителями.

Все библейское повествование написано в контек­сте духовной борьбы. От 3 гл. Бытия, где она нача­лась для человечества, до 20 гл. Откровения, где за­канчивается даже для сатаны и его царства зла, вся человеческая история и все противостояние между человеком и Богом находится в контексте духовной борьбы1. По моему определению, к духовной борьбе относится и многоаспектная борьба верующего про­тив личного греха, и борьба с сатаной и его падшими ангелами2.

В этом разделе духовная борьба рассматривается как состоящая из двух различных, но тесно связан­ных уровней: «земной уровень» и «космический уро­вень» (также называемый «стратегическим уров­нем»). В этой главе я остановлюсь подробно на борь­бе «земного уровня».

На этом уровне мы имеем дело большей частью с прямым влиянием демонических существ на людей, таким, как искушение согрешить, демоническое бес­покойство, подавленность и одержимость (демоны, вселяющиеся в людей).

Я упомяну о некоторых условиях, при которых проявляется подобная демоническая деятельность, и как можно исправить ситуацию. В данной главе я уделю определенное внимание и ошибкам, относя­щимся к данному виду духовной борьбы.

Ошибка первая. Мы неадекватно воспринимаем грех и реагируем на него. Проблема греха имеет три основные измерения (рассматриваемые ниже). Преж­де всего, личный или индивидуальный грех; он про­исходит изнутри, поскольку мы вовлечены в борьбу с плотью. Во-вторых, социальный грех; он происходит извне, поскольку мы вовлечены в борьбу с миром во­круг нас. И, в-третьих,— сверхъестественный грех; он приходит свыше, так как мы вовлечены в борьбу с невидимым космическим царством зла сатаны, состо­ящего из самого сатаны и всей его демонической ие­рархии (Еф. 6:10-20). Я называю эту третью область «злое сверхъестественное». Это основной пункт ду­ховной борьбы земного уровня и этой главы.

Одной из больших опасностей и ошибок в учении о духовной борьбе является тенденция считать лишь од­но из трех измерений греха основной причиной челове­ческого греха, не принимая во внимание остальные. Со времени падения человека все эти три измерения во­влечены в распространение человеческого зла. Одна область греха может быть основной причиной в каж­дом конкретном случае. Этой области необходимо уде­лить особое внимание, но нужно тщательно и осторож­но работать со всеми тремя измерениями в служении спасения и консультирования по духовной борьбе.

Скандалы с телеевангелистами, которые потрясли протестантский христианский мир в конце 1980 года, были вызваны грехом этих широко известных хрис­тианских лидеров, любивших «мир и то, что в мире» (1 Ин. 2:15) как похоть плоти. Для того, чтобы восста­новить такие личности, им нужно умерщвлять плоть, подавлять страсти, которые она порождает. Им необ­ходимо справиться с мировой 4-мерной системой страстей: стремление к власти, высокому положе­нию, удовольствиям и обладанию (1 Ин. 2:15-17).

Но только ли похоть плоти и соблазны мира приве­ли их к падению? Не играл ли дьявол и его демоны в этом какую-либо роль? Конечно же, играл. Поэтому мы предостерегаем от непризнания личной, социаль­ной и сверхъестественной причин греха. Очень часто наше служение и советы по духовной борьбе неэффек­тивны из-за нашего ограниченного понимания слож­ности человеческого зла. Независимо от того, откуда проистекает грех — от плоти, мира или области злого сверхъестественного, с ним нужно бороться на всех трех уровнях, потому что всегда вовлечены все три.

Ошибка вторая. Неадекватные советы перед осво­бождением. Второй ошибкой является невозмож­ность дать соответствующий совет перед попыткой освобождения (если оно необходимо). Целью такого разговора является объяснение того, что на самом де­ле происходит в жизни того, кто нуждается в совете.

В случае с демонической деятельностью целью бе­седы является помощь человеку в понимании «пред­логов (поводов) ко греху», которые демоны использу­ют, чтобы войти в жизнь выбранной ими жертвы. И если демонические силы могут напасть на каждого, включая верующих, они могут войти только через привязку к греховным сферам жизни человека. Впредь мы будем использовать термин «предлог ко греху». Иные духовные наставники считают предлоги ко греху частью того, что они называют «фундамен­том» жизни человека. Апостол Павел называет их «твердынями» дьявола в жизни верующего (Еф. 4:27).

Не важно, как первоначально появились эти «твердыни». Они могли появиться от греха, пере­дающегося затем из поколения в поколение, или по семейной линии (Исх. 20:5; 34:6-7, Втор. 5:5-10), со­знательного греха человека или по причине того, что человек является жертвой греха другого человека или других людей. Он может быть жертвой физиче­ского, сексуального, психологического, религиозно­го греха или их комбинации.

В грехе, передающемся из поколения в поколение или по семейной линии, сатанинское влияние или контроль передаются этим же путем. Враг получает право на вход в семью одним из следующих способов:

1) через посвящение кого-либо из членов семьи или всей семьи оккультной организации, нехристи­анской религии, богам (которых Павел назвал «в су­ществе не боги» в Гал. 4:8) или злым духам;

2) через проклятие семьи или ее членов (включая проклятие самого себя).

3) через принадлежность главы семьи к греховному бизнесу (преступность, проституция, порнография) или оккультному бизнесу (хироман­тия, практика «Нового века», проведение спирити­ческих сеансов, гадание на игральных картах, по­клонение предкам, тиражирование и продажа лите­ратуры по оккультизму);

4) через насилие и пролитие крови;

5) через совращение других людей;

6) через разного рода обман и подобные греховные действия.

Такая демонизация через поколения обычно про­должается до тех пор, пока кто-нибудь из этой семьи не возьмет на себя ответственность за грех предков, покается и призовет очистительную кровь Христа разрушить демоническую власть. После этого все проклятия могут быть разрушены, а демоны изгна­ны. Освобождению должно предшествовать приня­тие на себя ответственности за наследственный грех, покаяние и очищение.

Мы должны всегда помнить, что люди часто попа­дают в сети греха в результате того, что оказываются жертвами греха других людей. Это может произой­ти, даже если человек слишком молод, чтобы согре­шить лично. Подобные реакции порождают такой грех, как гнев, ярость, ненависть (включая нена­висть к себе), стыд, отрицание (включая самоотрица­ние) и даже попытки самоубийства. Это также может привести ко множеству сексуальных проблем, таких как мастурбация, неразборчивость в отношениях, сексуальные излишества и фригидность. Часто лю­ди, являющиеся жертвами, втягиваются в такого ро­да греховное поведение, не зная тайной причины их зависимости.

И только когда человек распознает эти области греха и проходит через исповедание, покаяние и прощение посредством очистительной силы Христа, может насту­пить полная свобода от демонической зависимости.

К несчастью, многие практикующие служение ду­ховной борьбы и помощь в виде советов по освобож­дению терпят неудачу в данном вопросе. Слишком часто консультант или служитель по освобождению приступает непосредственно к изгнанию демона. Иногда эта борьба продолжается часами до тех пор, пока страдания демона не становятся настолько сильными, что он сам покидает человека или изго­няется из жертвы. Но надолго ли?

Если разговор перед освобождением проводится но краткой схеме, оно обычно бывает лишь времен­ным. Если остаются предлоги ко греху, изгнанные Демоны могут легко вернуться или придут другие, подобные им (Мф. 12:42-45). И если изгнанным демо­нам запрещено возвращение, есть миллионы других, «свободно блуждающих», готовых поймать верую­щего, используя в качестве повода самые незначи­тельные грехи. Воистину, «...бывает для человека то­го последнее хуже первого» (Мф. 12:45).

Ошибка третья. Неадекватное консультирование после освобождения. Третьей ошибкой служения ду­ховной борьбы является неадекватное консультиро­вание после освобождения. Почему это консультиро­вание так важно? Я изложу кратко десять причин.

1. Консультирование после освобождения в тече­ние некоторого времени необходимо для обнаруже­ния всех предлогов греха, позволяющих демонам ос­таваться в жизни жертвы.

2. Недавно освобожденный верующий только на­чинает ходить в полноте победы. Как и все мы, он все еще подвержен демоническим обольщениям.

3. Недавно освобожденный верующий будет подвер­гаться нападениям врага, пытающегося восстановить контроль и даже расширить свое предыдущее влияние, если человек не бодрствует. Человека нужно научить, как распознавать и отражать эти контратаки.

4. У недавно освобожденного верующего может быть необходимость возвратиться в условия жизни или работы во враждебном окружении или в месте, где активны демонические силы.

5. Человек может не знать того, к чему привязались злые силы в его жизни через греховные связи в про­шлом или через враждебные действия других людей против этого человека. Это будет открыто Духом Свя­тым через определенный период времени, по обыкно­вению, в процессе продолжающихся консультаций.

6. Человеку может потребоваться глубокое и болез­ненное смирение, чтобы сломить дух гордости и про­тивостояния. Часто до тех пор, пока человек не будет освобожден от демонов, Бог не может исправить пол­ностью недостатки его характера (Иак. 4:1-10).

7. Часто в процессе первоначального освобожде­ния не все демоны бывают обнаружены и изгнаны. Это может быть даже в случае, если освобождающая сила Духа Святого весьма очевидна.

8. В Библии указываются способы, как одолеть врага, в ключевых стихах Еф. 6:10-20, Иак. 4:1-8, 1 Петр. 5:8-11, Откр. 12:11, которые нужно выучить и практиковать в повседневной жизни.

9. В случае сексуального совращения, нанесения телесных повреждений, религиозного обмана или эмоциональной травмы, жертве обычно нужны посто­янные духовные и профессиональные советы и исце­ление. При необходимости, подобных людей следует направлять к профессионалам более высокого уровня в таких тонких делах, как эмоциональное состояние.

10. И, наконец, освобождение — это, скорее всего, процесс, а не единичное кризисное событие. Недавно освобожденные верующие, как и новообращенные, должны общаться с группой поддержки лиц, которых я называю в соответствии с Иак. 5:16 «партнерами по исцелению путем молитвы и исповеди». Если они это делают, происходит последующее освобождение. Это служит укреплению их веры в силу Бога, действую­щего в их собственной жизни и в жизни их партнеров.

Когда я даю советы по продолжающемуся осво­бождению, я следую следующему распределению времени: 45-10-45. Сорок пять процентов времени я уделяю разговору и наставлениям до освобождения, сорок пять процентов на наставления после освобож­дения и только десять процентов времени — для са­мого избавления.

Ошибка четвертая. Правильный диагноз. Четвер­той ошибкой в служении духовной борьбы является проблема правильного диагноза. Самым важным воп­росом, который наставник должен задать Богу, себе и своей миссионерской команде, является следующий: «Что на самом деле происходит в жизни наставляемо­го?». Как нам узнать, является ли проблема непо­средственно демонической? Как узнать, какие аспек­ты состояния человека являются биологическими (физиологическими), психологическими или возни­кающими в результате человеческих стремлений и окружающего мира? Временами проблема заключа­ется в комбинации физиологических нарушений (та­ких, как гормональная несбалансированность и/или Умственная недостаточность), эмоциональных травм и осложнений различной степени одержимости.

Важность правильного диагноза нельзя переоце­нить. В общем, есть две крайности. Одна заключает­ся в попытке изменить любые серьезные нарушения человеческой личности исключительно при помощи медицинских средств и (или) консульта­ций. В случае одержимости, демоны, конечно же, удовлетворены таким подходом, ибо их присутствие остается незамеченным. Хотя человек может полу­чить определенную помощь в эмоциональном или физиологическом аспекте проблемы, демоны оста­ются, и тотальная свобода является лишь заблужде­нием.

Другая крайность — люди часто пытаются изго­нять несуществующих демонов. Это практикуется многими служителями, игнорирующими различ­ные виды консультаций психологов или не умею­щими распознать разницы между физиологически­ми или психологическими отклонениями и одержи­мостью. Некоторые консультанты по духовной борьбе предполагают, что все серьезные личные и греховные проблемы человека являются непосред­ственно демоническими. В результате они пытают­ся изгнать несуществующих демонов, как в случае с человеком, страдающим раздвоением личности3.

Любой из этих двух подходов приносит вред, иногда большой вред наставляемому человеку. Как наставник по духовной борьбе, я должен распознавать человеческие и духовные причинно-следственные связи. Мне нужно научить­ся различать демоническое от того, что порождает­ся на человеческом уровне. Серьезные физиологи­ческие и психологические нарушения часто имеют похожие симптомы и проявления, как и в случае одержимости демонами.

В то же время демоны могут «имитировать» симптомы, пытаясь ввести в заблуждение советни­ка. В большинстве случаев к серьезным нарушени­ям личности нужно подходить не с позиций «или- или», но с позиций «а также». Проблемы наставляемого часто являются комбинацией физиологичес­кого и психологического ущерба, с которым нужно бороться не только путем изгнания, но также по­средством эффективного медицинского лечения или консультирования, а возможно, их комбина­ции. Демоническая деятельность не может быть прекращена посредством консультационной тера­пии, хотя может быть частично или временно по­давлена. Но в результате и жертва, и консультант остаются обманутыми.

В течение нескольких лет я пытался изгнать де­монов из одного замечательного молодого христиа­нина. У этого человека были все симптомы шизо­френии. В то время, под влиянием ошибочной хрис­тианской литературы, я считал, что причиной ши­зофрении являются демонические силы. В своих предположениях я исключал существование таких умственных дисфункций (особенно у христиан). Вместе с другими консультантами, которых при­глашал помочь в служении, я неоднократно пытал­ся освободить этого юношу от демонической зависи­мости. Должен сказать, что некоторые мои помощ­ники имели международное признание. Никто из нас не смог на самом деле помочь только путем из­гнания дьявола. Интересно то, что демоны присут­ствовали. Большое количество их было изгнано че­рез соединение наших молитв, молитв юной жерт­вы, силой и милостью Бога. Но так как главной про­блемой этого христианина была чисто биологичес­кая шизофрения, то это не могло сильно изменить его сумасбродное поведение и беспорядочный образ жизни.

Наконец, после дальнейшей учебы и консульта­ций с опытным христианским психологом, знаю­щим духовный мир, я пришел к выводу, что моло­дой человек страдал от серьезного умственного на­рушения, именуемого шизофренией. Через некоторое время нам удалось уговорить семью этого хрис­тианина направить его к психиатру, который про­вел курс медикаментозного лечения от шизофре­нии. Перемены были весьма заметными, и вскоре он стал почти нормальным*.

*Я говорю «почти», так как это один из тех случаев, когда от шизофрении, по всей вероятности, нельзя избавиться лишь с помощью самых сильнодействующих лекарств. К тому же на его здоровье побочное влияние оказывают некоторые медика­менты, поэтому после длительных периодов почти нормально­го состояния снова наступают периоды глубокой депрессии, особенно если он не принимает лекарств. Это богоугодный хри­стианин, всем сердцем любящий Господа. Вероятно, что каж­дый раз, когда он попадает в фазу сильной шизофрении, в его жизнь входит большое количество демонов.

Демоны исключительно злы. Они любят использо­вать подрывающие силы физические недомогания человека. Когда люди не способны полностью конт­ролировать свой разум и эмоции, демоны иногда мо­гут тайно использовать в своих целях слабые места их здоровья. Если человек избегает применения не­обходимых лекарств, после изгнания демонов его со­стояние может стать еще хуже. Эти или другие демо­ны могут снова спекулировать на незащищенных сторонах его жизни. Когда же человек продолжает прием необходимых медикаментов и в этом случае наблюдается заметное улучшение, значит, первона­чальными причинами его проблем были биологичес­кие, а не духовные проблемы.

Ошибка пятая. Упрощенческий подход к разру­шению демонических оплотов.

Вопросы территориальных духов, т.е. сильных де­монических персонажей высокого уровня, правящих данными географическими или социально-культур­ными группами людей, будут изложены в этом разде­ле. Тот факт, что мы рассматриваем эти уровни в от­дельности в целях анализа причин, не должен приво­дить нас к пренебрежению влияния духов высокого уровня при работе на земном уровне.

В настоящее время мы видим широко известных христианских лидеров, направляющих верующих на поиск и свершение сил и властей, управляющих об­щинами, городами и даже народами. То, что такие си­лы существуют, ясно из Старого и Нового Завета.

Евреи понимали, что боги языческих народов были высокими территориальными демоническими влас­тями (Лев. 17:19; Втор. 18:9-14; Дан. 9-10). Это под­тверждается в Новом Завете (1 Кор. 10:20-21; Деян. 8; Еф. 6:12; Откр. 2-3, 9-20), где также предупреждает­ся о беспечности злословящих высокие ангельские власти (Иуд. 1:8).

Моей целью не является обсуждение всех «за» и «против» такого служения. Однако я думаю, что это измерение духовной борьбы представляет серьезную опасность для тех верующих, кто без достаточного опыта изгнания демонов земного уровня думает, что он в состоянии бросить вызов и свергнуть высокие власти, являющиеся самыми могущественными де­моническими силами в царстве сатаны. В результате многие верующие, даже христианские лидеры, под­падают под неоправданно жестокую демоническую атаку. Те верующие, у которых нет опыта духовной борьбы земного уровня, конечно же, не готовы сра­жаться с противником высокого уровня мира духов.

Еще более тревожно, когда широко известные учителя дают понять или даже прямо заявляют после одной-двух кратких консультаций по освобож­дению, что правящие духи города или какой-либо местности изгнаны и лишены власти, возможно, од­нажды и навсегда.

История распространения христианства свиде­тельствует о том, что такого рода битва не может быть выиграна путем нескольких кратких консуль­таций, которые проводят духовно одаренные личнос­ти. Но что случается, когда эти сильные личности по­кидают общину? Если они и могут «потрепать» демо­нический оплот, то никаким образом не лишают де­монов их власти. И, конечно, не могут разрушить их обманное владение такой общиной.

Как мы узнаем из последующих глав этой книги, очень важно выработать стратегию подхода. Я вижу необходимость, по крайней мере, в четырех шагах в Данном процессе:

1. Чтобы нейтрализовать и нанести поражение та­кого рода бесам, необходимо начать широкомасштаб­ное заступническое служение наряду с массовым по­каянием и богоугодным образом жизни верующих данной местности. Часто для этого приходится года­ми, день и ночь взывать к Богу, чтобы Он утвердил Свое господство.

2. Далее идет духовная подготовка, обучающая как облекаться и использовать духовное вооружение Бога.

3. Затем необходимо присоединиться к более опытным верующим и изучать то, что я называю «Кратким курсом наставничества по духовной борь­бе и молитве».

4. Когда старшие, более опытные воины верят в то, что готовы к освобождению, они могут перейти к от­крытому духовному противостоянию и воинствую­щей молитве (Еф. 6:10-20) и бросить вызов непосред­ственно территориальным духам.

Наши рекомендации