Южная Пасадена, Калифорния, июль, 1994 г.

Часть 1.

Перспектива

Глава 1

Противостояние двух царств

Чарльз. Х. Крафт

«И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее. Итак, если Ты поклонишься мне, то все будет твое» (Лк. 4:6-7). Зная, что находится «за линией врага», Иисус не оспаривал законность пред­ложения Своего заклятого врага, сатаны. Ведь враг не всегда лжет. В данном случае он сказал горькую прав­ду о том, что Иисус действовал на его территории, пы­таясь искусить и заставить Его подчиниться.

В действительности же Иисус пришел восстано­вить Свою власть над вселенной, которую Бог дал од­нажды людям. Но Он не искал легкого пути. Иисус пришел как «второй Адам» (1 Кор. 15:45,47) и ясно помнил трагедию того дня, когда Адам лицом к лицу встретил того же искусителя и через послушание ему, а не Богу, отдал свои права правления над соз­данной вселенной (Быт. 3:17-19).

Но Иисус не поддался искушению восстановить права человечества на вселенную более легким путем. Он исполнил это угодным Богу образом — через по­слушание Отцу и вновь приобрел права посредством вторжения на вражескую территорию. Иисус нанес поражение власти тьмы на ее же поле, искупив вину за человеческое непослушание, поправ начальства и власти (Кол. 2:15). Он взошел на престол путем завое­вания, а не компромисса. И никто не может оспорить его духовное владычество.

Власть, полученная обманом

Бог сотворил землю и сотворил ее прекрасной. По­том Он наполнил ее различными живыми существа­ми. И в конце этого процесса он создал Свой шедевр — человека. Бог желал не просто жить в дружеском об­щении со Своим творением, но чтобы люди под Его руководством управляли и царствовали на земле. «Плодитесь и размножайтесь, — сказал Он им, — и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуй­те над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по зем­ле» (Быт. 1:28).

И лишь одного потребовал Бог от человека взамен за данную ему власть — послушания. Выполняйте это требование — и все будет хорошо. Непослушание же приведет к смерти (Быт. 2:17). И эта смерть, как мы узнали позже, включала в себя разрыв отноше­ний с Богом и потерю власти над землей.

Но здесь пришел искуситель, сильный и обольсти­тельный падший архангел. Весьма умело он спросил, почему Бог потребовал такого особого послушания. «Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, — сказал он, — откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5)

Итак, совершенные Божьи создания — вершина Его творения, с которыми Он прогуливался в вечер­ней прохладе, нарушили единственное правило, установленное Господом. Они поддались искушению, проявив непослушание Богу, и пали, потеряв приви­легии и власть, и вместе с ними пало все творение.

Все, что было создано таким прекрасным, теперь стало проклятым Богом и перешло под власть врага. Адам и Ева стали жить на вражеской территории. Раньше в своем послушании они имели власть, и каждое дерево, которое выращивали, приносило плоды. Теперь на земле стали обильно произрастать сорняки и терние. И выжить можно было только по­средством тяжелого изнурительного труда. Мир, кос­мос и порядок мироздания попали под проклятие. Сатана мог свободно расхаживать по земле, разру­шая Божье творение, потому что люди отдали ему всю власть над вселенной.

И именно этот единственный акт непослушания дал сатане право сказать Иисусу: «ибо она (власть) предана мне» (Лк. 4:6) В обмен на послушание Иису­са сатана был вправе предлагать Ему силу и власть, которую он получил в Едемском саду.

Борьба с тех времен

Из Писания мы видим, что с момента грехопадения царство сатаны и Божье Царство находятся в постоян­ном противостоянии. Оно распространяется как на землю, так и на небо. И хотя битвы на земле зачастую более очевидны, иногда приоткрывается занавес, и мы можем увидеть, что происходит за кулисами.

В двух первых главах Книги Иова из разговора между Богом и сатаной следует, что Бог гордится своим слугой Иовом, и сатана просит разрешения ис­пытать его. В ответ Бог разрешает сатане забрать у Иова все, кроме жизни (Иов. 1:12; 2:6). Иов остается тверд, хотя и жалуется. В итоге Бог одерживает побе­ду, и Иов оправдан и благословен Богом в десяти­кратном размере по сравнению с тем, что он потерял.

В десятой главе Книги пророка Даниила мы мо­жем увидеть еще один пример противостояния двух духовных царств (Дан. 10:12-14). Даниил искренне молился и просил Божьей помощи, однако потребо­валось целых три недели, пока она пришла, потому что Ангел, посланный Богом, был задержан «князем царства Персидского» (Дан. 10:13). И пока на по­мощь не был послан Архангел Михаил, первый Ан­гел не мог достигнуть Даниила.

Еще один пример небесного противостояния мы видим, когда Иисус объявил, что Он «видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18) в ответ на радостный рассказ учеников Иисуса о своем служе­нии. Позже говорится о желании сатаны отделить учеников «как отделяет земледелец плевелы от пше­ницы» (Лк. 22:31). Но Иисус молил­ся за Петра, чтобы он укрепился в вере и укрепил своих братьев.

Принимая во внимание эти и другие библейские примеры духовной борьбы в космосе, мы можем ут­верждать, что она продолжается и по сей день. Как подданные Царства Божьего, мы живем на враже­ской территории, и, нравится нам это или нет, мы во­влечены в войну. Будучи атакуемыми сатаной, мы сами являемся полем сражения. И, как призванные присоединиться к Иисусу для освобождения терри­тории от сатаны, являемся солдатами армии Иисуса.

Царство сатаны

Если сатана является «богом века сего» (2 Кор. 4:4) и «князем мира сего» (Ин. 14:30) и если «весь мир ле­жит во зле» (1Ин. 5:19), тогда все мы живем на вра­жеской территории. И, следовательно, это не празд­ное бахвальство, когда сатана заявляет, что «власть над всеми сими царствами и слава их ... предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лк. 4:5-6).

Мы живем, как чужеземцы среди сил царства сата­ны. Никто, и в особенности ни один христианин, не может избежать столкновений и конфликтов с ними.

Но власть сатаны ограничена, и он не владеет беспре­дельным контролем над всеми своими владениями.

Если отрывок из Исаии 14 относится к сатане, как считает большинство исследователей Библии, мы ви­дим, каким было его намерение: «взойду на небо, вы­ше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты об­лачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13-14).

Будучи сброшен с небес за соперничество с Богом, сатана пытался стать властителем зем­ли и всего человечества. И хотя получил эту власть об­маном, он знал об обещании, что однажды придет Мес­сия и поразит его в голову (Быт. 3:15). На протяжении столетий лукавый пытался уничтожить род праведни­ков, из которого должен был прийти его Великий Со­перник. Он отчаянно пытался уничтожить Иисуса в Вифлееме вскоре после Его рождения, внушив Ироду мысль о необходимости избиения всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет (Мф. 2:13-18).

После того, как Иисус получил власть по сошест­вии Духа Святого, Он стал еще большей угрозой цар­ству сатаны, и началась серьезная битва. Через иску­шения в пустыне сатана пытался нанести поражение Иисусу, склоняя Его покориться ему (Лк. 4:1-13). В Гефсимании враг принимал попытку погубить Его посредством страданий и неверности Его учеников (Лк. 22:39-46). Но самую большую ставку сатана сделал на распятие, где, как он считал, одержал по­беду. Но на третий день Отец воскресил Своего Сы­на и освободил Его «от силы начальств и властей» (Кол. 2:15).

Итак, сатане помешали в исполнении его главной цели, и он поставил перед собой новую цель — унич­тожить Божье творение, в частности, человечество. И так как сатана не в состоянии нанести поражение Самому Богу или взойти на Его престол, то неудер­жимая зависть и ненависть заставляют его поражать и разрушать все, на чем покоится Божья любовь.

Сатана завидует творческим возможностям Бога и человека, позволяющим создавать хорошее, потому что сам он не способен к созиданию. Сатана может только разрушать созданное другими. Поэтому в рев­ности, зависти и ненависти, порожденных разочарова­нием и гордостью, он стремится обмануть и разрушить созданное Богом и тех, кто сотворен по Его образу.

Его царство хорошо организовано и населено мно­жеством падших ангелов. В послании к Ефесянам 6:12 мы находим описание нескольких типов злых ду­ховных сил, населяющих небесный мир. Среди них «начальства, ... власти, духи злобы поднебесные (Еф. 6:12).

И хотя мы не знаем точно границ силы и власти са­таны, существует множество свидетельств, что они огромны. Кажется, у него очень большие возможнос­ти. Очевидно, что сатане было позволено сохранить силу и власть, которыми он обладал как архангел.

Царство Божье приближается

В этом мире, лежащем во зле, Бог поместил Свое Царство. Царство Небесное было постоянной темой служения Иисуса. Он проповедовал его, представлял его, описывал и повелевал Своим ученикам поста­вить его на первое место в жизни каждого из них (Мф. 6:33). После Своего воскресения это Царство Христос передал Своим последователям с тем, чтобы они расширили его под водительством и силой Духа Святого до края земли. Для этой цели Он оставил их (и нас) в мире, за линией врага, каким он был и рань­ше (Ин. 17:15). Господь вооружил нас Своей силой и повелел расширить границы Его Царства до Его воз­вращения насколько это возможно.

Это Царство населено теми, кто искуплен от греха и таким образом свободен для попытки выполнения того, что Бог повелел Адаму — послушания и упова­ния на Него. Основанием этого Царства является со­знательная верность, преданность и послушание Бо­гу.Его отличительными чертами яв­ляются любовь, радость, мир, долготерпение, бла­гость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

Отличительные признаки Царства Божьего про­тивоположны признакам, характеризующим царст­во сатаны. Бог проповедует пленным освобождение (Лк. 4:18-19), свободу в послушании любящему Бо­гу. Независимо от того, какая это проблема — духов­ная, эмоциональная или физическая, — Бог стре­мится принести освобождение от сатанинского пора­бощения. И каждый раз, когда человек приходит ко Христу и исцеляется физически или эмоционально, или освобождается от бесовского влияния, отвоевы­вается часть территории царства сатаны и провозгла­шается принадлежащей Богу.

Божье Царство преуспело в доброте и истинности значительно больше, чем царство сатаны — во зле и обмане. Это царство света в царстве тьмы врага, цар­ство достатка, полноты бытия, радости, исполнения высокого предназначения человека.

Божья стратегия

Существует три основных аспекта Божьей страте­гии противостояния замыслам врага: Бог ограничи­вает, Бог защищает и Бог наносит удар.

1. Бог ограничивает врага, устанавливая пределы на его деятельность и влияние. И хотя сатана облада­ет большой силой, мы знаем, что «Тот, кто в нас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4).

В разговоре относительно Иова сатана указал на ограничения, которые Бог наложил на его действия. «Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его рас­пространяются по земле. Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, — благословит ли он тебя? » (Иов. 1:10-11).

В ответ на жалобу сатаны Бог ослабил ограниче­ния так, что власть над тем, что имел Иов — его доб­ро, семья и, наконец, даже его здоровье — были пере­даны под власть сатаны. Бог сказал: «Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги» (Иов. 2:6).

В Новом Завете мы находим, как Иисус ограничил возможности врага, когда тот просил разрешения «просеять» учеников (Лк. 22:31).Мы также видим, как Бог ограничивает и расширяет воз­можности сатаны для различных целей в Книге Откро­вения. И только по разрешению Бога враг мог поразить апостола Павла «жалом в плоть» (2 Кор. 12:7-10).

Если бы сатане было позволено действовать бес­контрольно, результатом бы явилось полное уничто­жение человеческого рода (Ин. 10:10). Но наш мило­стивый Бог не допускает этого (Плач Иер. 3:22). Вме­сто этого Бог препятствует врагу, когда он нас атаку­ет. Сатане позволено только то, что разрешает ему Бог.

2. Ограничение Богом власти сатаны является на­шей защитой. Бог знает, что мы слабы (Пс. 102:14) и нуждаемся в защите от многочисленных неприятно­стей, которые нас подстерегают. Подумаем о том множестве микробов, от которых мы не болеем, или о возможных несчастных случаях, которые с нами не происходят. Мы даже защищены от последствий множества наших ошибок и неверных суждений. И именно Божья защита предотвращает воздействие всего этого на нас.

Почему же Бог не защищает людей от большего количества ужасных вещей, которые все же происхо­дят? Этого мы не знаем. И хотя определенная степень защиты осуществляется автоматически, Бог дал некоторую меру автономности людям и сатанинским силам, так что они могут причинять боль и зло другим. Но Бог заверил нас, что «не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы мы могли перенести» (1 Кор. 10:13). Мы имеем любящего Бога, Который защищает нас и заботится о нас, как пастырь о своих овцах (Ин. 10:11-15). И если Иисус повелел нам мо­литься Отцу «избавь нас от лукавого» (Мф. 6:13), следовательно, мы можем получить более сильную защиту, когда просим об этом Бога.

3. Иногда стратегией Бога является нанесение удара. Когда Бог призвал Моисея предстать перед фа­раоном, — это был наступательный шаг, так же, как и в случае, когда Илия получил повеление бросить вызов жрецам Ваала. Пришествие Иисуса, конечно, было самым очевидным и успешным наступлением Бога на сатану и его царство. В Первом послании Иоанна 3:8 сказано, что «явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола». Но Иисус не сразу начал Свое наступление. В годы детства и юности Он не тво­рил никаких чудес и, очевидно, не произвел большо­го впечатления даже на жителей родного города. Они были изумлены, когда Иисус начал проповедовать с властью и совершать чудеса (Мф. 13:53-58).

Враг, должно быть, был озадачен в это время, раз­мышляя, когда же Иисус сделает первый ход. Но ни­чего не произошло, пока Иисус не получил силу Ду­ха Святого во время Своего крещения (Лк. 3:21-22). И с этого момента Он отважно бросает вызов царству тьмы, объявляя войну сатане в силе Духа Святого (Лк. 4:14), исцеляя, изгоняя бесов, проповедуя о Царстве Божьем и призывая новобранцев для содей­ствия в этой битве.

И каждый раз, когда Иисус исцелял человека или освобождал его от бесов, Он наступал и завоевывал территорию у лукавого. Даже Его проповедническое служение было частью наступления на врага. И ког­да сатана потворствовал Его убийству, думая, что одержал победу над Иисусом, Отец предпринял на­ступление и победно поднял Иисуса раз и навсегда, преодолев наихудшее, что только мог сделать против Него враг.

Наши рекомендации