Южная Пасадена, Калифорния, июль, 1994 г.
Часть 1.
Перспектива
Глава 1
Противостояние двух царств
Чарльз. Х. Крафт
«И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее. Итак, если Ты поклонишься мне, то все будет твое» (Лк. 4:6-7). Зная, что находится «за линией врага», Иисус не оспаривал законность предложения Своего заклятого врага, сатаны. Ведь враг не всегда лжет. В данном случае он сказал горькую правду о том, что Иисус действовал на его территории, пытаясь искусить и заставить Его подчиниться.
В действительности же Иисус пришел восстановить Свою власть над вселенной, которую Бог дал однажды людям. Но Он не искал легкого пути. Иисус пришел как «второй Адам» (1 Кор. 15:45,47) и ясно помнил трагедию того дня, когда Адам лицом к лицу встретил того же искусителя и через послушание ему, а не Богу, отдал свои права правления над созданной вселенной (Быт. 3:17-19).
Но Иисус не поддался искушению восстановить права человечества на вселенную более легким путем. Он исполнил это угодным Богу образом — через послушание Отцу и вновь приобрел права посредством вторжения на вражескую территорию. Иисус нанес поражение власти тьмы на ее же поле, искупив вину за человеческое непослушание, поправ начальства и власти (Кол. 2:15). Он взошел на престол путем завоевания, а не компромисса. И никто не может оспорить его духовное владычество.
Власть, полученная обманом
Бог сотворил землю и сотворил ее прекрасной. Потом Он наполнил ее различными живыми существами. И в конце этого процесса он создал Свой шедевр — человека. Бог желал не просто жить в дружеском общении со Своим творением, но чтобы люди под Его руководством управляли и царствовали на земле. «Плодитесь и размножайтесь, — сказал Он им, — и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28).
И лишь одного потребовал Бог от человека взамен за данную ему власть — послушания. Выполняйте это требование — и все будет хорошо. Непослушание же приведет к смерти (Быт. 2:17). И эта смерть, как мы узнали позже, включала в себя разрыв отношений с Богом и потерю власти над землей.
Но здесь пришел искуситель, сильный и обольстительный падший архангел. Весьма умело он спросил, почему Бог потребовал такого особого послушания. «Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, — сказал он, — откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5)
Итак, совершенные Божьи создания — вершина Его творения, с которыми Он прогуливался в вечерней прохладе, нарушили единственное правило, установленное Господом. Они поддались искушению, проявив непослушание Богу, и пали, потеряв привилегии и власть, и вместе с ними пало все творение.
Все, что было создано таким прекрасным, теперь стало проклятым Богом и перешло под власть врага. Адам и Ева стали жить на вражеской территории. Раньше в своем послушании они имели власть, и каждое дерево, которое выращивали, приносило плоды. Теперь на земле стали обильно произрастать сорняки и терние. И выжить можно было только посредством тяжелого изнурительного труда. Мир, космос и порядок мироздания попали под проклятие. Сатана мог свободно расхаживать по земле, разрушая Божье творение, потому что люди отдали ему всю власть над вселенной.
И именно этот единственный акт непослушания дал сатане право сказать Иисусу: «ибо она (власть) предана мне» (Лк. 4:6) В обмен на послушание Иисуса сатана был вправе предлагать Ему силу и власть, которую он получил в Едемском саду.
Борьба с тех времен
Из Писания мы видим, что с момента грехопадения царство сатаны и Божье Царство находятся в постоянном противостоянии. Оно распространяется как на землю, так и на небо. И хотя битвы на земле зачастую более очевидны, иногда приоткрывается занавес, и мы можем увидеть, что происходит за кулисами.
В двух первых главах Книги Иова из разговора между Богом и сатаной следует, что Бог гордится своим слугой Иовом, и сатана просит разрешения испытать его. В ответ Бог разрешает сатане забрать у Иова все, кроме жизни (Иов. 1:12; 2:6). Иов остается тверд, хотя и жалуется. В итоге Бог одерживает победу, и Иов оправдан и благословен Богом в десятикратном размере по сравнению с тем, что он потерял.
В десятой главе Книги пророка Даниила мы можем увидеть еще один пример противостояния двух духовных царств (Дан. 10:12-14). Даниил искренне молился и просил Божьей помощи, однако потребовалось целых три недели, пока она пришла, потому что Ангел, посланный Богом, был задержан «князем царства Персидского» (Дан. 10:13). И пока на помощь не был послан Архангел Михаил, первый Ангел не мог достигнуть Даниила.
Еще один пример небесного противостояния мы видим, когда Иисус объявил, что Он «видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18) в ответ на радостный рассказ учеников Иисуса о своем служении. Позже говорится о желании сатаны отделить учеников «как отделяет земледелец плевелы от пшеницы» (Лк. 22:31). Но Иисус молился за Петра, чтобы он укрепился в вере и укрепил своих братьев.
Принимая во внимание эти и другие библейские примеры духовной борьбы в космосе, мы можем утверждать, что она продолжается и по сей день. Как подданные Царства Божьего, мы живем на вражеской территории, и, нравится нам это или нет, мы вовлечены в войну. Будучи атакуемыми сатаной, мы сами являемся полем сражения. И, как призванные присоединиться к Иисусу для освобождения территории от сатаны, являемся солдатами армии Иисуса.
Царство сатаны
Если сатана является «богом века сего» (2 Кор. 4:4) и «князем мира сего» (Ин. 14:30) и если «весь мир лежит во зле» (1Ин. 5:19), тогда все мы живем на вражеской территории. И, следовательно, это не праздное бахвальство, когда сатана заявляет, что «власть над всеми сими царствами и слава их ... предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лк. 4:5-6).
Мы живем, как чужеземцы среди сил царства сатаны. Никто, и в особенности ни один христианин, не может избежать столкновений и конфликтов с ними.
Но власть сатаны ограничена, и он не владеет беспредельным контролем над всеми своими владениями.
Если отрывок из Исаии 14 относится к сатане, как считает большинство исследователей Библии, мы видим, каким было его намерение: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13-14).
Будучи сброшен с небес за соперничество с Богом, сатана пытался стать властителем земли и всего человечества. И хотя получил эту власть обманом, он знал об обещании, что однажды придет Мессия и поразит его в голову (Быт. 3:15). На протяжении столетий лукавый пытался уничтожить род праведников, из которого должен был прийти его Великий Соперник. Он отчаянно пытался уничтожить Иисуса в Вифлееме вскоре после Его рождения, внушив Ироду мысль о необходимости избиения всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет (Мф. 2:13-18).
После того, как Иисус получил власть по сошествии Духа Святого, Он стал еще большей угрозой царству сатаны, и началась серьезная битва. Через искушения в пустыне сатана пытался нанести поражение Иисусу, склоняя Его покориться ему (Лк. 4:1-13). В Гефсимании враг принимал попытку погубить Его посредством страданий и неверности Его учеников (Лк. 22:39-46). Но самую большую ставку сатана сделал на распятие, где, как он считал, одержал победу. Но на третий день Отец воскресил Своего Сына и освободил Его «от силы начальств и властей» (Кол. 2:15).
Итак, сатане помешали в исполнении его главной цели, и он поставил перед собой новую цель — уничтожить Божье творение, в частности, человечество. И так как сатана не в состоянии нанести поражение Самому Богу или взойти на Его престол, то неудержимая зависть и ненависть заставляют его поражать и разрушать все, на чем покоится Божья любовь.
Сатана завидует творческим возможностям Бога и человека, позволяющим создавать хорошее, потому что сам он не способен к созиданию. Сатана может только разрушать созданное другими. Поэтому в ревности, зависти и ненависти, порожденных разочарованием и гордостью, он стремится обмануть и разрушить созданное Богом и тех, кто сотворен по Его образу.
Его царство хорошо организовано и населено множеством падших ангелов. В послании к Ефесянам 6:12 мы находим описание нескольких типов злых духовных сил, населяющих небесный мир. Среди них «начальства, ... власти, духи злобы поднебесные (Еф. 6:12).
И хотя мы не знаем точно границ силы и власти сатаны, существует множество свидетельств, что они огромны. Кажется, у него очень большие возможности. Очевидно, что сатане было позволено сохранить силу и власть, которыми он обладал как архангел.
Царство Божье приближается
В этом мире, лежащем во зле, Бог поместил Свое Царство. Царство Небесное было постоянной темой служения Иисуса. Он проповедовал его, представлял его, описывал и повелевал Своим ученикам поставить его на первое место в жизни каждого из них (Мф. 6:33). После Своего воскресения это Царство Христос передал Своим последователям с тем, чтобы они расширили его под водительством и силой Духа Святого до края земли. Для этой цели Он оставил их (и нас) в мире, за линией врага, каким он был и раньше (Ин. 17:15). Господь вооружил нас Своей силой и повелел расширить границы Его Царства до Его возвращения насколько это возможно.
Это Царство населено теми, кто искуплен от греха и таким образом свободен для попытки выполнения того, что Бог повелел Адаму — послушания и упования на Него. Основанием этого Царства является сознательная верность, преданность и послушание Богу.Его отличительными чертами являются любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
Отличительные признаки Царства Божьего противоположны признакам, характеризующим царство сатаны. Бог проповедует пленным освобождение (Лк. 4:18-19), свободу в послушании любящему Богу. Независимо от того, какая это проблема — духовная, эмоциональная или физическая, — Бог стремится принести освобождение от сатанинского порабощения. И каждый раз, когда человек приходит ко Христу и исцеляется физически или эмоционально, или освобождается от бесовского влияния, отвоевывается часть территории царства сатаны и провозглашается принадлежащей Богу.
Божье Царство преуспело в доброте и истинности значительно больше, чем царство сатаны — во зле и обмане. Это царство света в царстве тьмы врага, царство достатка, полноты бытия, радости, исполнения высокого предназначения человека.
Божья стратегия
Существует три основных аспекта Божьей стратегии противостояния замыслам врага: Бог ограничивает, Бог защищает и Бог наносит удар.
1. Бог ограничивает врага, устанавливая пределы на его деятельность и влияние. И хотя сатана обладает большой силой, мы знаем, что «Тот, кто в нас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4).
В разговоре относительно Иова сатана указал на ограничения, которые Бог наложил на его действия. «Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле. Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, — благословит ли он тебя? » (Иов. 1:10-11).
В ответ на жалобу сатаны Бог ослабил ограничения так, что власть над тем, что имел Иов — его добро, семья и, наконец, даже его здоровье — были переданы под власть сатаны. Бог сказал: «Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги» (Иов. 2:6).
В Новом Завете мы находим, как Иисус ограничил возможности врага, когда тот просил разрешения «просеять» учеников (Лк. 22:31).Мы также видим, как Бог ограничивает и расширяет возможности сатаны для различных целей в Книге Откровения. И только по разрешению Бога враг мог поразить апостола Павла «жалом в плоть» (2 Кор. 12:7-10).
Если бы сатане было позволено действовать бесконтрольно, результатом бы явилось полное уничтожение человеческого рода (Ин. 10:10). Но наш милостивый Бог не допускает этого (Плач Иер. 3:22). Вместо этого Бог препятствует врагу, когда он нас атакует. Сатане позволено только то, что разрешает ему Бог.
2. Ограничение Богом власти сатаны является нашей защитой. Бог знает, что мы слабы (Пс. 102:14) и нуждаемся в защите от многочисленных неприятностей, которые нас подстерегают. Подумаем о том множестве микробов, от которых мы не болеем, или о возможных несчастных случаях, которые с нами не происходят. Мы даже защищены от последствий множества наших ошибок и неверных суждений. И именно Божья защита предотвращает воздействие всего этого на нас.
Почему же Бог не защищает людей от большего количества ужасных вещей, которые все же происходят? Этого мы не знаем. И хотя определенная степень защиты осуществляется автоматически, Бог дал некоторую меру автономности людям и сатанинским силам, так что они могут причинять боль и зло другим. Но Бог заверил нас, что «не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы мы могли перенести» (1 Кор. 10:13). Мы имеем любящего Бога, Который защищает нас и заботится о нас, как пастырь о своих овцах (Ин. 10:11-15). И если Иисус повелел нам молиться Отцу «избавь нас от лукавого» (Мф. 6:13), следовательно, мы можем получить более сильную защиту, когда просим об этом Бога.
3. Иногда стратегией Бога является нанесение удара. Когда Бог призвал Моисея предстать перед фараоном, — это был наступательный шаг, так же, как и в случае, когда Илия получил повеление бросить вызов жрецам Ваала. Пришествие Иисуса, конечно, было самым очевидным и успешным наступлением Бога на сатану и его царство. В Первом послании Иоанна 3:8 сказано, что «явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола». Но Иисус не сразу начал Свое наступление. В годы детства и юности Он не творил никаких чудес и, очевидно, не произвел большого впечатления даже на жителей родного города. Они были изумлены, когда Иисус начал проповедовать с властью и совершать чудеса (Мф. 13:53-58).
Враг, должно быть, был озадачен в это время, размышляя, когда же Иисус сделает первый ход. Но ничего не произошло, пока Иисус не получил силу Духа Святого во время Своего крещения (Лк. 3:21-22). И с этого момента Он отважно бросает вызов царству тьмы, объявляя войну сатане в силе Духа Святого (Лк. 4:14), исцеляя, изгоняя бесов, проповедуя о Царстве Божьем и призывая новобранцев для содействия в этой битве.
И каждый раз, когда Иисус исцелял человека или освобождал его от бесов, Он наступал и завоевывал территорию у лукавого. Даже Его проповедническое служение было частью наступления на врага. И когда сатана потворствовал Его убийству, думая, что одержал победу над Иисусом, Отец предпринял наступление и победно поднял Иисуса раз и навсегда, преодолев наихудшее, что только мог сделать против Него враг.