Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши. Вы нападаете на сироту и роете яму другу вашему (6:26,27).
В этой главе я собираюсь рассказать о состоянии Иова, которое можно назвать святым отчаянием.
Недавно я прочитал статью, написанную американским миссионером, который побывал в Матаре, Найроби. Матар, который называют местом трущоб, расположен внутри города Найроби, в Кении.
Около 180 тысяч человек в Матаре живут за чертой бедности. А в Найроби насчитывается 60 тысяч бездомных детей, большинство из которых родились в Матаре.
В своей статье миссионер (Ренди Херст) пишет, что когда он увидел этих детей впервые, то сразу обратил внимание на их «отчаявшийся взгляд». Эти дети, живя в жуткой реальности, уже потеряли надежду получить еду. Они смотрели на белого человека и ожидали, что он даст им денег или что-нибудь поесть.
Ренди был так тронут их страданиями, что решил переехать в Матар и начать служить детям. Хозяин дома, в котором остановился миссионер, однако строго предупредил его соблюдать границы в общении. «Это отчаявшиеся люди», — сказал он, имея в виду, что ради еды они могут пойти на преступление. Таково отчаяние голода.
Плач ради награды
Возможно, вы молились раньше так: «Господи, пошли мне жажду по Тебе» или, возможно, вы даже просили Бога сделать вас ревностно ищущими Его. Я верю, что просить этого хорошо, но мы редко готовы к тому, как Бог отвечает на такую просьбу.
Все мы инстинктивно стремимся к комфортной жизни, чтобы сделать нашу жизнь свободной от стресса и боли, насколько это возможно. Это нормально, но не всегда неправильно. Некоторые люди стали жить в таком комфорте, что даже перестали чувствовать глубокую нужду в Божьей помощи и Его вмешательстве. Богу приходится действовать, чтобы выбить из-под нас подпорки, которые создают комфорт. Мы молимся: «Господи, сделай так, чтобы я отчаянно желал Тебя», но потом, когда Он убирает нашу систему поддержки, мы говорим: «Это не то, что я имел в виду, Господь!»
Бог знает, как заставить нас отчаянно желать Его. Он знает, как поместить сильное желание в наши души. Он вкладывает зов внутрь нас с намерением ответить на него. Возможно, никто в Библии не иллюстрирует эту истину лучше, чем Анна.
У Елканы было две жены, Анна и Фенанна. У Фе- нанны были дети, но Бог закрыл чрево Анны. И оттого что Елкана любил Анну больше, Фенанна ненавидела Анну, раздражая ее упоминаниями о бесплодии. Анна не могла понять, почему Бог, как казалось ей, проклял ее бесплодием. Она часто плакала в отчаянии. Наконец, женщина почувствовала насколько сильное желание иметь ребенка, что произнесла абсолютно сумасшедшую молитву. Она сказала: «Если Ты дашь мне сына, я отдам его Тебе обратно!» Никакая мать в здравом рассудке не отдаст ребенка, которого она так долго ждала, но Анна была приведена в такое отчаяние Богом, что пожелала отдать своего ребенка.
Бог сказал: «Это та молитва, которую я так ждал!» Когда Анна пришла к такому отчаянию, Бог открыл ее утробу, и она родила могущественного пророка Самуила. Богу был нужен Самуил, и для того чтобы получить его, Он привел женщину к отчаянию через бесплодие. Иногда мы не понимаем, почему наша способность приносить плоды кажется отрезанной, но Бог использует духовное бесплодие для того, чтобы произвести тот вид отчаяния, который сделает нас полностью готовыми для Его целей.
Блаженны алчущие, благословенны отчаявшиеся.
Ваш голод определяет то, как сильно вы ищете Бога. «Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его» (Прит. 16:26). Есть уровни голода, и есть уровни отчаяния. Некоторые люди думают, что они отчаянно ищут Господа, но на самом деле они очень счастливы, что у них есть достаточное количество необходимых вещей. Когда Бог заставляет вас отчаянно искать Его, Он полностью переворачивает вашу жизнь.
Иов был приведен к отчаянию
Точно так же, как Бог привел к отчаянию Анну, Он привел к отчаянию и Иова. «Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши» (6:26).
Когда Бог приводит вас к отчаянному желанию приблизиться к Нему, все правила меняются. Ваша жизнь полностью вне вашего контроля, у вас абсолютно другие ценности, вас не беспокоит, что другие думают о вас, вы концентрируете свое внимание только на вашей цели, взаимоотношения отступают на второй план, вы идете на великий риск, потому что вам нечего терять. Никто не может остановить вас. Вы в отчаянии.
Друзья Иова не знают, что делать с этим отчаявшимся человеком. Он другой, и они не понимают, в чем состоит изменение. Он больше не похож на того Иова, которого они когда-то знали. Они говорят друг другу: «Мы не можем говорить с ним, мы не можем урезонить его, он не может принять ничего от нас. Что с ним происходит? Он думает, что прав только он? » Они понятия не имеют, что делать с этим человеком, который был когда-то их другом, но теперь, кажется, живет на другой планете. Они абсолютно не понимают, что их друг теперь отчаявшийся человек.
Поверьте мне: когда вы отчаянно следуете за Богом, все ваши взаимоотношения меняются.
Благодать
Брат во Христе однажды сказал мне: «Я очень сильно хочу следовать за Иисусом, но просто не делаю этого. Похоже, я не могу действовать по своей собственной инициативе, я всегда нахожу повод, чтобы заглушить это желание, и затем становлюсь пассивным. Что я могу сделать с этим? »
Думаю, что на самом деле все мы склонны к более спокойному следованию за Богом, когда все идет хорошо в нашей жизни. Чтобы получить доступ к подобному отчаянию, требуется действие благодати. У нас нет внутренних ресурсов, чтобы получить это самим. Нам нужна помощь.
Я определил благодать так: «Бог дотягивается до человека». Благодать — это когда Бог берет на Себя необходимую инициативу, чтобы притянуть человека к
Себе. Именно благодать и только благодать заставляет человека отчаянно обращаться к Богу, и потом именно благодать дает человеку силу держаться за Бога. Другими словами, наше восхождение к высшему от Бога совершается только по Его инициативе. Все, что мы можем делать — это выражать нашу нужду и взывать к Нему за помощью. Его ответ полон благодати.
Отчего Иов впал в отчаяние?
Мне задали вопрос: «Отчего Иов впал в отчаяние?» Тем, кто только начинает читать, скажу, что он очень сильно хотел быть исцеленным. Иов говорит о своей болезни не как о простом чувстве дискомфорта, а воспринимает ее как угрозу для жизни.
Если вы когда-либо испытывали немощь, которая угрожала жизни, вы поймете то отчаяние, с которым произносятся такие слова: «Я должен поправиться!» Вот почему многие люди преодолевают невероятные расстояния, чтобы посетить доктора, который, как они думают, сможет им помочь.
Иов следовал за Богом изо всех сил, потому что отчаянно желал быть исцеленным. Но он стремился к большему. Только исцеление было бы недостаточным для Иова. Иов слишком глубоко погряз в бедах, чтобы желать лишь физического исцеления. Он потерял десятерых детей! Физическое исцеление не компенсировало бы эту потерю.
Иов отчаянно желал высшего, он отчаянно желал откровения от Бога! Бог пришел к нему как «Бог, который сжигает ваши теологические границы», и теперь все познания Иова о Боге были под вопросом. Иов говорил: «Кто Ты такой, в конце концов? Я думаю, что я даже не знаю Тебя, покажи мне Свою славу, я должен увидеть Тебя таким, каков Ты на самом деле!»
Поскольку Иов прошел тяжелое испытание, он начал понимать что-то через пророческое различение. Он пришел к осознанию, что Бог поразил его намеренно, чтобы открыть Себя. Иов уверен в утверждении, которое является, возможно, самым драматическим пророческим заявлением всей книги: «и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаивает сердце мое в груди моей!» (19:26,27).
Иов говорит: «Бог привел меня в долину не для того, чтобы оставить там. Он привел меня в долину, чтобы вывести меня наверх, на гору. Бог показал мне, что придет день, когда я увижу Его на горе, и этот день придет до того, как я умру». Представьте себе волнение и ожидание, с которым он добавил: «Истаивает сердце мое в груди моей!» Он знал, что он продвигается к могущественному откровению от Бога, и он с трудом может его дождаться!
Оказывается, Иов был прав. Бог на самом деле пришел в главе 38 и открыл Себя Иову. Если вы оказались в «печи» Иова, то услышьте это: Он собирается посетить и вас!
Четыре главы, в которых Бог говорил к Иову (главы 38-41), больше чем просто серия вопросов, продиктованных Иову безответно. Иов находился в присутствии Самого Бога, и эта встреча потрясла его до самых глубин естества. Иов с нетерпением ждал этого момента, но когда он наконец настал, он был потрясен могуществом, великолепием, красотой и силой, которые захватили его чувства.
Вопросы, которые Бог задавал Иову, не только заставили его замолчать, но и открыли перед ним всемогущую суверенность Бога. Душа Иова отчаянно тосковала в ожидании этого момента, и он наконец пришел!
Глава 13
Искать всем сердцем
Цель Бога в том, чтобы заставить вас отчаянно желать Его и искать более ревностно, чем когда-либо раньше. Именно следование за Богом меняет нас. «И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29:13).
Вот на что похож подобный отчаянный поиск:
• Вы отворачиваетесь от социальных взаимоотношений с другими людьми и находите уединенное место для общения с Богом, где вы ищете Его лицо. «И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения]». (По своей воле никто не выбирает пепел в качестве места общения с Богом, все приводятся туда отчаянием.)
• Вы поглощаете Библию, как пищу для умирающего от голода человека. Вы изучаете Писание от корки до корки, вчитываясь в каждый стих в поисках дающей жизнь манны. (Писание становится манной, когда Дух Святой открывает его для нашего сердца Своей божественной силой.) Эти маленькие крупицы манны, выдыхаемые Богом, становятся источником вашего выживания и разума.
• Вы проводите длительное время, глядя на Бога, ожидая Его в молитве и в бдительном размышлении. «Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы — на руку госпожи ее, так очи наши — к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас» (Пс. 122:2). Вы верите, что если будете приходить в Его присутствие, то это внесет то изменение, которого вы так жаждете. Друзья Иова «сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова» (2:13). Они присоединились к Иову во время семи дней молчания, но для Иова это было долгосрочным посвящением.
• Духовные упражнения, такие как пост, одиночество и самоотречение, используются с благодарностью как дары, предназначенные Богом, — это двигатели, которые помогают нам следовать за Христом. О посте Иов сказал: «От заповеди уст Его не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила» (23:12).
Немногие были приведены к такому отчаянию, поэтому не все узнали преображающую силу подобного поиска Бога.