Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши. Вы нападаете на сироту и роете яму другу вашему (6:26,27).

В этой главе я собираюсь рассказать о состоянии Иова, которое можно назвать святым отчаянием.

Недавно я прочитал статью, написанную американ­ским миссионером, который побывал в Матаре, Найро­би. Матар, который называют местом трущоб, располо­жен внутри города Найроби, в Кении.

Около 180 тысяч человек в Матаре живут за чертой бедности. А в Найроби насчитывается 60 тысяч бездом­ных детей, большинство из которых родились в Матаре.

В своей статье миссионер (Ренди Херст) пишет, что когда он увидел этих детей впервые, то сразу обратил внимание на их «отчаявшийся взгляд». Эти дети, живя в жуткой реальности, уже потеряли надежду получить еду. Они смотрели на белого человека и ожидали, что он даст им денег или что-нибудь поесть.

Ренди был так тронут их страданиями, что решил переехать в Матар и начать служить детям. Хозяин дома, в котором остановился миссионер, однако строго предупредил его соблюдать границы в общении. «Это отчаявшиеся люди», — сказал он, имея в виду, что ради еды они могут пойти на преступление. Таково отчаяние голода.

Плач ради награды

Возможно, вы молились раньше так: «Господи, пош­ли мне жажду по Тебе» или, возможно, вы даже просили Бога сделать вас ревностно ищущими Его. Я верю, что просить этого хорошо, но мы редко готовы к тому, как Бог отвечает на такую просьбу.

Все мы инстинктивно стремимся к комфортной жиз­ни, чтобы сделать нашу жизнь свободной от стресса и боли, насколько это возможно. Это нормально, но не всегда неправильно. Некоторые люди стали жить в та­ком комфорте, что даже перестали чувствовать глубо­кую нужду в Божьей помощи и Его вмешательстве. Богу приходится действовать, чтобы выбить из-под нас под­порки, которые создают комфорт. Мы молимся: «Госпо­ди, сделай так, чтобы я отчаянно желал Тебя», но потом, когда Он убирает нашу систему поддержки, мы говорим: «Это не то, что я имел в виду, Господь!»

Бог знает, как заставить нас отчаянно желать Его. Он знает, как поместить сильное желание в наши души. Он вкладывает зов внутрь нас с намерением ответить на него. Возможно, никто в Библии не иллюстрирует эту истину лучше, чем Анна.

У Елканы было две жены, Анна и Фенанна. У Фе- нанны были дети, но Бог закрыл чрево Анны. И оттого что Елкана любил Анну больше, Фенанна ненавидела Анну, раздражая ее упоминаниями о бесплодии. Анна не могла понять, почему Бог, как казалось ей, проклял ее бесплодием. Она часто плакала в отчаянии. Наконец, женщина почувствовала насколько сильное желание иметь ребенка, что произнесла абсолютно сумасшедшую молитву. Она сказала: «Если Ты дашь мне сына, я отдам его Тебе обратно!» Никакая мать в здравом рассудке не отдаст ребенка, которого она так долго ждала, но Анна была приведена в такое отчаяние Богом, что пожелала отдать своего ребенка.

Бог сказал: «Это та молитва, которую я так ждал!» Когда Анна пришла к такому отчаянию, Бог открыл ее утробу, и она родила могущественного пророка Самуи­ла. Богу был нужен Самуил, и для того чтобы получить его, Он привел женщину к отчаянию через бесплодие. Иногда мы не понимаем, почему наша способность при­носить плоды кажется отрезанной, но Бог использует духовное бесплодие для того, чтобы произвести тот вид отчаяния, который сделает нас полностью гото­выми для Его целей.

Блаженны алчущие, благословенны отчаявшиеся.

Ваш голод определяет то, как сильно вы ищете Бога. «Трудящийся трудится для себя, потому что понужда­ет его к тому рот его» (Прит. 16:26). Есть уровни голо­да, и есть уровни отчаяния. Некоторые люди думают, что они отчаянно ищут Господа, но на самом деле они очень счастливы, что у них есть достаточное количество необходимых вещей. Когда Бог заставляет вас отча­янно искать Его, Он полностью переворачивает вашу жизнь.

Иов был приведен к отчаянию

Точно так же, как Бог привел к отчаянию Анну, Он привел к отчаянию и Иова. «Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши» (6:26).

Когда Бог приводит вас к отчаянному желанию при­близиться к Нему, все правила меняются. Ваша жизнь полностью вне вашего контроля, у вас абсолютно другие ценности, вас не беспокоит, что другие думают о вас, вы концентрируете свое внимание только на вашей цели, взаимоотношения отступают на второй план, вы идете на великий риск, потому что вам нечего терять. Никто не может остановить вас. Вы в отчаянии.

Друзья Иова не знают, что делать с этим отчаявшимся человеком. Он другой, и они не понимают, в чем состоит изменение. Он больше не похож на того Иова, которого они когда-то знали. Они говорят друг другу: «Мы не мо­жем говорить с ним, мы не можем урезонить его, он не может принять ничего от нас. Что с ним происходит? Он думает, что прав только он? » Они понятия не имеют, что делать с этим человеком, который был когда-то их дру­гом, но теперь, кажется, живет на другой планете. Они абсолютно не понимают, что их друг теперь отчаявший­ся человек.

Поверьте мне: когда вы отчаянно следуете за Богом, все ваши взаимоотношения меняются.

Благодать

Брат во Христе однажды сказал мне: «Я очень силь­но хочу следовать за Иисусом, но просто не делаю это­го. Похоже, я не могу действовать по своей собственной инициативе, я всегда нахожу повод, чтобы заглушить это желание, и затем становлюсь пассивным. Что я могу сделать с этим? »

Думаю, что на самом деле все мы склонны к более спо­койному следованию за Богом, когда все идет хорошо в нашей жизни. Чтобы получить доступ к подобному от­чаянию, требуется действие благодати. У нас нет внут­ренних ресурсов, чтобы получить это самим. Нам нужна помощь.

Я определил благодать так: «Бог дотягивается до человека». Благодать — это когда Бог берет на Себя не­обходимую инициативу, чтобы притянуть человека к

Себе. Именно благодать и только благодать заставляет человека отчаянно обращаться к Богу, и потом именно благодать дает человеку силу держаться за Бога. Дру­гими словами, наше восхождение к высшему от Бога совершается только по Его инициативе. Все, что мы можем делать — это выражать нашу нужду и взывать к Нему за помощью. Его ответ полон благодати.

Отчего Иов впал в отчаяние?

Мне задали вопрос: «Отчего Иов впал в отчаяние?» Тем, кто только начинает читать, скажу, что он очень сильно хотел быть исцеленным. Иов говорит о своей бо­лезни не как о простом чувстве дискомфорта, а воспри­нимает ее как угрозу для жизни.

Если вы когда-либо испытывали немощь, которая угрожала жизни, вы поймете то отчаяние, с которым произносятся такие слова: «Я должен поправиться!» Вот почему многие люди преодолевают невероятные расстояния, чтобы посетить доктора, который, как они думают, сможет им помочь.

Иов следовал за Богом изо всех сил, потому что от­чаянно желал быть исцеленным. Но он стремился к большему. Только исцеление было бы недостаточным для Иова. Иов слишком глубоко погряз в бедах, чтобы желать лишь физического исцеления. Он потерял деся­терых детей! Физическое исцеление не компенсировало бы эту потерю.

Иов отчаянно желал высшего, он отчаянно желал от­кровения от Бога! Бог пришел к нему как «Бог, который сжигает ваши теологические границы», и теперь все познания Иова о Боге были под вопросом. Иов говорил: «Кто Ты такой, в конце концов? Я думаю, что я даже не знаю Тебя, покажи мне Свою славу, я должен увидеть Тебя таким, каков Ты на самом деле!»

Поскольку Иов прошел тяжелое испытание, он начал понимать что-то через пророческое различение. Он при­шел к осознанию, что Бог поразил его намеренно, чтобы открыть Себя. Иов уверен в утверждении, которое яв­ляется, возможно, самым драматическим пророческим заявлением всей книги: «и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаивает сердце мое в груди моей!» (19:26,27).

Иов говорит: «Бог привел меня в долину не для того, чтобы оставить там. Он привел меня в долину, чтобы вы­вести меня наверх, на гору. Бог показал мне, что придет день, когда я увижу Его на горе, и этот день придет до того, как я умру». Представьте себе волнение и ожида­ние, с которым он добавил: «Истаивает сердце мое в груди моей!» Он знал, что он продвигается к могущест­венному откровению от Бога, и он с трудом может его дождаться!

Оказывается, Иов был прав. Бог на самом деле при­шел в главе 38 и открыл Себя Иову. Если вы оказались в «печи» Иова, то услышьте это: Он собирается посетить и вас!

Четыре главы, в которых Бог говорил к Иову (главы 38-41), больше чем просто серия вопросов, продиктован­ных Иову безответно. Иов находился в присутствии Само­го Бога, и эта встреча потрясла его до самых глубин есте­ства. Иов с нетерпением ждал этого момента, но когда он наконец настал, он был потрясен могуществом, великоле­пием, красотой и силой, которые захватили его чувства.

Вопросы, которые Бог задавал Иову, не только за­ставили его замолчать, но и открыли перед ним всемо­гущую суверенность Бога. Душа Иова отчаянно тоскова­ла в ожидании этого момента, и он наконец пришел!

Глава 13

Искать всем сердцем

Цель Бога в том, чтобы заставить вас отчаянно желать Его и искать более ревностно, чем когда-либо раньше. Именно следование за Богом меняет нас. «И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем ва­шим» (Иер. 29:13).

Вот на что похож подобный отчаянный поиск:

• Вы отворачиваетесь от социальных взаимоотношений с другими людьми и находите уединенное место для общения с Богом, где вы ищете Его лицо. «И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения]». (По своей воле никто не выбирает пепел в качестве места общения с Богом, все приводятся туда отчаянием.)

• Вы поглощаете Библию, как пищу для умирающего от голода человека. Вы изучаете Писание от корки до корки, вчитываясь в каждый стих в поисках дающей жизнь манны. (Писание становится манной, когда Дух Святой открывает его для нашего сердца Своей божественной силой.) Эти маленькие крупицы манны, выдыхаемые Богом, становятся источником вашего выживания и разума.

• Вы проводите длительное время, глядя на Бога, ожидая Его в молитве и в бдительном размышлении. «Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы — на руку госпожи ее, так очи наши — к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас» (Пс. 122:2). Вы верите, что если будете приходить в Его присутствие, то это внесет то изменение, которого вы так жаждете. Друзья Иова «сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова» (2:13). Они присоединились к Иову во время семи дней молчания, но для Иова это было долгосрочным посвящением.

• Духовные упражнения, такие как пост, одиночество и самоотречение, используются с благодарностью как дары, предназначенные Богом, — это двигатели, которые помогают нам следовать за Христом. О посте Иов сказал: «От заповеди уст Его не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила» (23:12).

Немногие были приведены к такому отчаянию, поэтому не все узнали преображающую силу подобного поиска Бога.

Наши рекомендации