Кирпичик -- в будущее своего ребенка.
Один старый мужчина переехал жить к сыну, невестке и четырехлетнему внуку. Его руки дрожали, глаза плохо видели, походка была слабой. Семья ела вместе за одним столом, но старые, трясущиеся дедушкины руки и слабое зрение затрудняли этот процесс. Горошины сыпались с ложки на пол, когда он зажимал в руках стакан, молоко проливалось на скатерть. Дедушка переживал, но ничего не мог с собой поделать.
Сын и невестка стали всё больше – раздражаться, недовольно ворчать и ругаться из-за этого.– Мы должны что-то предпринять, -- сказал сын. -- С меня достаточно того, как он шумно ест, пролитого им молока, и рассыпанной пищи на полу.
И тогда муж и жена решили поставить -- отдельный маленький столик в углу комнаты, чтобы дедушка им больше – НЕ МЕШАЛ своим присутствием. Там дедушка и стал есть -- в одиночестве, в то время как остальные члены семьи -- наслаждались обедом.
После того, как дедушка дважды разбивал тарелки, ему стали подавать еду в деревянной миске. Когда, кто-то из семьи мельком взглядывал на дедушку, то видели, что иногда у него были слезы в глазах, он был совсем один и с ним почти – не общались. С тех пор, единственными словами, которые он слышал в свой адрес, были колкие, и порой грубые замечания, когда -- он ронял вилку или рассыпал или проливал пищу.
Четырехлетний мальчик наблюдал за всем молча. Однажды вечером, перед ужином, отец заметил его играющим с деревянной щепкой на полу. Он ласково спросил малыша:
– Чем ты занимаешься? Так же доверчиво мальчик ответил:
– Я делаю маленькую деревянную миску, которая НЕ РАЗОБЬЕТСЯ -- для тебя и для мамы, из которой вы будете кушать, когда я вырасту. И я сделаю вам такой же -- ОТДЕЛЬНЫЙ столик, за которым вы -- будете обедать и ужинать.
Мальчик продолжил работать. Эти слова так ошеломили родителей, что они потеряли дар речи. Потом слезы заструились на их лицах. И хотя ни одного слова не было произнесено, оба знали, что надо сделать.
В тот же вечер муж подошёл к дедушке, бережно взял его за руку и нежно проводил его обратно к семейному столу. Все оставшиеся дни -- дедушка ел вместе с семьей. И почему-то уже -- ни муж, и ни жена больше никогда -- НЕ БЕЗПОКОИЛИСЬ и уже не РАЗДРАЖАЛИСЬ, когда падала вилка, разливалось молоко или пачкалась скатерть. Они стали -- по доброму общаться с дедушкой. Дошло наконец-то до них, что всё зло -- ВОЗВРАЩАЕТСЯ.
Дети необыкновенно проницательны – они всё ВИДЯТ и всё -- ПОНИМАЮТ. Их глаза всегда замечают, их уши всегда прислушиваются, и их разум тщательно обрабатывает информацию, которую они поглощают.
Если дети видят нас -- добрыми, терпеливыми, поддерживающими атмосферу любви в доме, они БУДУТ -- Копировать это ДОБРОЕ наше поведение и наши – ДОБРЫЕ дела всю свою оставшуюся жизнь и станут добрыми людьми.
Если же дети -- УВИДЯТ нашу грубость, жадность и безжалостность – дети станут такими же и даже -- намного хуже.Мудрый родитель понимает, что каждый день закладывает кирпичик в будущее своего ребенка. Давайте будем разумными строителями и достойным образцом для подражания.
ДЕТИ В ХРАМЕ... ТЯЖЕЛЫЕ -- ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ.
( ЗАПИСКИ СВЯЩЕННИКА. )
Дети напоминают нам взрослым о том, что если не будешь веровать как дитя, то -- не достигнешь Царствия Небесного. О чём многие из нас попросту – забывают. С одной стороны, переживаешь, глядя на них, что сам столько лишних дорог -- истоптал, столько ошибок в жизни ненужных сделал, столько времени зря убил, пока наконец -- до Церкви добрался! А вот если бы, как они, да ещё с детских лет в храме бывать, молиться здесь, исповедоваться, причащаться! Как же это было бы хорошо... Но и о другой стороне как не сказать? Ведь видишь, как подходят многие ребята на Исповедь -- не первый и даже не десятый уже, наверное, раз, но так НИЧЕГО -- и НЕ ЗНАЮТ, что сказать на ней, так и НЕ ПОНЯЛИ – что же такое Исповедь? Зачем она нужна? И даже НЕ ЗНАЮТ – зачем надо ходить в Церковь, за чем надо молиться?
Как тяготятся дети -- временем, которое вынуждены -- проводить в храме. Потому и пропадают – УХОДЯТ дети из церкви, достигнув совершеннолетия, ПРОПАДАЮТ вместе со всем своим «Опытом церковной жизни», со всем «Багажом знаний», полученным в Воскресной школе, -- чтобы либо вернуться когда-нибудь позже, либо – НЕ ВЕРНУТЬСЯ никогда, что и происходит со многими.
И проблема эта -- не в детях, а в их родителях. В том, как они -- воспитывают своих сыновей и дочерей, как «Воцерковляют» их, какой живут жизнью -- церковной или мирской. Если в родителях -- больше мирского, обывательского отношения к жизни – с чего и откуда научатся их дети -- жизни Духовной?
Есть ошибки, которые с виду обычные и их вроде бы легко исправить. Но копнешь, и оказывается, что они с другими, куда более серьезными связаны. Тут, выходит, что исправлять надо не что-то отдельное, а всю свою жизнь – надо полностью МЕНЯТЬ. От чего-то отказываться – на что-то решаться. Наши дети, как раз нам и напоминают об этом, что если мы хотим -- добра своим детям – мы родители тогда должны стать ДОБРЫМ -- примером жизни для детей. То есть, мы должны РЕШАТЬСЯ – МЕНЯТЬ свою жизнь.
Если мы хотим, что бы наши дети были верующими людьми – то НАЧИНАТЬ жить Духовной жизнью -- как положено -- должны родители. Дети - должны ВИДЕТЬ наш пример.
Чтобы дети ВИДЕЛИ -- нашу веру!
Чтобы дети ВИДЕЛИ и слышали -- наши молитвы!
Чтобы дети ВИДЕЛИ – наши ДОБРЫЕ дела и честную жизнь!
Очень важно для родителей -- помнить, что сами они оказались в храме не в какой-то случайно определившийся момент своей жизни. Они в Церкви, потому что -- НАСТУПИЛО время, когда они ощутили в ней -- нужду, поняли, что без нее -- никак, и потому сами -- сделали этот важнейший выбор. А дети... Пусть они маленькие, но каждый из них -- личность. Да, многое приходится и решать, и выбирать за них.
Но важнее всего то, что родителям надо понять, что ПРИНУЖДЕНИЕМ – только ОТВЕРНЕШЬ ребенка от церкви, что надо НЕ ПРИНУЖДАТЬ – надо ПОМОЧЬ ребенку самому понять – насколько ВАЖНОЙ и необходимой -- является вера в Бога в жизни человека. Тогда ребенок останется с Богом -- на всю жизнь.
И потому надо -- не «за них», а вместе с ними -- выбирать и решать.Тут главное, чтобы ДОВЕРИЕ между родителями и детьми -- БЫЛО, а оно будет -- надо лишь с самого начала, с рождения не делать того, от чего оно у ребенка пропадает. Ребенок находится на попечении родителей, от них зависит его существование. Они преподают ему первые уроки того, как не пропасть в окружающем его мире. Сначала -- на уровне того, что не надо пытаться засунуть мамину шпильку в розетку или поджечь папиной зажигалкой занавески, потом - более серьезные. И если все это делается с любовью и заботой, когда следует -- с утешением, а когда требуется - со строгостью, то доверие -- не утрачивается.
Доверие к родителям -- ТЕРЯЕТСЯ тогда, когда ребенок видит, что он -- ПОМЕХА, что на него -- РАЗДРАЖАЮТСЯ, кричат или, наоборот, стараются -- ОТДЕЛАТЬСЯ, чтобы НЕ МЕШАЛ -- неуместно ласковым словом, шоколадкой, игрушкой, подарком.
И точно так же ДОВЕРИЕ -- ТЕРЯЕТСЯ, если ребенок ЗАМЕЧАЕТ в самых близких людях – ЛОЖЬ, фальшь, лицемерие -- детское сердце чутко улавливает любую -- НЕПРАВДУ. А уж если фальшь эта распространяется и на Христианскую жизнь – тогда беда, тогда ребенок – ТЕРЯЕТ веру, и попробуй потом эту веру -- ВЕРНИ…. Разве можно чему-то научить ребенка словом, которое не только -- не подкреплено делом, но ещё и расходится с ним?
Потому и приходится огорчать родителей, которые спрашивают, как быть с детьми, как заставить -- их измениться, полюбить христианство сердцем. Огорчать напоминаем о том, что измениться и полюбить прежде всего -- должны они сами... Что воспитание ребенка – начинается с САМОВОСПИТАНИЯ самих родителей. Кто-то прислушивается к этому совету и следует ему, кто-то, сознавая его справедливость, отходит -- расстроенный, потому что не имеет решимости, а кто-то отходит, потому что НЕ ХОЧЕТ -- меняться, не хочет – ИЗМЕНИТЬ свою жизнь. А страдают из-за этого их дети…