Внимание – первый дар в молитве.
Первый от Господа дар в молитве – ВНИМАНИЕ, т.е. когда ум может держаться в словах молитвы, не развлекаясь помыслами. Но при такой внимательной не развлекательной молитве сердце еще молчит. В этом-то и дело, что у нас чувства и мысли разъединены, нет в них согласия. Таким образом, первая молитва, первый дар -- есть молитва не развлекательная.
Вторая молитва, второй дар – это внутренняя молитва, т.е. когда мысли и чувства -- в согласии направлены к Богу. До сих пор всякая схватка со страстию оканчивалась победой страсти над человеком, а с этих пор, когда молятся ум и сердце вместе, т.е. чувства и мысли в Боге. Страсти -- уже побеждены, но не уничтожены, они могут ожить – ПРИ НЕРАДЕНИИ. Здесь страсти -- подобны покойникам, лежащим в гробах, и молитвенник, чуть только страсть зашевелится, бьет ее и побеждает. Третий дар – есть молитва Духовная. Здесь в человеке нет уж ничего земного. Правда, человек еще живет на земле, по земле ходит, а умом и мыслями он весь в Боге, на небесах. Некоторым даже открывались служения евангельских чинов. Эта молитва – молитва видения. Достигшие этой молитвы, видят духовные предметы, например, состояние души человеческой так, как мы видим чувственные предметы, как будто на картине. Они смотрят уже очами духа, у них смотрит уже дух. Постоянно ли они находятся в видении, или по времени, – не знаю. Они не говорят о том, что видят, редко открывают другим свои видения.
Часто мы читаем, что такой-то Святой видел видение и ему было запрещено открывать то, что он видел. Еп. Игнатий (Брянчанинов) пытался нечто написать об этой молитве. Не знаю, имел ли он ее, но внутреннюю-то несомненно имел... Схиму, великий ангельский образ, преп. Ефрем Сирин называет серафимским, да он таким и был. Молиться о даровании молитвы внимательной можно, но молиться о даровании высоких молитвенных состояний, я полагаю, -- погрешительно. Это надо всецело -- представить Богу.
Некоторые выпрашивали себе молитву высокой степени, Господь давал им по безграничному Своему милосердию, но им самим она не была впрок...
Главное в молитвенном подвиге это –- терпение.
Был в Петербурге митрополит Гавриил. Жил он хорошо. Он много читал об Иисусовой молитве и сам несколько занимался ею, но несмотря на это, все же у него были какие-то недоумения и сомнения относительно молитвенного подвига. Тогда он задает своим близким вопрос:
— Кто может разрешить мне мои сомнения и указать на главные условия успеха в молитве?
Ему отвечают: -- Владыко святый, позовите монаха о. Клеопу, он Вам, пожалуй, кое-что скажет.
-- Едва ли, – говорит Владыка, – ведь он необразованный. Верую, что он хорошей жизни, но мне нужно не то... Ну, а все же, пусть придет. Позвали к нему о. Клеопу. Владыка приказывает привести к себе.
-- Ты кто будешь? -- Грешный Клеопа.
-- Садись. Тот молча садится. «Да, это должно быть действительно монах», – подумал Высокопреосвященный. -- Я тебя позвал для того, чтобы спросить тебя, в чем заключается главное условие успеха в молитве? Можешь ты мне на это дать ответ?
-- Успех в молитве достигается терпеливым пребыванием -- в молитвенном подвиге. Враг всячески старается -- оторвать подвижника от молитвы Иисусовой. С этой целью он борет и слева и справа. То внушает мысли, что не стоит тебе трудиться, ибо все равно ничего не достигнешь, сколько времени ты трудишься, а ничего не достиг. Или внушает мысли, что уже достиг святости, что тебе уже теперь не надо творить молитвы Иисусовой, что это для тебя совершенно лишнее. Такие и подобные им мысли будут бороть подвижника с целью сбить его с молитвенного пути, но он должен терпением -- побеждать их, т.е. терпеливо ПРОДОЛЖАТЬ -- начатый подвиг молитвы и не прекращать его ни в каком случае...
Это о. Клеопа сказал, зная хорошо эту борьбу из личного опыта. Услыхав от о. Клеопы эти мудрые слова, Владыка обнял его, поцеловал и сказал: - Ты в одну минуту разрешил все мои недоумения и вопросы.
Вот что значит опытное знание. Итак, главное в молитвенном подвиге это – терпение...
Теперь говорят так, – говорит Батюшка, – молись, не молись – все равно не достигнешь молитвы. Прошли те времена. Это, конечно внушенная диаволом мысль. Иисусова молитва -- необходимо нужна для входа в Царство Небесное. Многим НЕПОЛЕЗНО -- иметь внутреннюю молитву, ибо они могут -- ВОЗГОРДИТЬСЯ этим. Поэтому Бог дает молитву молящемуся, не достигшему внутренней молитвы, дает или перед смертью, или даже после смерти, ибо и по смерти идет рост молитвы Иисусовой. Когда я это прочитал, я усомнился: верно ли это понимают? И начал искать подтверждения этому и нашел во многих творениях святых отцов, а также и у Паисия (Величковского). Это меня очень радует