По окончании литургии поляк подошел к священнику и спросил его, кто были эти благолепные мужи, которые так дивно пели.

-- Это Ангелы Божии, – ответил иерей.

-- Если это так, то я сегодня же хочу креститься, – сказал поляк.

-- Вы уже крещены, – ответил священник, – примите только Православие.

И поляк был присоединен к Православной Церкви, благодаря Ангельскому пению.

Кротких и смиренных Господь утешает -- слышанием Ангельского пения.

Сохранилось предание об одном иноке, который, достигнув уже высокой духовной жизни, совершив всевозможные подвиги, начал смущаться помыслом о том, в чем же будет заключаться вечное блаженство. Ведь человеку все может наскучить. В смущении инок не находил себе покоя. Однажды пошел он в лес и зашел и густую чащу. Уставши, присел он на старый пень, и вдруг ему показалось, что весь лес осветился каким-то чудным светом. Затем раздалось невыразимое сладостное пение. Весь объятый духовным восторгом, внимал Старец этому пению. Он забыл все на свете. Но вот, наконец, пение прекратилось. Сколько времени оно продолжалось – год, час, минуту – Старец не мог определить. С сожалением поднялся он с места, как бы хотелось ему, чтобы это небесное пение никогда не прекращалось! С большим трудом выбрался он из леса и пошел в свой монастырь. Но почему-то на каждом шагу Старец удивлялся, видя новые, незнакомые ему здания и улицы. Вот, наконец, монастырь. – "Да что же это такое? – сказал он про себя, – я, верно, не туда попал". Старец вошел в ограду и сел на скамью рядом с каким-то послушником.

-- Скажи мне, Господа ради, брат, это ли город Н.? -- Да, – ответил тот.

-- А монастырь-то ваш как называется? -- Так-то.

-- Что за диво? – и начал подробно расспрашивать Старец инока об Игумене, о братии, называл их по именам, но тот не мог понять его и отвел к Игумену.

-- Принесите древнюю летопись нашего монастыря, – сказал Игумен, предчувствуя, что здесь кроется какая-то тайна Божия. - Твой игумен был Иларион? -- Ну да, ну да! – обрадовался Старец.

-- Келарий такой-то, иеромонахи такие-то? -- Верно, верно, – согласился обрадованный Старец.

-- Воздай славу Господу, отче, – сказал тогда Игумен. – Господь совершил над тобою великое чудо. Те иноки, которых ты знал и ищешь, жили триста лет тому назад. В летописи же значится, что в таком-то году, такого-то числа и месяца пропал неизвестно куда один из иноков обители. Тогда все прославили Бога.

Ангел-Хранитель постоянно -- молится о нас.

Вот собрались мы с вами в моей скромной келье для духовной беседы, окружают нас стены, а над нами потолок, за ним крыша, а там – небо, на небе – мир Ангельский. В эту минуту смотрят на нас ангелы, видят наше сердце, знают наши помышления и помогают нам. Особенно близок к нам Ангел-хранитель, который постоянно молится за нас и стремится наставить нас на все благое, защитить от всякого зла. А потому каждый из нас обязан молиться своему Ангелу-хранителю и утром и вечером: св. Ангеле Божий, Хранителю мой, моли Бога о мне, грешной. Также ежедневно нужно призывать и ту святую, имя которой носите.

О совершенствовании человека и духов.

Бога познавать могут люди по мере того, как будут совершенствоваться еще здесь на земле, но главным образом в будущей жизни. На небе все бесплотные блаженные духи все время совершенствуются, подражая низшие высшим. Самые высшие духи – это серафимы, но и они не видят Бога таким, какой Он есть на самом деле, хотя каждое мгновение идет их совершенствование, и они подражают Богу. А серафимам подражают херувимы, и т.д., и, наконец, человек подражает Ангелам. Итак, друг другу подражая, все стремятся к совершенству, познавая Бога, но никогда ни познать, ни увидеть Его не будут в состоянии, ибо Господь есть Существо беспредельное, а все остальные существа, ограничены. Была одна попытка не только сравняться с Богом, но даже встать выше Его, и окончилась тем, что этот Серафим стал ниже всех и приобрел сразу все отрицательные качества за свою гордость и дерзость. И вот, чем больше здесь живешь, тем все более уверяешься, что Господь смотрит только на кроткого и смиренного. И потому так и ненавидит гордость, что эта есть диавольская черта. Если Господь захочет вам, например, возвестить что-либо, то Он Свою волю возвещает серафимам, а они херувимам, и так далее, и уже Ангел-хранитель возвещает вам. Так, например, Ангел-хранитель сказал вам, чтобы вы выехали в Оптину и остались там, а на то, была воля Божия.

БЛАГОДАРЕНИЕ.

Надо благодарить Бога и за то, что у нас есть.

В Оптиной я был более свободен. Помните, как мы собирались в моей маленькой молельной, которая едва могла всех поместить? Кто располагался на диванчике, кто на стульях, а кто и на скамеечке. И беседовали мы иногда часа по 2 или 3, при мерцающем свете лампады перед Ликом Спасителя, кротко взиравшего на нас, а с полотна вырисовывалась белоснежная фигура ангела. Хорошо нам было! Отдыхали и вы и я душою. Но что делать, надо благодарить Бога и за то, что есть: если нет белого хлеба, то едят черный, а иногда и черствый, все лучше, чем ничего. Так и мы будем довольствоваться тем, что есть.

БЛАГОЧЕСТИЕ НАРУЖНОЕ.

Наши рекомендации