Бесы могут принимать и облик человеческий.
О. Венедикт, передавал мне, что в то время, когда о. Амвросий еще жил в Скиту, он, т.е. о. Венедикт, возвращаясь от обеденной трапезы к себе в келью увидел у калитки, ведущей на двор кельи отца Анатолия (Начальника Скита) о. Арсения. "Вид о. Арсения был ужасен; он был мрачен от злобы. Мне стало тяжело, и я поспешил пройти мимо. Но в эту минуту на повороте дорожки к церкви, встречаю идущего с противоположной стороны о. Арсения в обычном виде. Рассказал ему сию минуту виденное мною, и оба весьма изумились. О таком вражеском искушении тогда же сообщил отцу Амвросию. Не встреться со мною о. Арсений, я принял бы привидение за истинное". Отец Арсений и сейчас живет в Скиту, но я его об этом пока еще не расспрашивал.
Отец Иларий, рассказывал мне случай. Был в Оптиной иеромонах о. Виталий. Неизвестно почему, но он приразился к старцу о. Амвросию и начал порицать его. Совсем отстал от него, даже и в церковь перестал ходить и приобщаться Св. Таин. Впал в прелесть. Архимандрит Исаакий советовал ему посещать церковные службы, но о. Виталий отказывался, под предлогом болезни ног. Отказывался даже и тогда, когда о. Архимандрит предложил ему лошадь для проезда из кельи в церковь. Вот однажды пред обеднею является к о. Виталию иеромонах Рафаил, и говорит ему: "Пойдем, отец Виталий, к обедне. Архимандрит лошадь прислал тебе!.." Но о. Виталий, отказываясь, вдруг говорит о. Рафаилу: "Кто тебя знает, может быть ты меня не к обедне, а в ад потащишь?!" – и начал читать молитву. В эту минуту мнимый о. Рафаил мгновенно исчез. Оказалось, что это был бес. О. Виталий после этого случая – сразу же исправился.
АНГЕЛЫ.
Ангелы принимают деятельное участие в судьбе человека.
Вскоре после погребения [м. Евфросинии] я увидел сон: обширное беспредельное поле, народу ни души. Посреди поля стоит гроб с матушкой Евфросинией, и я стою возле него. Раннее утро и еще темно. Вдруг вижу – по небу движутся целые полки воинов со знаменами. Я не могу ясно различить их лиц, т.к. не совсем рассвело, но восходящее солнце уже освещает верхушки их знамен с золотыми крестами. Я проснулся и недоумевал, что означает этот сон, мне объяснили его так: воины со знаменами – это полки ангельские, воевавшие с супротивными силами за душу матушки Евфросинии и победившие. А Ангелы принимают деятельное участие в судьбе человека, если враги нападают на нас со всех сторон, то тем более светлые, любвеобильные Ангелы стремятся защитить нас, если только человек сам сознательно не переходит на сторону зла.
Известно повествование о св. Пимене Многострадальном. Он жаждал пострига, и вот однажды ночью видит: приходит Игумен с братией и совершает над ним пострижение. Через несколько времени пришел Игумен того монастыря с братией и удивился, что о. Пимен облачен в иноческие одежды. На вопрос, кто постригал Пимена, этот последний, изумившись, сказал: "Да ты же сам, отче!" Стали спрашивать монахов, бывших в соседних кельях, и все подтвердили, что слышали дивное пение молитв, поющихся при пострижении. Понял тогда Игумен, что Пимен был пострижен Ангелами.
АНГЕЛЬСКИЙ МИР.
Праведники по своей кончине -- пополняют число Ангелов.
Вначале Господь сотворил мир невидимый: блаженные духи разделялись на девять чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господствия, Власти, Силы, Начала, Архангелы и Ангелы. Но сотворенные духи не все сохранили верность Богу; третья часть отпала от своего Создателя и из благих сделалась злыми, из светлых – мрачными. Чтобы возместить потерю, сотворен был человек. Теперь люди, работающие Богу, по кончине вступают -- в лик Ангелов и, смотря но заслугам, становятся или просто Ангелами, или Архангелами и т.д. Этот видимый мир будет стоять до тех пор, пока пополнится число, а тогда – конец (Откр. 6, 9–11). Неизвестно только, когда наступит это время, завтра или через год, или через миллионы веков. Дай, Господи, нам всем войти в это число, чтобы вовеки пребывать со Спасителем нашим.
АНГЕЛЬСКОЕ ПЕНИЕ.
Об ангельском пении еще есть повествование, сравнительно недавнее. Это в Вологодской губернии. Служили в одном храме обедню. Вдруг на улице произошел пожар. Все бросились из храма, он совсем опустел и остались только диакон и священник. Певчие тоже разбежались. Но когда диакон начал ектению, с клироса послышалось чудное пение. Мимо Церкви проходил в это время один поляк. Привлеченный дивным пением, он вошел в церковь и был поражен небывалым зрелищем. Церковь пуста, только престарелый священник в алтаре и диакон на амвоне. На хорах – светлые мужи в белых одеждах. Они-то и пели.