О духовных болезнях пономарей.
Протоиерей Алексией Сорокин.
– Отец Алексий, то, что алтарники нужны, никто не спорит. Понятно, что они просто необходимы. Другое дело – те опасности, которым алтарники подвергаются, находясь в самом главном месте храма…
– Вообще-то такой опасности – ПРИВЫКАНИЮ к святыне – ПОДВЕРЖЕНЫ мы все: священники, алтарники, певчие, уборщицы…
На мой взгляд, все, кто трудится в церкви, рискуют ПОТЕРЯТЬ -- чувство, священного, чувство присутствия Бога – начать воспринимать храм не как место служения и Дом Божий, а как место -- работы, или товарищеских посиделок, или сплетен – да мало ли чего! И, кстати, о главном месте храма: разве не каждый его сантиметр – главный? Помнится, кающийся мытарь стоял совсем не в Святая Святых, а вовсе даже -- в притворе…
Теперь об алтарниках. Да, они нужны. Нужны в первую очередь священникам, «ибо негоже нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян. 6: 2). Хотя эти слова Священного Писания касались по большей части диаконов, но суть та же: главное дело священника – молитва. И вряд ли молитва будет усилена, если священнику придется обходиться без помощи тех самых алтарников: и кадило разжечь надо, и воду вовремя согреть, да и просто постоянно порядок поддерживать. Так что, на мой взгляд, главной задачей алтарников нужно считать их содействие -- молитвам священника и, следовательно, прихожан, всей общины. Разумеется, это содействие подразумевает жертвенность. А еще сосредоточенность: ведь, помогая в алтаре, скажем так, физически, телесно, алтарник – НЕ ДОЛЖЕН забывать и о Духовной стороне.
То есть, делая все необходимые дела, помогая священнику – алтарник и сам должен ПОСТОЯННО -- ПРЕБЫВАТЬ в молитве – МОЛИТЬСЯ краткими молитвами в меру своих сил. То есть, у алтарников, да и всех людей, кто работает в церкви -- должен быть постоянный МОЛИТВЕННЫЙ настрой – пусть делают свои дела и в тоже время -- навыкают ПОСТОЯННО -- молиться, постоянно быть в общении с Богом.
Об этом очень хорошо говорится в предисловии к замечательной книге «Нам оставлено покаяние» игумена Никона (Воробьева). Давайте вспомним: «Батюшка очень любил служить и служил собранно, сосредоточенно, от всей души, что чувствовалось всеми. Совершал богослужение просто, сдержанно, естественно. Не переносил артистизма или какой-либо вычурности в совершении богослужения, чтении, пении и “артистам” делал замечания…
Он запрещал -- входить кому-либо в алтарь или тем более стоять в нем -- без особой на то нужды. В алтаре батюшка никогда – НЕ ГОВОРИЛ ничего, кроме самого необходимого, и другим НЕ ПОЗВОЛЯЛ -- этого делать. Батюшка, всем, кто находился в алтаре старался ПРИВИТЬ – чувство особого Благоговения перед -- величайшей Святостью Алтаря.
Он никогда НЕ ИСПОВЕДОВАЛ -- во время Литургии: исповедь проводил или до Литургии, или накануне вечером. Он говорил: человек должен молиться -- во время Литургии, а не ждать очереди -- исповедоваться».
Я считаю, что такое строгое и благоговейное отношение игумена Никона к церковной службе – и к молитве в алтаре в частности – заслуживает самого пристального внимания и подражания с нашей стороны. Действительно, лишних разговоров, бездеятельного, праздного нахождения в алтаре, да и во всей церкви, допускать НЕЛЬЗЯ – это профанация христианства и оскорбление Бога.
К сожалению большинство священников этого – НЕ ПОНИМАЕТ, редко кто из священников выйдет -- к прихожанам и подробно ОБЪЯСНИТ им как НАДО правильно -- вести себя в церкви – в Доме Божьем. Чтобы люди -- уважали Дом Божий!
Потому и несмолкаемый гул стоит -- во многих церквах как на базаре: люди -- хлопают дверями, собравшись в кучки что-то с упоением -- обсуждают, громко разговаривают, бродят -- по всей церкви из угла в угол, женщины ПРИХОДЯТ -- в брюках и без платков, да и сами платки одевают неправильно, подвязывают их как мусульманки – назад, а ведь надо платки завязывать по русски - кончиками вперед, и похоже уже все к этому привыкли, а в последнее время, многие мужчины в летнюю жару СТАЛИ -- приходить в шортах, как будто они не в церковь пришли, а пришли -- в торговый центр или на пляж.
К причастию женщины лезут -- вперед всех, а ведь, сначала -- идут дети, потом мужчины и последними идут женщины – таков порядок, который сегодня нарушается везде и всеми. А главное, постоянные ДАВКИ, как в очереди в магазине, особенно во время праздников и всё это потому, что большинство людей – НЕ ХОЧЕТ никому и ничего УСТУПАТЬ, не хочет -- никого пропускать, все толпятся, толкаются и даже ругаются и где? В церкви! И каждый хочет -- быть первым, по быстрей к иконе -- пройти, по быстрей -- причаститься, ко кресту пройти – а того не понимают, что ПОСЛЕДНИЕ – будут ПЕРВЫМИ у Бога, а вот их Господь как раз и не благословляет и ЛИШАЕТ своей Благодати! Да и Грех совершают тяжкий.
– Но в алтарях наших церквей довольно много молодых людей, даже мальчиков. Не кажется ли вам, что уже давно прошло то время, когда любой человек мужского пола, зашедший в храм, автоматически рассматривался как потенциальный священно- или церковнослужитель, а потому его с легкостью вводили в святая святых?
– Кажется. Поэтому мы и требуем от молодых алтарников -- учиться Благочестию. В силу их возраста, да и воспитания тоже, без трудностей не обходится: бывают и совершенно никчемные, глупейшие конфликты, бывает, увы, и нарушение благоговейной тишины. Поэтому иногда приходится быть строгим. Но, помимо строгости, необходимо – я хочу обратить на это внимание – и воспитание. Таким воспитанием может и должна заниматься вся община, а не один священник.
Если служба в храме проходит в благоговейном молчании, то сам порядок заставляет молодежь в алтаре придерживаться строгих правил. Если же на службе шушукаются, обсуждают новости-старости, толкаются-переругиваются, если церковный «ящик» становится местом сбора суетливой очереди (такое чаще всего происходит перед выносом Чаши, во время чтения молитв к Причастию – в важнейший момент богослужения!), то это, увы, провоцирует молодежь к недостойному поведению.
Тогда и появляется вот это мерзкое -- ФАРИСЕЙСТВО: выйти с ВАЖНЫМ видом из алтаря, потеснив прихожан, пройтись по храму, снова зайти в алтарь, закрыть двери и, считая алтарь чем-то вроде -- «своего помещения», продолжить шуточки или ещё что.
Кроме того, важна помощь и старших алтарников. Зрелый человек, верующий искренно, служит в алтаре, как я убеждаюсь постоянно, очень ответственно и благоговейно. И священнику действительно легче молиться, когда ему помогают такие люди. Так что молодые должны учиться у старших.
А священники, я думаю, должны быть внимательнее -- к тем мальчикам и юношам, которым предлагают помогать в алтаре. Не стоит, на мой взгляд, вводить в святая святых любого мальчика, попавшегося на глаза в церкви. Опасно это – как для порядка службы, так и для самого этого мальчика в будущем. Человек должен БЛАГОГОВЕЙНО -- относиться к церкви, только тогда он может быть -- достойным этой великой чести служить Богу!
– А есть примеры алтарников, которые вас радуют?
– Конечно, есть. Честно говоря, больше всего меня поразили не служители, а служительницы алтаря: старушки-девы, которые когда-то помогали в кафедральном соборе Вологды. Такому благоговению, с которым они относились к своему служению, я уверен, могут поучиться очень многие – и священнослужители в том числе. Это действительно пример служения Христу сердцем!
– Какой совет вы бы дали молодым, помогающим в алтаре?
– Не я, а апостол Павел дает совет: «Блюдите убо, како опасно ходите» – «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые…» (Еф. 5: 15).
Почему многие батюшки – НЕ ИМЕЮТ должного влияния на прихожан? Потому что сегодня прихожане – народ образованный, многие из них ИМЕЮТ -- среднее и высшее образование, многое знают, имеют хорошее воспитание, это не бабушки и не те неграмотные прихожане, что были в царское время – времена изменились – люди стали ДРУГИМИ.
И потому, чтобы завоевать у них -- Авторитет и уважение – священники должны быть ВЫШЕ -- на голову любого самого образованного прихожанина, должны многое -- знать, ДОЛЖНЫ иметь -- крепкую веру и ПРАВЕДНЫЙ образ жизни – только тогда наш народ будет из уважения -- слушаться таких пастырей и будет -- брать с них добрый пример!
Многие священники НАХОДЯТСЯ -- в гордости и самомнении! А всё потому, что их кругом ЧТУТ... А на самом деле они пред Богом -- никто! Оттого у духовенства и помрачение ума, что их Тщеславие -- СЪЕДАЕТ всю Благодать! И потому ожидает их большая скорбь!..
Многие священники -- не понимают, что только тогда станешь -- хорошим священником, когда в твоём храме люди БУДУТ -- ХОРОШО молиться и искренно каяться! А если народ молится ПЛОХО, нет в нём ревности -- о Господе, если народ -- Исповедуется ПЛОХО, не борется со своими грехами -- то это и есть истинное лицо равнодушного к людям и к Богу -- пастыря! Права поговорка: каков поп -- таков и приход!
Не место – красит человека, а человек – место! Забыли об этом многие наши -- священники, монахи и епископы.
Потому сегодня вот так и происходит, вышел человек из храма и ЗАБЫЛ -- обо всем, и священники для них не указ – сами священники в этом и виноваты. Надо серьезно заниматься – своим Самообразованием и Самовоспитанием и жить -- ПРАВЕДНО, ревностно заботиться -- о спасении людей, чтобы люди видели в священнике -- образ настоящего, истинного, православного христианина! И потому, начали – уважать и слушаться!