ВОСПИТАНИЕ – КАК ОСМЫСЛЕНИЕ ЖИЗНИ СЕМЬИ.
Когда мы начинаем воспитывать наших детей в Православии, мы опять ИЩЕМ -- для себя удобные схемы. Что правильно? Что неправильно? Какую бы нам схему найти, чтобы заработало, чтобы стало всё -- по-нашему, по-православному? Чтобы у нас было не просто воспитание, а — Православное воспитание, не просто образование, а Православное образование. Где эта схема, дайте нам её! Конечно, жадно ищущий находит эти схемы, бывает, что и такие, которые способны вообще изуродовать человеческую жизнь. Недавно к нам в гимназию приходили люди из общества “Православные роды”. Они утверждают, что православная женщина не может делать кесарево сечение или пользоваться обезболиванием во время родов. Почему? А потому что, оказывается, “в муках должны рожать, а если не мучаешься, то ПЛОХО -- ребёнок родится без совести”. В этом обществе распространены идеи священника Анатолия Гармаева. Его книги о семейном православном воспитании полны подобных схем и поэтому необыкновенно популярны. А вообще-то от этого становится страшно. Вот, например, он говорит, что православная семья начинается с седьмого ребёнка, “семь-я”. Выходит, что если в семье нет семи детей -- то это уже не православная семья?
Перечислять такие вещи можно очень долго -- много подобных позиций заявлены как православные. Я, например, считаю, что очень странно и опасно возводить многодетность в обязанность православной семьи. Нигде в Священном Писании, нигде в Священном Предании не сказано о том, что многодетность -- это обязанность христиан. Ничего подобного -- нет. Конечно, это хорошо, когда семья многодетная. И это важно, никто с этим и не спорит. Но ведь не у всех есть силы и здоровье на многодетность. А главное, не всем Господь дает -- много детей, ведь у Бога -- свои планы, а мы как-то все об этом забываем. Задача Церкви -- ПРИВОДИТЬ людей ко спасению. Все люди разные и все семьи разные, не может быть Пост для всех один и тот же, не может быть молитва для всех -- одинакова, не может быть и многодетность для всех одинакова. У всех разные возможности, силы и устроение. Мы видим, что семья Иоанна Крестителя была -- немногодетной, семья Богородицы тоже, и тем не менее мы восхваляем их родителей…
Я это говорю к тому, чтобы мы, родители, задумались о том, что мы вкладываем в понятие Православного воспитания. Не идём ли мы по лёгкому пути, не ищем ли схем, когда мечтаем создать некий образ мифологической православной семьи. Мы заставляем ребёнка молиться, учим его молитвенному правилу -- но он не знает, а главное – НЕ ПОНИМАЕТ смысла молитвы “Отче наш”, что такое “сущий на небесех”, что такое “хлеб наш насущный даждь нам днесь”… Ребенок – не понимает и других молитв, да и сами многие родители тоже НЕ ЗНАЮТ -- смысла многих молитв – потому и не могут объяснить смысл молитв своим детям.
А причина одна – Равнодушие и не желание вникать по настоящему в Православие – родители просто НЕ ХОТЯТ -- ничего знать. Им неинтересно, да и некогда. А ведь НЕВЕЖЕСТВО – это тяжкий Грех, потому что такие ЛЕНИВЫЕ к знаниям люди и себя -- губят и детей своих...
Или бывает ещё хуже — ребёнку с семилетнего или десятилетнего возраста ПРИВИВАЕТСЯ – чисто формальная равнодушная, но строго обязательная ВЫЧИТКА молитвенного правила, утренних и вечерних молитв, без всякого осознания и даже сокращения. Потому, совершенно естественно, такой ребенок, которого родители для личного самоуспокоения ЗАСТАВЛЯЛИ -- старательно вычитывать молитвенное правило, когда он подрастет и станет подростком, он всё это -- и Церковь, и скучные, ненужные ему молитвы -- ОТСТАВИТ в сторону, потому что ребёнок – НЕ МОЖЕТ жить в непонимании и во лжи.
Так бывает очень часто. Ребёнок всё время в Церковь ходил, причащался каждую неделю, и вдруг! Ему 15 лет, и он этого больше – НЕ ХОЧЕТ. Но как же он захочет, если для него всё это было абсолютно бессмысленно, он ВИДЕЛ -- равнодушие родителей к Богу, он не понимал, зачем всё это. Это касается детской молитвы, поста для детей…
Когда родители говорят ребенку -- о вере, что это ценно и нужно, а сами, в тоже время абсолютно -- Равнодушны к Богу, РАВНОДУШНЫ -- к людям, сами же их – осуждают, не жалеют и по доброму не помогают, а если кому и помогают, -- то только так, чтобы все видели и ОЦЕНИЛИ -- их «доброту и щедрость», когда родители погрязли в обывательском стремлении -- к материальному благополучию и успеху. Их ребенок видя Фальшь, Обман и Лицемерие своих родителей, которые говорят одно, а делают, ПОСТУПАЮТ и живут совершенно по другому – НЕ ПО ХРИСТИАНСКИ, естественно перенимая такой ДУРНОЙ пример – тоже СТАНОВИТСЯ – РАВНОДУШНЫМ к Богу и к людям и начинает -- точно также как и родители ОБМАНЫВАТЬ -- БОГА, либо наоборот, полностью отказывается -- от веры, становится либо атеистом, либо начинает враждовать, начинает -- ненавидеть и Бога и Церковь.
Что мы и видим сегодня кругом, наше молодое поколение – ОТПАДАЕТ от Бога. Многие подпадают под губительное влияние национал-фашистских идей, многие попадают -- в крутые родноверческие Секты – где они ПРОНИКАЮТСЯ -- ненавистью ко всему Православному. Также, в последнее время пошла мода среди русской молодежи – принимать ислам – все эти молодые люди, попавшие в родноверческие Секты, в фашистские организации и принявшие ислам – СТАНОВЯТСЯ ярыми ВРАГАМИ -- России и Православия. И в этом наша вина.
Включим телевизор. Смотрит ребёнок его или нет -- там действительно идёт массовая бессмыслица, хороших фильмов практически нет, идут сериалы и всевозможные шоу программы -- апофеоз бессмысленности, погружающий людей в ПУСТОТУ -- как в некий наркотик. Всем надо почему-то расслабиться, всем надо от чего-то уйти.
Включаешь ПУСТОТУ -- и эта пустота -- ЗАПОЛНЯЕТ твой ум, ЗАПОЛНЯЕТ пространство -- твоей семьи, твоей квартиры. Пустота непрестанно идёт из эфира. И мы все привыкаем -- к этому и не замечаем -- губительного действия Пустоты.
Ребёнок, хочет он этого или не хочет, ощущает это вокруг себя и ПРИНИМАЕТ и этой ПУСТОТОЙ -- заполняется его душа. Вот почему – так много стало сегодня детей РАВНОДУШНЫХ -- ко всему доброму, полезному и умному, и это одна из причин – почему дети НЕ ХОТЯТ -- учиться. Соответственно он начинает и вести себя. В православной школе мы видим, что дети себя ведут так, как, очевидно, родители -- их не учили. Может быть, потому что телевизор включён, и дети на уровне подсознания -- принимают в себя определённые манеры, выражения? “Ну ты задолбал меня”, -- говорит ребёнок во втором классе, обращаясь к учителю. Они не чувствуют, что это что-то неприличное, а воспринимают как норму.