Превращаем саму Исповедь -- в некий особый ПРОПУСК -- к Причастию: вместо Покаяния -- формируем Схему, забывая о главном – о настоящем СМЫСЛЕ Покаяния.
Зачем мы тогда -- вообще ходим на Покаяние? Только для того, чтобы только Причаститься – и этим ИСПОЛНИТЬ некий ОБРЯД? Но Господь -- не Благословляет подобное Причастие – ради Причастия – и пользы от этого человеку – НЕ БУДЕТ.
Или мы действительно идём на Исповедь – вдумчиво РАБОТАТЬ над собой, над своими Недостатками -- и ИСПРАВЛЯТЬ самих себя?
Когда же дело касается молитвы, то мы ЗАПИРАЕМ молитву только -- в Молитвенное правило и не осознаём -- почему оно такое?Почему оно состоит из этих молитв? Зачем нам их читать? Что значит три канона? Что значит то или иное слово?И всё это происходит только потому, что мы -- НЕ ХОТИМ самостоятельно думать, нам некогда -- думать и молиться, у нас много других важных и интересных дел, к примеру, тот же телевизор или хлопоты по дому. Зачем нам лишние проблемы?
Молитва для нас -- дело очень СКУЧНОЕ – надо ПОБЫСТРЕЙ Прочитать Молитвенное правило и можно со спокойной душой -- приниматься за все свои дела.Часто мы читаем слова, смысл которых не понимаем, да и не нужно нам это. Например, каждый вечер мы каемся в мшелоимстве, но что это такое, подавляющее большинство -- не знает, и самое горькое -- не утруждает себя тем, чтобы это узнать. Это один из маленьких примеров.
МЕЖДУ МОЖНО И НЕЛЬЗЯ.
За каждое праздное слово, говорит нам Евангелие, мы дадим ответ на Страшном Суде, в нашей жизни не должно быть пустоты. Наша религиозная жизнь, наше Православие, к сожалению, часто строится на этих двух названных параметрах, но к жизни в Боге это никакого отношения не имеет. Такое представление о Христианстве -- когда почти ничего нельзя -- складывается у наших детей. Эта схема приходит вместо духовной жизни, вместо любви, вместо живого отношения человека и Бога. Это становится главным вопросом Поста -- что во время Поста можно есть, а чего нельзя. Разве же в этом смысл Поста?Если мы зададимся этим вопросом, то отбросим раз и навсегда эту схему “можно-нельзя” и не будем мучить батюшку на исповеди тем, что “я в какой-то день был в гостях и съел кусочек рыбы”, “мне пришлось выпить глоточек вина”, ”мне пришлось то сделать и другое”… Какое это вообще имеет отношение к Посту?
Пост -- это не когда “Можно-Нельзя”. Пост -- это ПУТЬ твоей личной БОРЬБЫ с Грехом прежде всего. Пост -- это путь ПРЕОДОЛЕНИЯ и Исправления самого себя, своих недостатков, своих дурных привычек например: эгоизма, гордыни, тщеславия, жадности, зависти, обидчивости, раздражительности, лени, уныния, сквернословия, нетерпеливости, чревоугодия, курения, пьянства, болтливости, хвастливости.
Пост -- это путь победы над самим собой! А всё остальное -- это всего лишь СРЕДСТВА, какими ты пользуешься. Вот тебе удобнее сейчас этим средством воспользоваться, или другим, или тем, который предлагает Церковь в своём Уставе. Но мы должны понять, что Устав -- это тоже схема. Любая схема, не наполненная содержанием и смыслом, -- КАЛЕЧИТ человека, препятствует его духовному росту, как то же молитвенное правило может человеку помогать, а может его КАЛЕЧИТЬ.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит что НЕЛЬЗЯ быть рабом Молитвенного правила, потому что не человек для правила, а правило -- для человека, для духовной помощи человеку.
Как проявляется то, что человек -- СТАЛ Рабом молитвы? Если человек – НЕ УСПЕЛ вычитать правило – он РАЗДРАЖАЕТСЯ, или впадает в уныние, или бывает у человека портится настроение от того, что он вставая читать правило – видит, что читать очень много, а ему лень и не хочется
То есть, по сути-то у этого человека в душе -- НЕТ любви и Доброго чувства к Богу, так как он на самом деле -- Равнодушен к Богу и потому Благодать Божия – ПОКИНУЛА его.
Вот почему такой человек – РАЗДРАЖАЕТСЯ и впадает в Уныние, и молитвы ЧИТАТЬ, то есть -- РАЗГОВАРИВАТЬ с Богом ему – НЕ ХОЧЕТСЯ. Ему лишь бы поскорей -- вычитать это скучное для него правило и заняться своей жизнью. Так что – наблюдайте за собой.
Если человек, вдруг по каким-то причинам – НЕ УСПЕВАЕТ прочитать молитвы, но прочитал всего лишь – одну или две, но с любовью к Богу – он уже СПОКОЕН, добр и приветлив ко всем людям, он благодарен Богу, и Благодать Божия осенила его – как может такой человек РАЗДРАЖАТЬСЯ, быть унылым или быть чем-то недоволен?
Также и в церковь мы ходим, мы там – НЕ МОЛИМСЯ Богу от всей души, нет, мы просто -- ВЫСТАИВАЕМ службы, и ЖДЁМ с нетерпением, скорей бы служба -- ЗАКОНЧИЛАСЬ и можно домой пойти. Если мы с таким равнодушным настроем ходим в Церковь, зачем тогда туда вообще ходить? Только Бога огорчать.
Поэтому, если мы загоняем свою Духовную жизнь в какую-то Схему, если мы начинаем и молиться, и в храм ходить и исповедоваться и причащаться – только равнодушно, ВНЕШНЕ -- Исполняя Обряд, это, может сильно ИСКАЛЕЧИТЬ нашу душу и сделать нас – обычными – либо ФАНАТИКАМИ или МАЛОВЕРАМИ – что очень опасно.
Когда писался устав о Посте в монастырях Феодора Студита в Иерусалиме - 1000 лет назад -- этот устав не мог учитывать, что в наше время - будет телевизор, компьютер, информационные технологии, реклама, рок- и поп-музыка и так далее. Монахи составляли этот устав для себя, для жизни внутри монастыря. И поэтому он не охватывает тех сфер жизни, в которых мы сейчас живём. Было бы странно, исполняя устав, в среду и пятницу отказываться от растительного масла, но включать сериал “Моя какая-то няня” или что-то ещё, только потому, что об этом не написано в уставе. А сами, мы что – понимать разучились? Нам кто-то должен обязательно приказать, что вот во время Поста – телевизор не включайте.
Вот оно печальное -- наследие советской власти – людей в России почти ОТУЧИЛИ самостоятельно ДУМАТЬ, принимать решения и САМОСТОЯТЕЛЬНО поступать. Давно пора понять, что нет больше коммунистической партии, которая одна ДУМАЛА за весь советский народ.
Пора УЧИТЬСЯ -- жить своей головой, самим принимать решения и ОТВЕЧАТЬ за них перед Богом и людьми. Научимся так жить – спасены будем. Не научимся – погибнем.