Что выше: смирение или послушание?
Если у человека -- нет послушания, то это означает, что у него -- нет и смирения. Смирение рождает -- послушание. Приходилось видеть смиренных людей -- такая с ними радость! Такая благодать! Такому человеку говоришь: "Подойди ко мне". И человек не идет, а бегом бежит: "Батюшка, слушаю Вас". Ему благословляешь какое-то послушание, а он: "Хорошо, сейчас все сделаю". А когда гордому человеку что-то скажешь, он ещё подумает: подойти к тебе или нет. Если и подойдет, спрашивает: "Чего хотел? "-- "Ну, я хотел, чтобы ты пошел картошку почистил". -- "Еще чего не хватало! Я -- и чтоб картошку чистил! " -- "Ну, хорошо, иди подежурь". -- "Не пойду дежурить". - "Ну, идем чаю попьем". -- "А - чаю? Чаю можно"...
Со смиренным человеком так приятно! Вы никогда не увидите этого человека -- РАЗДРАЖЕННЫМ или обиженным, не услышите, чтобы он возвышал голос, чем-то возмущался. Куда бы этого человека -- не послал, он везде -- ДОВОЛЕН, всем рад. Любое послушание -- ВЫПОЛНИТ, потому что он смиренный. И таким людям Господь -- ДАЁТ здоровья, а самое главное -- душевный мир, радость, покой.
Что такое послушание -- слушаться всех или только духовника и начальствующих?
Когда человек послушный, то он слушается -- с РАССУЖДЕНИЕМ: не только духовника, начальствующих, но и всех, кто рядом с ним находится. Послушный -- послушный везде, а непослушный знает -- только себя, он никого слушаться – НЕ БУДЕТ.
Знаете, двое таких упрямых захотели внести бревно в храм. Один говорит: "Я первым пойду", а другой: "Нет, я пойду". Бревно поперек двери поставили, и все спорили. Так они в храм и не вошли... В Царство Божие непослушные, твердолобые – НЕ ВХОДЯТ, а только кроткие и смиренные. Почему? Да потому, что в обителях Рая тоже послушание должно быть. Мы ведь имеем свободную волю и по смерти её -- не лишаемся, как не лишены её Ангелы. Вот, допустим, вошел человек в обители Рая, что-то ему там не понравилось, не на то место его посадили, он и взбунтуется, потому что всю жизнь жил по своей воле... Но таким в Царство Небесное доступа нет, такие с демоном остаются, потому что только демоны -- по своей, а не по Божией воле живут.
Я -- послушница, мне не нравится мое послушание. Как быть?
В монастыре у послушников своей воли НЕТ -- какое послушание дадут, его надо принимать -- как от руки Господней. Это послушание нужно -- ИСПОЛНЯТЬ с радостью, потому что оно тебе дано -- от начальствующих, а значит и от Господа.
Святые отцы говорят: "Если послушник трудится на послушании до пота, то капли пота Ангелы Господни приносят пред Престол Господа и требуют помилования этому человеку". Помню, когда меня рукоположили во иеродиакона, дали послушание, которое было для меня тяжело. На этом послушании прежде трудилось 2 человека, но второго только что рукоположили, он служил каждый день, и мне одному приходилось нести послушание в трапезной. Встаешь в 5 утра, сначала - полунощница, потом -- литургия. После службы приходишь в столовую и начинаешь накрывать на столы. Надо было поставить посуду, порезать хлеб, накормить рабочих, убрать грязную посуду, помыть трапезную и снова накрыть столы для братии. Каждому поднести первое, второе. После обеда все убираешь, посуду сдаешь. Потом шли опоздавшие - занятые на послушании, их надо было накормить. Потом приходили студенты- семинаристы... Только все уберешь -- пора на службу идти. Когда служба заканчивалась -- снова столы накрывать, братию кормить, со стола все убрать. В это время в трапезной читались каноны, вечерние молитвы - нужно ждать до 23 часов, пока все разойдутся. Так было изо дня в день. А еще надо было утром хлеб получить, через день квас делать -- бочку литров на 200... Придешь поздно в келию -- ног не чуешь, а в 5 утра встаешь. Как-то Господь СИЛЫ -- давал, что я не роптал, а с радостью всё делал. Думаю: "Ну, слава Богу! Господь дал -- мне такое испытание".
У меня после того, как я перестал работать в столовой, появилось чувство понимания -- ТЯЖЕСТИ этого труда. Я знал, как это -- трудно, потому, когда вставали из-за стола, собирал посуду, ПОМОГАЛ -- убирать все со столов. В монастыре человек должен все послушания пройти, чтобы знать тяжесть труда на любом месте. Всякое послушание -- НАДО со страхом Божиим делать, во славу Божию.
Самым тяжелым послушанием было -- исповедовать людей. Исповедовали даже ночью. Начинаю исповедовать, смотрю: 2 часа ночи, а народ не кончается, 3 часа.., 5 часов утра - и все 10 человек стоят. Оказывается, 10 стоят - ждут исповеди, а другие спят. Кто по исповедовался -- будит другого на исповедь. Пять утра, меня ноги уже не держат, спать хочется, думаю: "Слава Богу, мне больше достанется. За это Господь дает благодать ещё здесь на земле". И действительно: тело устало, изнемогло -- еле стоишь, а в душе -- мир, тишина и покой.
Однажды, помню, за ночь прошло много людей на исповеди. Попались такие "мясистые" рыбки, у которых много тяжелых грехов, смертных. Они никогда не исповедовались. С ними поговоришь, дашь возможность покаяться, смотришь -- они радостные уходят... Хоть на часок, но отдыхать ходил. Лягу -- злой дух меня берет и в постели подбрасывает. Лечу, переворачиваюсь в воздухе, и... в это время просыпаюсь. Закрываю глаза, засыпаю -- он опять берет и подбрасывает. И так несколько раз, сон и проходит. А мой духовник присылает за мной, зовет на исповедь в Успенский собор. Не спавши ни часа, снова иду исповедовать. Духовник прекрасно знает, что я всю ночь был на Исповеди, но при всех говорит с укором: "Отец Амвросий! Как тебе не стыдно... Посмотри, сколько людей -- сотни стоят, ждут духовника. А ты все спишь! Давай, помогай исповедовать! " Я ему: "Благословите". И опять стоишь целый день...
Иногда идешь дежурить в Троицкий собор у раки Преподобного Сергия. Там огромный поток людей, целыми автобусами приезжают. Иностранцы, соотечественники подходят, вопросы задают, надо всем отвечать. Да еще следишь: вдруг кто-то из епископов приедет, надо вовремя святые мощи открыть. К 5 часам надо приготовить алтарь, все облачения - придут настоятель и служащие иеромонахи. Служат, поют акафист преподобному Сергию; после службы - проповедь, потом нужно все облачения отнести в ризницу, повесить, убрать алтарь, вымыть, проследить, чтобы весь храм был убран - с утра начнется полунощница. Особенно трудно было в дни празднования памяти преподобного Сергия. Всю неделю с 5 утра до 1 ночи - в Троицком соборе. Готовились к приезду Святейшего. Однажды после праздника, когда можно было спать больше 4-х часов, я в 12 ночи лег, а проснулся только в 1 дня. У меня был сильный будильник, но я его не слышал. Слава Богу, я знал куда шел: это - монастырь, и -- послушания надо принимать с любовью от Господа. А если сгоришь на послушании. Господь не лишит Царства Небесного.