Не разрушай счастья другого.
У вдовы были две дочери. Старшая уже вышла замуж, а младшая, Варвара, была еще невестой. У замужней сестры жил квартирант -- молодой человек по фамилии Кузнецов. Девушка-невеста часто ходила к своей сестре, познакомилась с этим молодым человеком и полюбила его. Кузнецову она тоже понравилась, и он решил сделать ей предложение. На Небе знают наши намерения. Варваре во сне является свт. Николай и говорит ей: "Варвара, в ближайшее воскресенье Кузнецов сделает тебе предложение, ты откажи ему, это не твоя судьба. У тебя есть другой молодой человек, с которым ты встречаешься и который тебя любит — вот твоя судьба. Он тоже хочет сделать тебе предложение". Действительно, Кузнецов сделал Варваре предложение, и она, несмотря на небесное предостережение, ответила согласием.
Вскоре к Варваре приходит какая-то девушка и говорит: "Прошу тебя, не выходи замуж за Кузнецова, он мой жених, и я от него беременна". Варвара нисколько не пожалела незнакомку, не вдумалась в безнравственный поступок своего жениха и пренебрежительно сказала: "Я не отвечаю за твою ошибку, я выбрала Кузнецова и от него не откажусь".
И что же случилось? Несчастная падшая девушка, видя, что все надежды потеряны, с горя повесилась. Но и эта ужасная смерть не вразумила Варвару. Страсть к Кузнецову ослепила ее. Она упорно НЕ ХОТЕЛА -- понять той истины, что НЕЛЬЗЯ -- строить свое счастье -- на слезах и смерти подобных себе людей.
Вскоре последовало вторичное явление во сне Варваре свт. Николая. Он сказал ей: "Почему ты не послушалась моего совета? Кузнецов — не твоя судьба", -- и погрозил ей пальцем. Но упрямая Варвара не приняла и этого вразумления. Назначен был день свадьбы -- 23 апреля. Мать не хотела благословлять дочь на брак, она даже скрылась из дома. Наконец ее нашли и едва убедили дать благословение, что она и сделала с явным неудовольствием. Казалось, все было против этого брака. Несколько раз лошади свадебного экипажа бесновались безо всякой видимой причины, подымались на дыбы, не хотели везти невесту в церковь. Но Варвара упорно шла путем противления ясной воле Божией, которой она не хотела повиноваться, и венчание состоялось.
Ровно через год, 23 апреля, Варвара -- умерла во время родов.
Вот как опасно не внимать небесному вразумлению, вот к каким последствиям приводит неразумное разрушение чужого счастья!
СУД БОЖИЙ.
В XVII веке остров Ямайка стал прибежищем морских пиратов. Они основали свою штаб-квартиру в большом городе Порт-Ройял. Это был один из самых богатых городов Нового Света. Пираты привозили сюда награбленные богатства, здесь они отдыхали, пьянствовали, занимались развратом. Седьмого июня 1692 года на месте, где стоял город, разверзлась пропасть, а с моря катила огромная волна. За несколько минут Порт-Ройял навсегда погрузился в морскую глубину. В 1959 году экспедиция Американского географического общества подняла со дна моря золотые часы, сделанные амстердамским мастером. Стрелки часов были утеряны, но при помощи рентгена удалось определить, что они остановились в 11 часов 43 минуты. Это и был час, когда город постигла катастрофа. (Из отрывного календаря, от 16 марта 1963 г.)
В этом событии мы видим -- проявление Суда Божия над -- нечестивым городом убийц и бандитов, забывших совесть. Мы знаем из истории, что пираты не только грабили, но и убивали людей, предварительно взяв у них все, что представляло какую-либо ценность. Над Порт-Ройялом совершился -- Суд Божий: Господь -- РАЗРУШИЛ гнездо нечестивцев.
Так погибли в древности за страшные беззакония города Содом и Гоморра. Так погибло допотопное человечество, за исключением праведного Ноя и его семьи. Так погибли Дафан и Авирон 5 , под которыми разверзлась земля. Так погиб Иерусалим за отвержение Спасителя мира.
Страшно впасть в руки Бога живаго! -- говорит нам Слово Божие (Евр. 10, 31).
БОГ СИЛЬНЕЕ ДИАВОЛА.
Бывают в жизни людей такие поразительные события, когда то невидимое, во что мы веруем, является видимым, осязательным. Это происходит после того, как человек, испытав на себе силу диавольскую, для него гибельную и мучительную, ощущает на себе всемогущую силу Божию, спасительную и животворящую.
Расскажу о следующем случае из моей пастырской деятельности. В одном городе проживала семья, состоявшая из престарелой матери и сына тридцати с лишним лет. Дожив до такого возраста, молодой человек никак не мог найти себе по каким-то неизвестным причинам подругу жизни и жил холостым. Но злой дух не дремлет. Неподалеку от них жила одинокая женщина, гораздо старше его, которая решила сделать молодого человека своим любовником. Вначале под разными предлогами она приглашала его к себе в гости, угощала, дело, конечно, не обходилось без вина, и наконец добилась своей цели.
Мать, глубоко верующая, скорбела о беспорядочной жизни сына. Она, подобно всем матерям, желала, чтобы он нашел себе скромную девушку или даже вдову и зажил своею семьею, как и все добрые люди. Многократно говорила она об этом с сыном. Молодой человек, в котором искра Божия не погасла, тяготился беззаконной связью с порочной женщиной и пошел навстречу совету своей любящей матери. Подыскали ему девушку, познакомили. Она ему приглянулась, справили свадьбу и стали жить в доме матери.
Казалось бы -- слава Богу! -- жизнь пошла нормальным порядком. Но бывшая любовница молодого человека, которую он, конечно, бросил, не хотела так легко, без боя, оставить свою добычу. Не перевелись еще до сих пор колдуньи, имеющие общение с нечистой силой. К одной из них и обратилась эта стареющая, но преданная плоти женщина.
Колдунья ей пообещала: "Я сделаю так, что он бросит свою жену и вернется к тебе". Какие колдовские действия она производила, мы не знаем, это тайна лиц, общающихся с сатаной. Тем не менее через некоторое время матери этого человека стало известно, что молодожены живут, как брат и сестра, хотя спят в одной постели. Сила колдовства действовала -- весьма сильно. Молодые не могли понять, что с ними происходит. Семья могла распасться.
Однако мать, глубоко верующая, имевшая Библию и часто ее читавшая, поняла козни диавола и обратилась к священнику, рассказав ему все вышеизложенное. По ее просьбе и по согласию молодых людей в доме был отслужен -- водосвятный молебен, весь дом и комната молодых были -- окроплены и освящены святой водой.
Священник побеседовал с мужем и женой, верующими, но неопытными в духовной жизни. На примере сщмч. Киприана и мц. Иустины он показал им, что Бог сильнее диавола, что все козни демона легче паутины для всемогущей силы Божией. По совету священника (это происходило во дни Рождественского поста) молодые люди -- попостились, причастились Животворящих Тайн Христовых, после Крещения повенчались, и через год Бог благословил их брак рождением ребенка.
Жизнь святых убеждает нас, что из самой бездны адской Господь может вырвать человека, если тот обратится к Нему в слезах покаяния. Преподобные Мария Египетская, Таисия, Пелагия, Евдокия были рабами диавола через служение своим плотским страстям, но Бог победил в них злого духа и сделал их живыми сосудами Святого Духа. ...Все возможно Богу (Мк. 10, 27).
ВЛИЯНИЕ ЗЛЫХ ДУХОВ.
Диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить -- так учит нас апостол Петр (1 Пет. 5, 8). Враг особенно нападает на тех, кто избрал -- подвиг иноческий или жизнь молитвенную. Те случаи темного и пагубного влияния злых духов, которые приведены ниже, взяты мною из сочинения епископа Игнатия Брянчанинова "О молитве Иисусовой" 6 .
В одной обители среди прочей братии спасался монах. Он жил под колокольней в отдельной комнатке, нес послушание звонаря и ничем особенным не отличался. Однажды монах пришел на исповедь к духовнику обители, который вследствие долговременных опытов внутренней духовной жизни имел дар рассуждения, весьма ценный в монашестве.
Монах-звонарь рассказал ему о том, что, находясь в келии, ВИДИТ -- всё, что делают братия в своих келиях в любое время дня и ночи. Кроме того, даже в самое холодное время года он – НЕ ТОПИТ печь, потому что никогда -- не мёрзнет, ему всегда тепло. Открывая это духовнику, монах искренне считал все вышеописанное -- проявлением Божией благодати.
Опытный духовник понял, что звонарь НАХОДИТСЯ -- в состоянии Прелести. Путем расспросов он установил, что монах сей -- ведет САМОВОЛЬНЫЙ подвиг: без благословения игумена -- творит множество земных поклонов с молитвой Иисусовой. Начал с малого числа поклонов, а потом самовольно все более и более увеличивал их, находя в этом духовное услаждение. Духовник кротко объяснил монаху-звонарю основное правило монашества -- послушание во всем, а тем более в молитвенном подвиге, который таит для неопытных множество неожиданностей. В заключение духовник дал ему своё молитвенное правило, гораздо меньше того, которое звонарь творил самочинно. Монах смиренно -- обещал совершать только то, что заповедал духовник.
Через некоторое время монах-звонарь опять приходит к духовнику и говорит ему: "Отче, ты -- отнял у меня всю благодать: теперь я – НЕ ВИЖУ, что делают монахи в своих келиях, во время холодов -- мёрзну и вынужден -- ТОПИТЬ у себя печку!". Духовник ответил ему: "Дорогой мой! Ты теперь находишься -- в ПРАВИЛЬНОМ Духовном устроении; все, что было с тобою прежде, происходило -- по коварному действию диавола. Проси Господа, чтобы Он дал тебе зрети -- твоя согрешения и оплакивать их". Монах-звонарь согласился с этим наставлением своего духовника и уже беспреткновенно совершал свой путь.
Другой случай. В Петербурге к одному опытному духовнику-иеромонаху пришел на исповедь почтовый чиновник и поведал ему следующее: когда он проходит по мосту через Фонтанку или Неву, то слышит в душе своей невидимый голос, побуждающий его броситься в воду. "Отчего это происходит со мною?" -- поинтересовался чиновник. Духовник начал расспрашивать его о внутренней жизни.
Чиновник оказался человеком очень благочестивым: усердно ходил в храм на богослужения, внимательно читал Слово Божие. Прочитав в одной духовной книге о молитве Иисусовой, он стал усиленно -- заниматься ею и творить при этом самочинно, без благословения духовника, много земных поклонов.
Иеромонах объяснил благочестивому чиновнику -- ВРЕД самовольных молитвенных подвигов, объяснил, что ПОЛЕЗЕН для души только тот из них, который ведется со смирением и по БЛАГОСЛОВЕНИЮ -- опытного духовника. "Дорогой мой, не уклоняйся ни налево -- в область служения греху, ни направо -- в высшие молитвенные подвиги. Иди средним, царским путем и спасешься.
Видишь, ты, хотя и усиленно, старательно молился, но молился ты сам – САМОВОЛЬНО, без благословения, и потому ПОПАЛ -- под власть злых духов, которые ХОТЕЛИ -- погубить тебя навечно через самоубийство". Духовник дал благочестивому мирянину определенное молитвенное правило по его силам, которое чиновник принял со смирением.
Третий случай. Дело происходило на Валаамском острове, который дал Русской Церкви в былое время много подвижников благочестия и святых. Жили там в молитвенных подвигах два монаха. Один подвизался по одну сторону залива, другой — по другую. Время от времени они приходили друг к другу для духовной беседы. Однажды в начале зимы эти монахи встретились в очередной раз. Беседа затянулась до темноты. Пришедший гость собрался уходить. "Смотри, -- сказал ему хозяин, -- не вздумай идти по льду залива — лед еще очень тонок, а иди кругом, тем путем, которым ты пришел ко мне -- по берегу залива". -- "Я уже легок стал", -- сказал гость и пошел по льду. С тревогой стоял его приятель в вечернем сумраке на берегу залива. Вначале все было тихо, потом послышался треск льда, затем душераздирающий крик, и... все смолкло. "Погиб, -- с ужасом подумал стоявший на берегу монах, -- погиб телом, а может быть, и душою".
Злой дух, как видим из этих примеров, НАХОДИТ -- легкий доступ к тем, кто -- уклоняется от смирения, кто высоко -- думает о своих подвигах благочестия и молитвы. Если бы эти люди имели смирение мытаря, если бы их любимой молитвой была: Боже, милостив буди мне грешнику (Лк. 18, 13), то их не постигла бы диавольская прелесть. ...Смирихся, и спасе мя [Господь], — говорил пророк Давид (Пс. 114, 5). Блажени нищии духом, то есть смиренные, — возвещает Христос (Мф. 5, 3). Благоразумный разбойник никаких добродетелей не имел, кроме покаянного смирения, и первый вошел в рай, открытый для всех верующих душ. Блажени плачущии... (Мф. 5, 4), а не величающиеся своими подвигами. "Кто увидел свои грехи, тот получил б о льшую пользу, чем тот, кто увидел Ангела", — учит нас преп. Исаак Сирин 7 . Смирение отгоняет все козни злого духа.
СИЛА МОЛИТВЫ.