Б. Совершители богослужения. Священная иерархия. Богослужебные облачения. Понятия «хиротония» и «хиротесия». Чинопоследования хиротоний во диакона, пресвитера, епископа.
1. Лица, участвующие в богослужении делятся на священнослужителей и церковнослужителей. Священнослужители получили благодать Святаго Духа в таинстве священства для служения Церкви, как обществу христиан.
Священнослужители (служебное священство):
- Дьякон «служитель»: иеродиакон, протодиакон, архидиакон
- Пресвитер: иерей, протоиерей, протопресвитеры, иеромонахи, архимандриты.
- Епископ «надзиратель»: архиепископ, митрополит, патриарх
Церковнослужители (царственное священство):
- иподиакон, чтец, певец, псаломщик, пономарь
Совершителями богослужения являются все верующие христиане, присутствующие за богослужением, однако одним назначена служебная функция, другим «сослужебная».
2. В Ветхом Завете для служения перед алтарем и принесения на нем жертв Бог учредил иерархию, состоящую из трех степеней: первосвященника, священников и левитов. В Новом Завете по примеру Спасителя и по воле Святого Духа апостолы избрали достойных приемников и учеников. Через таинственное рукоположение (хиротонию) они посвятили их на служение Церкви и передали им преемство пастырского служения.
Богоучрежденная иерархия составляет три степени: первая и высшая – епископская, вторая и подчиненная пресвитера или священника, третья и более низшая дьякона. Епископу исключительно предоставлено надзирать за правым учением в Церкви, проповедовать здравое слово Божие. Пресвитер имеет право проповедовать при богослужении, священодействовать (кроме таинства священства) и совершать различные богослужения. Дьяконы являются помощниками и сослужителями пресвитеров, они не имеют права совершать священнодействия.
Согласно апостольскому учению, – «к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова» (Еф.4,12), для того, чтобы все желающие находили готовое посвящение себе в недрах Церкви. По апостольскому учению, все христиане носят звание священническое, представляя собой «род избранный, царственное священство, народ святой, людей, взятых в удел» (1Пет. 2, 9).
Теперь священное звание христианина исходит из дарованного ему духовного священства перед Богом.
3. Виды богослужебных облачений:
церковнослужители: - стихарь (алтарник, пономарь)
священннослужители: стихарь – белый подрясник (символ благодати и чистоты), пояс (символ выбранного пути), поручи (символ – руки Христа), епитрахиль (благодатные дары, скорбь взятая на Себя Христом) – кроме дьякона, фелонь (риза, одежда правды и радости о Господе) – кроме дьякона, орарь «крылья херувимов», указатель – только у дьяконов
награды священников: набедренник, палица, митра
у епископа: омофор, набедренник, митра, панагия, саккос
Бытовая одежда:
Подрясник, риза, скуфья
В полном облачении служат:литургию,пасхальную заутреню,вечерню (?),Великая пятница и Великая суббота,Вынос плащаницы,Вынос креста,Великое освящение воды (если сослужит то частичное, если возглавляет, то полное)
Венчание и крещение – только епитрахиль и фелонь
На Руси цвета: Золотой – Воскресенье, святителей.Белый – Господские праздники и попразднства, Лазарева Суббота, Великая Суббота, Заупокойная служба, Зеленый – Троица, Вход Господень в Иерусалим, юрдивым, преподобным., Голубой – богородичные и попразднства., Красный – Пасха и мученики, Черное – посты, Фиолетовый – воскресные дни поста.
А. Монашество: происхождение и развитие. Прп. Антоний Великий и развитие отшельничества. Прп. Пахомий Великий и зарождение общежительного монашества. Монашество на Западе: свт. Амвросий и блж. Августин, свт. Мартин Турский. Прп.Бенедикт Нурсийский и значение его Устава на Западе.
3б. Богослужение в Русской Церкви в домонгольский период. Первые храмы и их общественное значение. Храмоздательство при св. Владимире и ЯрославеМудром. Наиболее замечательные храмы Киевского периода. Устройство храмов. Святые иконы (Киево-Печерская, Владимирская, «Знамение» иконы БожиейМатери). Мощи святых и других святыни. Новые русские праздники (Покров Пресвятой Богородицы, 1 августа, дни памяти святых, «Юрьев день», празднования в честь чудотворных икон и др.).Богослужебные уставы, книги и церковное пение. Особенности Студийского устава. Особенности при совершении таинств и обрядов. Спор о постах в среду и пяток в Северо-восточной и Южной Руси.
Билет 14
А. Личность пророка Исайи. Его призвание к пророческому служению. Книга пророка Исайи: Обзор содержания и характерные особенности. Пророчество о рождении Эммануила от Девы (Ис. 7, 4-11). Пророчество о возвышении Галилеи языческой (Ис. 9). Пророчество о происхождении Мессии из дома Иессеева и о получении Им полноты даров Святого Духа (Ис. 11, 1-6).
Исайя принадлежал к иудейской аристократии, был высокообразованным человеком и призванным пророком Божиим. По преданию, пророк Исайя умер мученической смертью во время правления царя Манассии, сменившего на престоле царя Езекию (ср. Евр. 11,37).